←предыдущая следующая→
1 2 3
Тема № 4.
Использование максимальной оценки при обосновании и принятии кратко-срочных решений в бизнесе.
1. Метод анализ валовой прибыли.
2. Метод анализ безубыточности.
3. Методика учета ограничивающих факторов при обосновании плана произ-водства.
1. Метод анализ валовой прибыли.
Этот метод основан на категории маржинального дохода. Термин «валовая прибыль» можно считать сокращением от термина «валовая прибыль, обеспе-чивающая покрытие постоянных затрат и получение прибыли».
Метод анализ валовой прибыли относится к методам внутреннего или управленческого анализа деятельности компании.
Он используется руководством компании в планировании, при составле-нии бизнес-плана. Типичные случаи его применения следующие:
1) Выбор наилучшей продажной цены изделия.
2) Анализ цены показателя по контракту.
3) Выбор оптимальной технологии производства изделия, если одна тех-нология дает низкие переменные и высокие постоянные затраты, а дру-гая — более высокие переменные затраты на единицу продукции; но более низкие постоянные затраты.
Отчет о валовой прибыли содержит такие статьи:
– выручка от продаж;
– минус переменная часть себестоимости реализуемой продукции;
– валовая прибыль производителя;
– минус переменные торговые издержки и административные расходы;
– валовая прибыль;
– минус фиксированные (постоянные) издержки;
– прибыль.
или:
– выручка от продаж;
– минус переменные затраты на производство и реализацию продукции;
– валовая прибыль;
– минус постоянные затраты;
– прибыль.
Применение метода анализ валовой прибыли на практике:
1. Пример: сравнение двух различных технологий производства.
Имеются две различные технологии по производству изделия с одинако-выми суммарными капитальными затратами, но отличающиеся структурой за-трат.
Вариант А.
Постоянные затраты — 80000 д. е. в год.
Переменные затраты — 34 д. е. на единицу продукции.
Вариант Б.
Постоянные затраты — 185000 д. е. в год.
Переменные затраты — 20 д. е. на единицу продукции.
Максимально возможная производственная мощность по обоим вариантам — 10000 ед. в год. Цена единицы изделия не зависит от объема реализации и составляет 50 д. е.
Требуется:
Провести анализ финансовых результатов каждого из вариантов (налоги не учитывать).
Определим прибыль по каждому варианту и точку безубыточности:
Вариант А Вариант Б
Продажная цена единицы изделия 50 50
Переменные затраты на единицу изделия 34 20
Валовая прибыль на единицу изделия 16 30
При объеме производства и продаж 10000 ед. в год:
Вариант А Вариант Б
1. Выручка от продаж (50 10000) 500000 500000
2. Переменные затраты 340 200
3. Валовая прибыль 160 300
4. Постоянные затраты 80000 185000
5. Прибыль 80000 115000
Вариант Б дает большую прибыль при 100 % загрузке производственных мощностей.
Определим точку безубыточности:
Вариант А Вариант Б
— маржинальный доход на единицу изделия
Вариант А Вариант Б
1. Производственные затраты 80000 185000
2. Валовая прибыль на единицу продукции 16 30
3. Точка критического объема, ед. 5000 6167
Определим объем производства, при котором прибыль по обоим вариан-там будет одинаковой.
Объем реализации — х (штук).
Прибыль для него:
Вариант А Вариант Б
П = Впр – Пер – Пост 16х – 80000 30х – 185000
П = Впр – Пост
П =
16х –80000 = 30х – 185000
14х = 105000
х = 75000
Доказательство
Вариант А Вариант Б
1. Объем продаж (7500 50) 375000 375000
2. Переменные затраты 255000 150000
3. Валовая прибыль 120000 225000
4. Постоянные затраты 80000 185000
5. Прибыль 40000 40000
Анализ финансовых результатов показывает:
– точка безубыточности по варианту А ниже, чем по варианту Б. При росте спроса на продукцию прибыль по варианту А будет получена быстрее, чем по варианту Б;
– при объеме продаж 7500 ед. оба варианта обеспечивают одинаковую при-быль;
– при объеме продаж >7500 ед. вариант Б дает более высокую прибыль, чем вариант А;
– для окончательного ответа необходимо изучить спрос на продукцию. Если он >7500, то рекомендуется вариант Б, в противном случае — вариант А.
Задача.
Компания составила план на следующий год:
д. е.
Объем реализации 400000
Переменные затраты 120000
Постоянные затраты 270000
Валовая прибыль 280000
Прибыль 10000
Управление не удовлетворено таким прогнозом и считает, что необходимо увеличить объем продукции.
Какой объем реализации должен быль, чтобы достичь прибыли 30000 д. е.?
Для достижения прибыли 30000 д. е. сумма валовой прибыли должна быть равна:
Доказательство:
Объем реализации 428600
Переменные затраты (30 %) 128580
Валовая прибыль (70 %) 300020
Постоянные затраты 270000
Прибыль 30000
2. Метод анализ безубыточности.
Этот метод еще известен как анализ критических соотношений общей вы-ручки от реализации и объема затрат. Он используется для определения объема продаж, при котором компания будет способна покрыть все свои расходы без получения прибыли.
Цели, для которых используется анализ безубыточности:
1. Оценка начального периода функционирования нового предприятия.
2. Оценка прибыльности нового вида услуг или новой предметно-целевой спе-циализации.
3. Оценка прибыльности инвестиций при наращивании основного капитала.
Определение точки критического объема производства.
Пример.
Компания производит продукцию одного наименования, спрос на которую эластичен.
Эластичный спрос — это спрос, имеющий тенденцию меняться в зависи-мости от незначительных изменений цен.
Предположим, что рыночная цена на продукцию была стабильной в тече-ние отчетного периода. Цена реализации составила $ 200 за ед., переменные издержки на единицу продукции — $ 40, а фиксированные издержки — $ 2000000.
При нормальной загрузке производственных мощностей можно произве-сти 200000 изделий за отчетный период, работая только в одну смену.
Отчет о полученной валовой прибыли при нормальной загрузке производ-ственных мощностей представлен в следующем виде:
Сумма % от объема продаж
Объем продаж (200000 шт. $ 200 за ед.) $ 40000000 100
– Переменные издержки (200000 шт. $ 40) $ 8000000 20
Валовая прибыль $ 32000000 80
– Фиксированные издержки $ 2000000 5
Прибыль $ 30000000 75
При 80 % загрузке производственных мощностей отчет о валовой прибыли будет выглядеть следующим образом:
Сумма % от объема продаж
Объем продаж (0,8 200000 шт. $ 200 за ед.) $ 32000000 100
– Переменные издержки (0,8 200000 шт. $ 40) $ 6400000 20
Валовая прибыль $ 25600000 80
– Фиксированные издержки $ 2000000 6,25
Прибыль $ 23600000 73,75
До тех пор, пока объем продаж снижается из-за недозагрузки производст-венных мощностей, отношение переменных затрат к общему объему продаж (0,2 или 20 %) так же как и отношение валовой прибыли к объему продаж (0,8 или 80 %) остается постоянным при условии сохранения продажных цен и пе-ременных издержек на единицу продукции и сумму постоянных затрат.
При анализе безубыточности точка критического объема производства за-висит от трех факторов:
– продажной цены производимого продукта;
– переменных издержек производства, реализации и управления;
– фиксированных издержек производства и управления.
Необходимо определить при каких условиях все доходы предприятия по-кроют расходы, или до каких пределов можно снижать объем производства и реализации продукции.
или в натуральном выражении:
Дс — ставка маржинального дохода в цене за единицу изделия.
или
Отчет о валовой прибыли в точке критического объема:
Сумма % от объема продаж
Объем продаж (12500 200) 2500000 100
– Переменные издержки (12500 40) 500000 20
Валовая прибыль 2000000 80
– Фиксированные издержки 2000000 80
Прибыль 0 0
Определить, как влияют на критическую точку различные факторы:
1. Изменение продажной цены изделия.
Предположим, что цена изделия снизилась на 20 % и составила 160 д. е. за единицу.
При 100 % загрузке производственных
←предыдущая следующая→
1 2 3
|
|