←предыдущая следующая→
1 2
Министерство общего и профессионального обра-зования РФ
ТИУиЭ
Реферат
По учебной дисциплине
«Экономическая теория»
на тему:
«Дефицит государственного бюджета»
Выполнила:
Проверила:
Прохорова Л.С.
Таганрог, 2000 г.
Бюджетный дефицит и государственный долг: определения, ко-личественная оценка и показатели.
Государственный долг — общий размер задолженности правительст-ва владельцам, государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов (минус бюджетные излишки).
Внутренний государственный долг — задолженность государства гражданам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством.
Внешний долг — задолженность государства иностранным гражда-нам, фирмам и учреждениям.
Частный долг — общий размер задолженности негосударственного сектора владельцам частных ценных бумаг.
Государственный и частный долг являются элементами кругооборо-та "доходы-расходы". По мере роста доходов растут и сбережения, кото-рые должны быть использованы домашними хозяйствами, фирмами, пра-вительством и остальным миром. Создание долга — это механизм, по-средством которого сбережения передаются лицам, осуществляющим рас-ходы. Если потребители и бизнес не склонны к заимствованиям, и, следо-вательно, частная задолженность растет недостаточно быстро, чтобы аб-сорбировать растущий объем сбережений, эта функция выполняется при-ростом государственного долга. В противном случае экономика отойдет от состояния полной занятости ресурсов.
Бюджетный дефицит представляет собой разницу между государст-венными расходами и доходами. Количественная оценка бюджетного де-фицита и долга объективно усложняется следующими факторами:
1) Обычно при оценке величины государственных расходов не учи-тывается амортизация в государственном секторе экономики, что приво-дит к объективному завышению размеров бюджетного дефицита и госу-дарственного долга.
2) Важная статья государственных расходов — обслуживание за-долженности, то есть выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга (амортизация долга).
Государственные расходы должны включать только реальный про-цент по государственному долгу, равный RrD, а не номинальный про-цент, равный RnD, где D — величина государственного долга, Rr — реаль-ная ставка процента, Rn – номинальная ставка процента. Объявленный в отчетах официальный бюджетный дефицит часто завышается на величи-ну (D, так как, по уравнению Фишера, = Rn —Rr . При высоких темпах инфляции эта погрешность может быть весьма значительной, так как в пе-риоды роста инфляции Rr =( Rn – )/( 1+ ). Завышение бюджетного де-фицита связано с завышением величины государственных расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу. Возможны ситуации, когда номинальный (официальный) дефицит госбюджета и номинальный долг растут, а реальный дефицит и долг снижаются, что затрудняет оценку эффективности бюджетно-налоговой политики правительства. Поэтому при измерении бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию:
Реальный дефицит госбюдже-та = Номинальный дефицит госбюджета – Величина долга
на начало года x Темп инфляции
3) При оценках дефицита государственного бюджета на макро-уровне, как правило, не учитывается состояние местных бюджетов, ко-торые могут иметь излишки. Нередко местные органы власти целена-правленно искажают статистическую информацию о состоянии мест-ных бюджетов, чтобы снизить налоговые отчисления в федеральный бюджет. Эта закономерность характерна практически для всех переход-ных экономик, в которых наметилась тенденция к фискальной децен-трализации. В итоге при оценке дефицита федерального бюджета про-исходит завышение.
4) Наряду с измеряемым (официальным) дефицитом госбюджета как в индустриальных, так и в переходных экономиках, в том числе и в Рос-сии, существует его скрытый дефицит, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью Центрального банка, а также государ-ственных предприятий и коммерческих банков.
К числу квазифискальных операций относятся:
а) финансирование государственными предприятиями избыточной занятости и выплата ставок заработной платы выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;
б) накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях экономических реформ от Центрального банка, большого портфе-ля недействующих ссуд (просроченных долговых обязательств госпред-приятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты выплачивают, в основном, за чет льготных кредитов ЦБ, причем портфели "плохих долгов" в переходных экономиках весьма значительны;
в) финансирование ЦБ (в переходных экономиках) убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.) и кредитов рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание не-действующих ссуд, а также рефинансирование ЦБ сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ по льготным ставкам и т.д.
Скрытый дефицит бюджета занижает величину фактического бюджетного дефицита и государственного долга, что нередко делается це-ленаправленно (например, перед выборами), а также в рамках "жесткого" курса правительства на ежегодно сбалансированный бюджет.
Таким образом, абсолютные размеры бюджетного дефицита и государственного долга не могут служить надежными макроэкономически-ми показателями, тем более, что задолженность обычно увеличивается по мере роста ВНП. Поэтому целесообразно использовать относительные по-казатели задолженности.
В макроэкономическом анализе также используется сравнительная динамика показателей
ВНП Долг
———————————— и ———————————————.
Численность населения страны Численность населения страны
Причины устойчивости бюджетного дефицита и увеличения го-сударственного долга.
Основными причинами устойчивых бюджетных дефицитов и увели-чения государственного долга являются:
а) увеличение государственных расходов в военное время или в пе-риоды других социальных конфликтов. Долговое финансирование бюд-жетного дефицита позволяет в краткосрочном периоде ослабить инфляци-онное напряжение, избежав увеличения денежной массы, и не прибегать к ужесточению налогообложения;
б) циклические спады и "встроенные стабилизаторы" экономики;
в) сокращение налогов в целях стимулирования экономики (без соот-ветствующей корректировки госрасходов).
Налоговые поступления в государственный бюджет Т и показатель налогового бремени в экономике T/Y (где У — совокупный выпуск) в дол-госрочной перспективе имеют тенденцию к снижению, так как:
1) в целях стимулирования экономики целенаправленно сокращается "налоговый клин";
2) все системы налогообложения включают значительное количество льгот;
3) нередко налоговые сборы снижаются из-за неудовлетворительной организации налогообложения (неэффективный таможенный контроль, неудовлетворительные налоговые службы, низкая собираемость налогов и т.д.). Этот фактор особенно рельефно обнаруживается в переходных эко-номиках, в том числе и в российской;
4) в переходных экономиках налоговые отчисления в бюджет также падают из-за спада в традиционных отраслях производства;
5) усиление влияния политического бизнес-цикла в последние годы, связанное с проведением "популярной" макроэкономической политики увеличения госрасходов и снижения налогов перед очередными выборами;
6) повышение долгосрочной напряженности в бюджетно-налоговой сфере в результате:
— увеличения государственных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение (преимущественно в тех странах, где возрастает доля пожилого населения);
— увеличения государственных расходов на образование и создание новых рабочих мест (преимущественно в тех странах, где возрастает доля молодого населения).
Первичный дефицит государственного бюджета механизм само-воспроизводства долга
Одним из факторов экономического роста является соотношение (долг / ВНП)
Динамика этого соотношения зависит от следующих факторов:
1) от величины реальной ставки процента, которая определяет размер процентных выплат по долгу;
2) от темпов роста реального ВНП;
3) от величины первичного дефицита госбюджета.
Первичный дефицит госбюджета представляет собой разность меж-ду величиной общего дефицита и суммой процентных выплат по долгу. При долговом финансировании первичного дефицита увеличивается и ос-новная сумма долга, и коэффициент его обслуживания, то есть возрастает "бремя долга" в экономике. Увеличение первичного излишка позволяет из-бежать самовоспроизводства долга.
BD общий = (G + N + F) – Т, где
G – Государственные закупки
N – Выплаты по обслуживанию долга
F – Трансферты
T – Налоговые поступления в бюджет
BD первичный = ( G + F ) – Т,
N=DxRR,
где N — выплаты по обслуживанию долга, D — величина долга, RR — реальная ставка процента.
Механизм самовоспроизводства государственного долга:
BD первичный => государственные займы => государственный
←предыдущая следующая→
1 2
|
|