Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экономическаятеория /

Денежно-кредитная политика государства

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Скачать реферат


Содержание

Введение 5

Глава 1. Теоретические основы денежно-кредитной политики 10

1.1 Представления о денежно-кредитном регулировании экономики

различными экономическими школами 10

1.1.1 Неоклассическая школа 10

1.1.2 Кейнсианская модель денежно-кредитного регулирования 12

1.1.3 Монетаристская количественная теория денег 17

1.2 Механизм и инструменты воздействия Центрального банка

на предложение денег в экономике 21

1.2.1 Механизм кредитной эмиссии 21

1.2.2 Формы и инструменты регулирования предложения денег 24

1.3. Цели и эффективность денежно-кредитной политики 28

1.3.1 Система целей денежно-кредитной политики 28

1.3.2 Промежуточные цели в различных концепциях

денежно-кредитного регулирования 29

1.3.3 Противоречивость денежно-кредитного регулирования 32

1.3.4 Передаточный механизм денежно-кредитной политики и его роль 36

Глава 2. Денежно-кредитная политика в переходной экономике России 39

2.1 Факторы, влияющие на денежно-кредитную политику 39

2.2 Особенности российской банковской системы 40

2.3 Специфика целей денежно-кредитной политики 43

2.4 Противоречивость денежно-кредитной политики 90-х гг. 46

2.5 Методы и инструменты 52

2.6 Особенности послекризисной денежно-кредитной политики 56

Глава 3. Единая государственная денежно-кредитная политика в XXI в. 60

3.1 Цели и результаты денежно-кредитной политики в 2001 году 60

3.2 Цели денежно-кредитной политики на 2002 год 64

Заключение 74

Библиографический список 79

Приложение 1. 81

ВВЕДЕНИЕ

В современной рыночной экономике существует немало социально-экономических проблем, неподвластных рынку и требующих государственного вмешательства. Строго говоря, понятия "рыночная экономика" или "рыночная система" абстрактны, они представляют упрощенную картину действительности, в которой многие ее стороны отсутствуют. Ни сейчас, ни когда-либо прежде нет и не было ни одной страны, экономика которой функционировала бы только при помощи рыночного механизма. Наряду с рыночным механизмом всегда использовался и используется сейчас еще в большей степени механизм государственного регулирования экономики.

Рынок — это не экономическая система в целом, а лишь один из механизмов координации повеления экономических субъектов. Этот механизм никогда, даже во времена А. Смита, не был единственным. Во все времена он использовался вместе с механизмом государственного регулирования. Менялась и меняется только пропорция их использования. При этом оба механизма опираются на традиции, обычаи данного общества. И если уж использовать принятую сейчас терминологию, то никаких иных экономических систем, кроме смешанных, не существует.

В развитых странах со смешанной экономикой роль государства в функционировании экономики далеко не одинакова. Она различается по масштабам, формам и методам воздействия государства на экономику, по готовности общества принимать и поддерживать такое вмешательство государства в экономическую жизнь. Эти различия обусловлены многими факторами объективного материального порядка, а также влиянием традиций и представлений, характерных для данного общества, что сейчас определяется таким понятием, как менталитет.

Независимо от специфики экономического, культурного, национально-исторического развития разных стран, в которых более или менее успешно функционирует смешанная экономика, независимо от экономических теорий, которым отдается предпочтение в этих странах, экономическая роль государства в них может быть представлена следующими важнейшими экономическими функциями:

• разработка хозяйственного законодательства, обеспечение правовой основы и социального климата, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики;

• поддержка конкуренции и обеспечение сохранности рыночного механизма;

• перераспределение доходов и материальных благ, направленное прежде всего на обеспечение социальных гарантии и защиту нуждающихся в ней различных общественных групп;

• регулирование распределения ресурсов для изменения структуры национального продукта;

• стабилизация экономики в условиях колебания экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста;

• предпринимательская деятельность.

Все эти функции, с одной стороны, направлены на поддержание и облегчение функционирования рыночной экономики, а с другой — на корректировку и модификацию действий рыночной системы, включая нейтрализацию ее негативных сторон.

Представленный перечень экономических функций государства свидетельствует, что его экономическая роль отнюдь не сводится к руководству государственным сектором экономики, т. е. к предпринимательской деятельности в рамках определенной группы предприятий, собственником которых оно является. Экономическая роль государства предполагает его деятельность по регулированию экономики в целом, всех его секторов как единой системы. Следовательно, разгосударствление и приватизация, как правило, означающие количественное сокращение государственного сектора экономики, может сопровождаться как ослаблением регулирующей роли государства, так и ее усилением и расширением выполняемых им экономических функций.

В процессе перехода от тотального огосударствленного хозяйства к смешанной экономике существенные изменения претерпевают не только функции и направления государственного воздействия на экономику, но и методы такого воздействия. Как известно, существуют две группы методов государственного регулирования: прямые (административные) и косвенные (экономические). И хотя в ряде конкретных случаев такое их деление оказывается в значительной мере условным, а иногда его просто бывает трудно провести, в целом же при анализе данной проблемы его использование полезно и целесообразно.

Финансовые и кредитные методы государственного регулирования экономики при их рассмотрении в комплексе образуют денежно кредитную политику государства; под ней понимается «совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивости экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические последствия» [20, c. 302]. Рассмотрению основополагающих аспектов данных методов регулирования экономики и посвящена предлагаемая работа.

Из приведенного определения следует, что денежно-кредитная политика не является чем-то самодостаточным, она теснейшим образом связана с прочими регулирующими функциями государства (регулированием инвестиционной деятельности, бюджетно-налоговой политикой, системой поддержки малого предпринимательства и т.д.). Однако комплексное решение указанных задач содержит в значительной степени и административные меры регулирования, поэтому детальное рассмотрение этих разделов в работе не предусматривается.

Актуальность рассматриваемой темы определяется следующим обстоятельством. Противоречивый, в значительной мере неудачный опыт реформирования отечественной экономики все чаще в последнее время (особенно после финансового кризиса 1998 г.) ставит на повестку дня вопрос о формах и методах проведения денежно-кредитной политики. Характерно, что серьезные разногласия в стане экономистов наблюдаются не только по поводу предлагаемых для реализации мер, но даже в оценке существующего положения дел. Так, наряду с мнением, что проводимая государством денежно-кредитная политика с 1995 г. была крайне жесткой, но эффективной, а причины падения рубля оказались чисто психологическими [22, c. 24], высказывалось убеждение, что именно проводимый Центральным Банком курс оказался в итоге провальным. В качестве подтверждения обычно приводится статистика, которую можно назвать вопиющей: кризису лета 1998 г. предшествовало громадное сокращение чистых валютных резервов на 14,6 млрд. долл., причем на 7,9 млрд. – с мая по август 1998 г. [25, c. 24]. Такая политика денежных властей многими авторами напрямую называется безответственной.

Целью данной работы является комплексное изучение финансовых и кредитных методов государственного регулирования экономики. Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:

- изучения теоретического наследия, оставленного по данному вопросу представителями различных экономических школ;

- ознакомление с текущим состоянием дел в мировой практике, в частности – с отечественным опытом проведения кредитно-денежной политики последних лет;

- рассмотрение основных направлений реализации этой политики на ближайшую перспективу.

Постановка и последовательное решение данных задач определяет структуру работы. Рассмотрению каждой из них посвящена отдельная глава.

Стоит отметить, что финансовые и кредитные методы государственного регулирования экономики рассматриваются как в общих систематизированных курсах по экономической теории, так и в специальных изданиях и экономической периодике.

Несмотря на то, что в части учебных изданий проблема государственного регулирования рассматривается вскользь, ряд авторов все же уделяют ей серьезное значение. На этом фоне выделяется учебник под ред. Камаева В.Д. ([19]). Подробное теоретическое рассмотрение денежно-кредитного регулирования сочетается в нем с глубоким анализом отечественной практики.

И все же наиболее полно рассматриваемые вопросы отражены в специализированных изданиях (Албегова

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»