←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7
ДОНЕЦКИЙ ЭКОНОМИКО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
КУРСОВАЯ РАБОТА
по предмету «ПОЛИТЭКОНОМИЯ»
на тему: «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ»
Выполнила:
студентка 1 курса группы «А»
заочного отделения ДЭГИ
Петрасюк Оксана Станиславовна
Научный руководитель
ст. преподаватель Кузнецова В.Н.
Донецк – 2002
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Введение…………………………………………………………………… 3
1. Сущность государственного регулирования экономики……………. 5
1.1. Необходимость государственного вмешательства в экономику... 5
1.2. Экономические функции государства…………………………….. 8
2. Способы государственного регулирования экономики 10
2.1. Классификация форм и методов государственного регулирова-ния…………………………………………………………………..
10
2.2. Социальное регулирование……………………………………….. 12
2.3. Поддержание международной конкурентоспособности и опти-мальной структуры производства…………………………………
15
2.4. Обеспечение макроэкономической стабильности……………….. 16
3. Государственное регулирование в условиях переходного периода... 19
4. Особенности государственного регулирования экономики Украины 27
Заключение………………………………………………………………… 35
Список литературы………………………………………………………... 36
Приложение 1. Формы и методы финансовой поддержки санации предприятия……………………………………………..
37
Приложение 2. Финансовое участие государства в санации привати-зированных предприятий………………………………
38
ВВЕДЕНИЕ
Формирование оптимальной макроэкономической структуры, обес-печивающей динамизм производительных сил и сбалансированность внут-реннего рынка, предполагает наличие системы централизованного регули-рования, в частности такого института, каким является государство. В ус-ловиях рыночных отношений важное значение имеет поддержание на не-обходимом уровне степени государственного вмешательства в экономику, достижение оптимальности правового регулирования общественных от-ношений, в том числе – отношений предпринимательства, во всех отраслях и сферах народного хозяйства.
Значимость государственного регулирования особенно актуальна в период трансформации от административно-командной системы к рыноч-ной модели экономики, когда существенно усиливается потребность в же-сткой координирующей структуре, оказывающей определенное влияние на формирование необходимых предпосылок становления конкурентной сре-ды и развития совокупного рынка. В процессе формирования многоуклад-ной рыночной модели экономики государство как регулирующий орган гарантирует стабильность воспроизводства, способствует устойчивой ра-боте предприятий различного статуса как основных налогоплательщиков и непосредственных производителей материальных благ.
Участия в хозяйственной жизни общества раскрывается в работах многих экономистов. Еще А. Смит отмечал, что «видимая рука» прави-тельства должна регулировать «невидимую руку» конкуренции. Проблемы государственного регулирования экономики раскрыты в трудах Дж.М. Кейнса, М. Фридмена, В. Леонтьева, Д. Гелбрейта, А. Маршалла, П. Самуэльсона, Д. Норта и др. Различия между концепциями сводятся к используемым методам государственного воздействия, вплоть до полного их отрицания.
Целью данной работы является исследование роли государства как институциональной структуры в экономике.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач: раскры-тие сущности государственного регулирования, характеристика функций государства в управлении экономикой, методов и инструментов государст-венного регулирования, раскрытие особенностей государственного регу-лирования экономики в условиях ее рыночной трансформации, также рас-смотрена специфика государственного регулирования в Украине.
В процессе написания работы использовались материалы периодиче-ской печати, экономическая литература.
Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка лите-ратуры и двух приложений.
1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
1.1. Необходимость государственного вмешательства в экономику.
Вопрос о роли государства в регулировании экономических отноше-ний носит весьма проблематичный характер. Одни ученые-экономисты считают необходимым жестокое государственное регулирование всех от-ношений в сфере экономики, другие же – отбрасывают необходимость та-кого регулирования вообще. Отрицательными являются последствия как чрезмерного регулирования государством экономических отношений, так и полного невмешательства его в сферу экономики.
Мировой опыт экономической практики доказывает, что нет, и не может быть эффективной социально ориентированной рыночной экономи-ки, основывающейся на современных научно-технических достижениях, без активной регулирующей роли государства. Реальная рыночная эконо-мика никогда, даже на первых этапах ее становления не обходилась без вмешательства государства. Менялись лишь задачи, формы, инструмента-рии такого вмешательства и его масштабы.
Экономическая роль государства еще в начале ХХ века была пре-дельно ограниченной. Положение изменилось в период первой мировой войны, когда вначале в Германии, а затем в странах Антанты государство начало активно вмешиваться в хозяйственную жизнь с целью мобилизации ограниченных ресурсов для достижения военной победы. Отмеченные ме-ры носили, однако, чрезвычайный, военно-мобилизационный характер, а потому с окончанием войны государственное вмешательство в хозяйст-венную жизнь сошло на нет.
К началу 30-х годов среди западных экономистов господствовало мнение о том, что экономические спады (кризисы) объясняются случай-ными причинами, что механизм рыночного саморегулирования в принципе обеспечивает соответствие между совокупными спросом и предложением, следовательно, и автоматический выход экономики из кризиса и после-дующий ее подъем на базе обновления основного капитала и ликвидации нерентабельных предприятий. Однако во время глубокого кризиса и за-тяжной депрессии 30-х годов стало очевидно, что механизм рыночного са-морегулирования не справляется со своими функциями, не обеспечивает автоматический выход из кризиса, что требует перехода к активному госу-дарственному регулированию экономики. Такое регулирование на практи-ке стало осуществляться в США с 1933г. командой президента Ф.Д. Рузвельта, разработавшей и реализовавшей так называемый «Новый курс». Теория государственного регулирования была создана Дж.М. Кейнсом и его последователями. Кейнс сделал справедливый вывод о том, что выход из глубокого кризиса, рост объемов производства и уров-ня занятости невозможны без активного участия государства. [6, с.37]
На современном этапе в преобладающем большинстве стран мира функционирование народного хозяйства характеризуется, в первую оче-редь, ростом регулирующей роли государства по отношению как к госу-дарственному сектору экономики, так и к частному, и к их взаимодейст-вию, что обусловлено определенным уровнем осознания необходимости не только разграничения частных и публичных интересов в обществе, но и поддержания оптимального баланса между ними. В то же время всем хо-рошо известны последствия отказа публичной власти от регулирования экономических отношений в процессе перехода от административно-командной системы хозяйствования и управления к смешанной. Примеры Украины, России и других стран СНГ, скорее всего, войдут во все учебни-ки и хрестоматии начала ХХI века, как яркие иллюстрации того, к чему может привести вытеснение государства на начальном этапе проведения рыночных реформ.
Особенно важно определение роли государства в регулировании экономики на так называемых «переходных» этапах его развития (подоб-ных тому, какой переживает в настоящее время Украина, - когда осущест-вляется переход от административно-командного порядка общественной жизни к демократическому, когда в общественных интересах, ориентациях и мотивах поведения людей, социальных ценностях отражаются черты, присущие именно смешанной форме социально-экономических процессов и структур - от остаточных административно-командных до разнообраз-ных частных). При определении роли государства необходимо учитывать состояние экономики, уровень ее зависимости от государства, социальный фактор и менталитет народа, особенно – при переходе от командно-административной системы к рыночной экономике.
Особую актуальность в условиях трансформации общества приобре-тают проблемы реализации таких закономерностей, как сбалансирован-ность экономических интересов и достижение адекватного этому процессу правового механизма их регулирования в направлении достижения опти-мальности соотношения экономических интересов различных форм собст-венности и правовых норм, институтов государственной и частной собст-венности.
В странах, осуществляющих трансформацию к рыночной экономике (в еще большей мере, чем в странах с уже развитой рыночной экономи-кой), проявляется необходимость государственного регулирования эконо-мики в этот период. Это объясняется тем, что самоорганизация (а рынок представляет собой классический образец самоорганизации) свойственна достаточно устойчивым системам и малоэффективна в период перехода от одной системы к другой. Важно иметь в виду, что
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7
|
|