Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экономическаятеория /

Инфраструктура рыночной экономики

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


По дисциплине: "Экономическая теория"

На тему: "Инфраструктура рыночной экономики"

Оглавление

Введение 3

1. Инфраструктура рыночной экономики: понятие и функции 5

2. Элементы инфраструктуры 12

2.1. Кредитная система государства 12

2.2. Организация банковской системы 13

2.3. Страховая деятельность 14

2.4. Биржи 15

2.5. Рекламные агентства 20

2.6. Предприятия торговли 22

2.7. Оптовая торговля 23

Заключение 26

Список использованной литературы 28

Введение

Процессы преобразования и стратегия вывода экономики страны из кри-зиса предполагает усиление мер по поддержке предпринимательства, формиро-ванию конкурентной рыночной среды, созданию развитой рыночной инфра-структуры. Необходимость соблюдения пропорциональности между становле-нием рыночных отношений и инфраструктуры рынка, а также внутри самой инфраструктурой требует программно-целевого подхода к развитию и совер-шенствованию всех ее элементов с тем, чтобы "тылы" рыночного хозяйства развивались комплексно. Это, несомненно, является приоритетным направле-нием в условиях коренного реформирования экономики России.

Темой моей курсовой работы является инфраструктура рыночной эконо-мики. Изучение данной темы очень актуально и важно на данном этапе разви-тия рыночных отношений.

Инфраструктура - неотъемлемая часть рынка, следовательно, ее изучение необходимо для становления и стабильного развития и функционирования ры-ночных механизмов, для оптимизации действия различных законов рынка, обеспечивающих процесс товародвижения, удовлетворяющих потребности на-селения, регулирующих социальную сферу общества.

При административно-плановой системе хозяйствования подход к инфра-структуре сильно отличался от ее понимания в условиях рыночной экономики. В централизованной системе продукт распределялся вне зависимости от суще-ствования институтов, способствующих его продвижению от производителя к конечному потребителю. При переходе к рынку предприятиям приходится са-мостоятельно налаживать хозяйственный связи, обеспечивающие сбыт их про-дукции на рынке. Кроме того, изменилась и система расчетов между хозяйст-вующими субъектами рынка, что обусловило появление финансовых учрежде-ний, являющихся элементами инфраструктуры.

Изучение инфраструктуры важно не только в сфере производства, но ка-сается социальной и культурной жизни общества. С предоставлением боль-шей свободы действий гражданам появляются организации, обеспечивающие их самостоятельную деятельность, исходя из их собственных интересов.

Переход к рыночным отношениям еще не закончен, многие рыночные механизмы и законы еще не сформировались, действуют не в полную силу. Чтобы завершить этот процесс, прийти к стабильному, урегулированному рын-ку, необходимо изучать существующие рыночные институты, историю их воз-никновения, выявлять их недостатки, вырабатывать рекомендации по улуч-шению их функционирования.

Важным моментом является изучение зарубежного опыта. Так как заро-ждение основ рынка и его элементов произошло в странах Европы и Амери-ки. Однако прямое переложение зарубежного опыта на российскую действи-тельность не допустимо, так как необходимо учитывать российскую специфи-ку, организацию хозяйствования. Таким образом, необходимо найти оптималь-ное сочетание рынка нашей страны и положительных черт зарубежных рынков.

1. Инфраструктура рыночной экономики: понятие и функции

Известно, что рынок товаров и услуг представляет собой единую систему с определенной иерархией, взаимосвязями и пропорциями между отдельными секторами экономики. На рынке действуют общие экономические законы, име-ет место общность главных категорий рынка, используются приемы и методы маркетинга. Рынок - система, обеспечивающая контакты множества контраген-тов, где совершается огромное количество сделок, предметом купли-продажи которых являются многочисленные и разнообразные товары и услуги.

Границы рынка в самом общем виде охватывают обмен, акты купли-продажи продукции и услуг, и в массе своей представляют сложную систему, требующую затрат труда и соответствующего материально-технического обес-печения. Рынок должен располагать соответствующей инфраструктурой, от процесса ее функционирования и развития зависит создание конкурентной ры-ночной среды и активизация предпринимательской деятельности.

Таким образом, одной из особенностей современного этапа развития страны является повышение роли и совершенствование инфраструктуры.

Рассмотрим понятие "инфраструктуры".

В период плановой экономики сложилась диспропорция между развитием базисных отраслей и инфраструктурой из-за занижения роли инфраструктуры, недостаточных капиталовложений вследствие понимания ее как вторичного элемента по отношению к основному производству.

При становлении любого типа экономики главенствующую роль выделя-ют производству, которые является основой для развития общества, поэтому первоначальным определяется рассмотрение именно производственной инфра-структуры.

В начале своего развития до наступления машинного способа производ-ства, инфраструктура не выделялась в особенную функцию. В общей нераз-витости производства удельный вес инфраструктуры был незначителен.

В основе развития инфраструктуры лежит введение машинного способа производства, который вызывает разделение деятельности по производству продуктов на отдельные обособленные виды труда, т.е. происходит общест-венное разделение труда, в связи с чем, происходит развитие инфраструктуры из-за увеличения потребностей отдельных видов труда. Таким образом, произ-водственная инфраструктура приобретает новое качество, заключающееся в том, что она превратилась в развивающиеся отрасли и виды деятельности. Та-кими отраслями являются отрасли транспорта и связи. Функцией транспортной отрасли является осуществление процесса перевозки товаров, готовых к по-треблению и необходимых для процесса производства. В самостоятельную от-расль выделилась также и отрасль по передаче сообщений, т.е. связь.

Процесс формирования инфраструктуры в качестве относительно само-стоятельной сферы общественного производства прошел ряд этапов, опреде-ляемых крупными вехами в общественном разделении труда.

Так, отдельные ремесла от земледелия, или второе крупное обществен-ное разделение труда, вызвав появление городов, объективно способствовало усилению продуктообмена между городом и деревней, что вело к развитию объектов инфраструктуры. Третье крупное разделение труда в обществе - от-деление торговли от земледелия и промышленности - привело к дальнейшему росту продуктообмена за счет вовлечения в хозяйственный оборот новых тер-риторий, что в свою очередь, с необходимостью потребовало расширения инфраструктурной сферы.

Термин "инфраструктура" произошел от лат. - "infra" - ниже, под; structura" - строение, расположение. Несмотря на широкое использование тер-мина "инфраструктура" существуют различные трактовки понятия.

Одна группа авторов определяет инфраструктуру как всю систему обслу-живания, видя функцию инфраструктуры в "предоставлении услуг производст-ву и населению", в "обслуживании производства и населения"(Нуреев Р. М., Еремишин П. Г.).

Другие понимают под инфраструктурой только систему производствен-ного обслуживания, видя ее назначение в "создании общих условий производ-ства", в "обеспечении деятельности основного производства" (Борисов Е. Ф).

Известна и такая точка зрения, согласно которой инфраструктура со-ставляет накопленное материальное богатство, как совокупность объектов и сооружений, "обеспечивающих необходимые материально-технические усло-вия для успешного функционирования предприятий промышленности, как часть национального богатства, которая... призвана обеспечить... беспрепятст-венное поле деятельности" (Бартнев С. А.).

При рассмотрении вопроса о производственной инфраструктуре важно выделить то, что она не производит какой-либо продукт, лишь создает необ-ходимые условия для его производства.

Инфраструктурные элементы экономики являются лишь следствием своеобразной функций, возложенных экономикой на инфраструктуру. Эти функции с течением времени изменяются и все более обособляются от функ-ций основного производства.

Поэтому в определении производственной инфраструктуры первичным признаком должны выступать ее функции, состоящие в обеспечении производ-ства.

Функциональной спецификой производственной инфраструктуры являет-ся, во-первых, то, что затрачиваемый труд в отраслях производственной ин-фраструктуры является производительным, он увеличивает стоимость нацио-нального дохода.

В отраслях инфраструктуры создается продукт в новой материально-вещественной форме.

Невозможно резервировать или складировать продукцию отраслей ин-фраструктуры, т.к. она проявляется в форме процесса перемещения, хранения, передачи информации. Нельзя характеризовать производственную инфра-структуру как вспомогательную и тем более второстепенную сферу.

Функционирование инфраструктуры носит двойной характер: с одной стороны - обслуживание материального производства, с другой - воспроизвод-ство трудовых ресурсов, самого человека, т.е. фактора который также непо-средственно участвует в производстве.

В рамках курсовой работы уместно упомянуть о социальной инфра-структуре.

Социальная инфраструктура

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»