Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экономическаятеория /

Государство и экономика

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Скачать реферат


Государство и экономика

Содержание работы:

Введение. 3

Западная экономическая модель. 3

Право и экономика в России. 10

От социализма к новому общественному строю. 10

Реформа социалистической собственности. 16

Роль права в новых отношениях. 19

Собственность. 20

Частная собственность. 24

Общая деловая собственность. 25

Общая совместная собственность. 28

Сделки. 31

Рынок и его регулирование. 34

Типы рыночных связей. 39

Теневая экономика. 41

Рынок как социальный институт. 44

Законы спроса и предложения. 47

Заключение. 48

Список литературы: 52

Введение.

В условиях перехода нашей страны к рыночной экономике у людей возникает масса злободневных вопросов. Они касаются условий жизни людей: кто и как гарантирует сохранение достигнутого ранее уровня благосостояния людей? Когда и как будут изменены цены на потребительские товары, и в какой мере будут компенсироваться потери населения от ин-фляции? Если человек окажется безработным, то кто и как ему поможет?

Деловых и предприимчивых людей волнуют такие, скажем, во-просы: в каких пределах и формах будет дальше проводиться разгосударствление экономики России? Когда будут обеспе-чиваться нормальные, подкрепленные правовыми нормами ус-ловия для развития бизнеса?

Итак, видно, что во всех этих вопросах очень тесно взаи-модействуют понятия экономики и права. Не зная одного из направления развития вопроса, невозможно будет ответить на вопрос в целом.

Чтобы найти ответ на подобные вопросы, потребуется выяс-нить, из чего состоит, как действует экономический орга-низм общества и как он регулируется правом в процессе своего развития. Человеческие потребности весьма многооб-разны. В частности, по субъекта (носителям потребностей) они различаются на индивидуальные, групповые, коллектив-ные и общественные. По объекту (предмету на который они направлены) запросы людей подразделяются на материальные, духовные, этические (относящиеся к нравственности) и эти-ческие (касающиеся искусства). По сфере деятельности вы-деляют потребности труда, общения, рекреции (отдыха, вос-становления работоспособности) и экономические.

Рассмотрим детальнее последний вид потребностей. Экономи-ческие потребности – та часть человеческих нужд, для удовлетворения которых необходимо производство, распреде-ление, обмен и потребление благ. Именно они участвуют в активном взаимодействии между производством и неудовле-творенными запросами людей. Каково же это взаимодействие и как оно регулируется.

Западная экономическая модель.

В начальный период классического капитализма государство не вмешивалось в экономику. В этом не было ни какой необ-ходимости. Единоличные собственники самостоятельно успеш-но справлялись почти со всеми хозяйственными делами. В XIX в. в экономике признавалось нормальным полное безвла-стие (стихийная игра рыночных сил). А государство было призвано лишь поддерживать общий порядок – быть, как то-гда говорили, “ночным сторожем”. Французская и английская классическая политическая экономия теоретически обосновы-вала принцип невмешательства государства в производствен-ную деятельность предпринимателей.

Буржуазия шла к власти под флагом идей естественного пра-ва. Государство при подобном воззрении если и воздейству-ет на экономику, то только такими законами, которые соот-ветствуют естественному праву. Основными же постулатами последнего является священность и неприкосновенность ча-стной собственности, частный характер присвоения. Госу-дарство при этом рассматривается не в качестве хозяйст-вующего субъекта, а как сила, призванная охранять сущест-вующие отношения. Чаще всего оно объявлялось "ночным сто-рожем", независимым арбитром в конфликтных ситуациях.

Добиваясь власти, буржуазия требовала отказа государства от вмешательства в экономику. Свобода собственности и свобода труда - вот основные составляющие западной модели экономической жизни. С точки зрения Адама Смита, патриар-ха буржуазной экономической науки, каждому человеку, если он не нарушает законов справедливости (то есть естествен-ных законов), предоставляется совершенная свобода пресле-довать свои интересы и конкурировать своим трудом и капи-талом с трудом и капиталом любого другого. Такова была и позиция многих буржуазных правоведов.

А. Смит считал, что всякая система государственных мер, которая стремится или поощрять применение капитала к ка-кой-то отрасли труда, или препятствовать этому, мешает естественному развитию хода производства. Отсюда следовал вывод: «очевидно, остается и утверждается простая и неза-мысловатая система естественной свободы. Каждому челове-ку... предоставляется совершенно свободно преследовать по собственному разумению свои интересы... Государь совер-шенно освобождается от обязанности... руководить трудом частных лиц и направлять его к занятиям, наиболее соот-ветствующим интересам общества».

В условиях, когда начинают складываться крупнейшие моно-полии, буржуазное государство активизирует свою экономи-ческую деятельность. Причем не всегда в интересах монопо-лий, как это упрощенно преподносилось у нас некоторое время назад. Антимонопольное законодательство, социальное законодательство, большинство социальных программ буржу-азных правительств во многом удовлетворяли интересы проф-союзов и рядовых тружеников. Было, например, явной натяж-кой объявлять законы о минимальной заработной плате выра-жением воли господствующего класса - буржуазии. Делались попытки планирования, но ни государственные инвестиции, ни контрольные меры правительства не устраняли систему частного предпринимательства. Более того, в последние го-ды правительства Рейгана, Тэтчер и другие ориентировались на свертывание государственной активности и отход от принципов государства всеобщего благоденствия. Неоконсер-ваторы подсчитали, что программы помощи со стороны госу-дарства не способствуют социальной активности граждан.

Поскольку западная модель отвергает активное государст-венное регулирование экономических отношений, то возника-ет вопрос: насколько же велика в таком случае роль закона и иных средств юридического воздействия? Ответ однозначен - она огромна. Причем едва ли не в первую очередь следует указать на роль судебных и арбитражных решений, которыми направляется экономическая жизнь при любой правовой сис-теме. Свободно определив свои обязанности в договоре, сторона рискует потерпеть убытки, если в случае конфликта партнер по соглашению обращается в суд. Разумеется, суд при этом действует в рамках законов.

Однако роль законодательных актов при буржуазной модели экономической свободы заключается в том, что они призваны если не разрешить, то хотя бы сгладить внутренние кон-фликты системы. И не только классовые, о которых много сказано в марксистской литературе. Главное противоречие вытекает из того, что на знаменах буржуазии в буржуазной революции были начертаны "свобода", "равенство" и "брат-ство". Между тем, как не без оснований указывал еще Ток-виль, равенство - политическое, социальное или экономиче-ское - заключает в себе угрозу для политической свободы и независимости личности. Идеолога американской конституции тревожило, что политическое равенство, правление большин-ства и сама политическая свобода угрожают праву собствен-ников использовать свою собственность по собственному ус-мотрению.

От внимания буржуазных политиков не могло укрыться то об-стоятельство, что право собственности и управление фирма-ми создает неравенство граждан в доходах, статусе, квали-фикации, обладании информацией, в доступности к политиче-ским лидерам и в целом - в прогнозировании жизненного ус-пеха и, следовательно, в шансах на равных участвовать в управлении государством. И юридически, и фактически имеет место неравенство во внутреннем управлении хозяйственными предприятиями.

Вместе с тем немало сторонников имеет точка зрения, со-гласно которой экономическая свобода, включающая в себя право частной собственности - право собственников самим управлять своими фирмами или делегировать право контроля над ними менеджеру, - так же законна, как и политическая. Поэтому в демократическом западном обществе законы в ито-ге призваны освящать недемократизм (неравенство) в эконо-мической сфере. В США, например, весьма злободневен во-прос, до каких пределов естественное право собственности ограничивает полномочия законодательного органа. Долгое время Верховный суд довольно осторожно относился к опре-делению полномочий конгресса и законодательных собраний штатов в этом отношении.

В конце XIX в. и в особенности в XX столетии в западных странах государство изменило свое отношение к экономике. Своего рода пионером в этом деле выступила Германия. В 80-х годах XIX в. канцлер Германской империи князь Отто Бисмарк провел, в частности, огосударствление прусских железных дорог для спасения железнодорожных компаний от краха во время кризиса 1873 г., установил табачную моно-полию и налог на спиртные напитки, чтобы увеличить госу-дарственные доходы. Этим были положены первые кирпичи в основание государственного сектора хозяйства.

В XX столетии в мирных условиях частные предприниматели и корпоративный капитал уже не справлялись с крупными нару-шениями общего хода развития национальной экономики. И тогда в экономической теории был пересмотрен принцип не-вмешательства государства в хозяйственную деятельность. Известный английский экономист Джон Кейнс в своем главном труде «Общая теория занятости, процента и денег» обосно-вал необходимость широкого и активного вмешательства го-сударства в экономику. В этих

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»