Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экономическаятеория /

Источники и показатели монопольной власти

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

Факультет экономики и управления

Кафедра экономики и управления на предприятии

Курсовая работа по предмету: ” Микроэкономика”

Источники и показатели монопольной власти.

Автор работы:

студент 1 курса 2группы П.Б.Зуев

Руководитель А.В.Бельский

старший преподаватель

Гродно 2005

Содержание

Введение………………………………………………………………….…….3

1. Монополистические тенденции и монополии …………………...4

1.1 Виды и функции монополии ………………………………………….6

1.2 Барьеры для входа в отрасль …………………………………………8

1.3 Источники монопольной власти……………………………………..10

2. Монопольная власть, оценка и регулирование монополией………….14

2.1 Показатели монопольной власти…………………………………….15

2.2 Общественные издержки монопольной власти……………………..16

2.3 Государственное регулирование монополией в Республике Беларусь………………………………………………………………………19

Заключение…………………………………………………………………...23

Список использованной литературы…………………………………….…24

Введение

Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на рынке привлекают сегодня не только специалистов, но и широких слоёв населения. С начала 1990-х гг. эти проблемы остро стали перед Республикой Беларусь. Без принятия твёрдых и последовательных мер против монополизма нельзя было надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений.

Монополия - это ситуация на рынке, которая характеризуется множеством покупателей и лишь одним продавцом. Сначала обсудим поведение монополиста. Так как монополист является единственным производителем товара, то кривая рыночного спроса дает цену, получаемую монополистом за предлагаемое к продаже количество товара. Мы увидим, как монополист может выиграть от своего контроля над ценами и как различаются цена и количество, максимизирующие прибыль, на монопольном рынке и на рынке свободной конкуренции. В целом предложение у монополиста будет меньше, чем предложение в условиях свободной конкуренции, а цена больше, чем конкурентная цена (и больше, чем предельные издержки). Это связано с определенными издержками для общества, так как меньше потребителей покупают продукт, а те, кто покупают, платят за него больше. Именно поэтому антитрестовские законы запрещают фирмам монополизацию большинства рынков. Когда положительный эффект масштаба делает монополию желательной, государство может максимизировать общественное благосостояние регулированием монопольных цен.

Монополия в чистом виде - явление редкое, но на многих рынках друг с другом конкурируют лишь несколько фирм. Взаимодействие фирм на таких рынках может быть сложным и нередко связанным с различными аспектами конкурентной стратегии. Однако фирмы могут влиять на цену и получать прибыль за счет установления предельных издержек. У таких фирм есть монопольная власть. Мы рассмотрим факторы, определяющие монопольную власть, критерии ее измерения и ее воздействие на ценообразование.

Власть монополий - это одна из форм рыночной власти. Рыночная власть означает способность продавца или покупателя влиять на цену товара. Так как покупатели или продавцы всегда обладают некоторой рыночной властью (фактически на большинстве мировых рынков), мы должны понять механизм действия рыночных сил и их влияния на фирмы и потребителей.

Глава 1. Монополия и монополистические тенденции

Понятие "монополия", являясь универсальным, ис¬пользуется не только в экономике. Оно широко распростра¬нено в других сферах человеческой жизнедеятельности, осо¬бенно в политике, идеологии, литературе, науке, искусстве.

Как экономическое явление монополия известна с древ¬них времен. Первобытные сообщества монопольно распоря¬жались определенной частью природных и материальных ресурсов. Типичными монополистами были рабовладельцы и помещики. Монопольная власть поддерживалась религи¬озными, военными, административными и иными рычагами.

Монополия (от греч. monopolium — один продаю или единственный продавец) означает исключительное право на осуществление какой-либо деятельности ( производства, торговли, промысла), принадлежащее одному лицу, группе лиц, организации или государству, позволяющее навязывать собственные интересы и получать монопольную прибыль.

Другими словами, монополистом можно считать только такого крупного предпринимателя (индивидуального или коллективного), который имеет не один, а два различных источника избыточной прибавочной стоимости. Первый источник избыточной прибавоч¬ной стоимости у монополии общий со всеми прочими рыночными субъектами. Это — технический и организационно-экономический прогресс, более быстрый, чем у остальных участников конкурент¬ного процесса, позволяющий некоторое время извлекать избыточ¬ную прибавочную стоимость.

Второй источник — постоянные ценовые скидки при крупных покупках. Его имеют только монополисты. Другие рыночные субъ¬екты тоже могут получать такие скидки при благоприятной конъ¬юнктуре, но монополисты получают эти скидки всегда. Это значит, что любые элементы издержек у монополистов всегда ниже сред¬них, а следовательно, монополисты всегда имеют избыточную при¬бавочную стоимость. Конечно, такого рода возможности меняются на разных фазах длинной волны конъюнктуры, и мы еще вернемся к анализу этих возможностей. Сейчас же подчеркнем, что другие рыночные субъекты не могут извлекать избыточную прибавочную стоимость постоянно, они извлекают ее только время от времени, случайно, а монополии — всегда, постоянно.

Следовательно, монополисты, имея более низкие издержки и продавая свою продукцию по рыночным ценам, получают от таких продаж не обычную среднюю прибыль, а сверхприбыль. И норма прибыли у них устойчиво выше средней рыночной нормы прибыли. В этом факте отражается их реальное рыночное господство.

Главная ограничительная сила рыночной власти моно¬полии — эластичность спроса на ее продукцию. Продавец может устанавливать либо цену, либо объем производства, но не то и другое вместе.

1.1Виды и функции монополии

Современная экономическая теория не имеет чёткой классификации видов монополий, но предлагает выделить чистую монополию или абсолютную, естественную и искусственную, производственную и организационную.

Чистая монополия представлена фирмой или отраслью, являющейся единственным производителем продукта, не имеющего субститутов, и определяющей объёмы производства и цены. Доля фирмы на рынке, как правило, составляет 100%. Чистая монополия присуща сферам деятель¬ности, обеспечивающим институтам власти и управления выполнение функций, связанных с обороной и безопаснос¬тью государства, а также занятым производством и реали¬зацией ряда товаров и услуг, в числе которых — оружие, лекарства, (включая наркотики), ядохимикаты, ликероводочные и табачные изделия, драгоценные металлы.

В Республике Беларусь установлена чистая монополия на продажу всех видов огнестрельного оружия и боеприпасов к нему (кроме гладкоствольного охотничье¬го огнестрельного оружия и боеприпасов).

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе - особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. К естественным монополиям относятся сферы и хозяй¬ствующие субъекты, способные удовлетворять обществен¬ный спрос на товары и услуги с наименьшими издержками. Это — фирма, средние издержки которой снижаются по мере роста объема производства, и когда целесообразно на¬личие только ее одной. Экономическая эффективность тре¬бует ограниченного их числа по мере роста масштаба (или крупного производства).

В сферу естественной монополии в РБ входят тран¬спортировка нефти и газа по трубопроводному транспорту, электрообеспечение; железнодорожные перевозки; проводное радиовещание; почтовая связь; водо-, электро-, тепло-, и газоснабжение; городской пассажирский элек¬тро- и автотранспорт (кроме такси); услуги, предоставляе¬мые транспортными терминалами, портами, аэропортами; обеспечение телефонной и телеграфной связи.

Искусственные монополии – это монополии созданные государством в целях концентрации и специализации производства.

Производственная монополия – предприятие, контролирующее производство и сбыт определённой продукции, специфика технологии производство которой обуславливает крупные размеры и наличия тесной технологической взаимосвязи предприятий, входящих в объединение. Этот вид представляет собой разновидность естественного монополизма.

Организационная монополия выступает как объединение одинаковых по профилю предприятий

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»