Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экономическаятеория /

Классовая теория К. Маркса

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


Министерство образования РФ

Липецкий государственный педагогический университет

Факультет экономики и информатики

Классовая теория К. Маркса

Выполнил студент

2 курса

группы ПИЭ-02-1

Ехлаков Олег

Научный руководитель

Маслова Ольга Михайловна

Липецк 2004

Теория классов К.Маркса

Окончательно сформулировали научную теорию классов К. Маркс и Ф. Энгельс. Важнейшие положения этой теории сформулированы К. Марксом в письме И. Вей-демейеру от 5 марта 1852: "То, что я сделал нового, состояло в доказательстве сле-дующего: 1) что существование классов связано лишь с определенными фазами раз-вития производства, 2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролета-риата, 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 28, с. 427). Связав существование классов с определенными историческими фазами в развитии производства, т. е. с определенными способами производства, марксизм вскрыл ма-териальные основы классового деления общества и глубочайшие источники антаго-низма классов. Марксизм доказал, что разделение на классы присуще не всем фазам развития общества и представляет собой исторически возникшее, а, следовательно, и исторически преходящее явление.

Однако сам Маркс справедливо отмечал, что ему не принадлежит открытие суще-ствования классов и их борьбы между собой. Однако до Маркса никто не давал столь глубокого обоснования классовой структуры общества, выводя её из фунда-ментального анализа всей системы экономических отношений.

По Марксу, классы возникают и противоборствуют на основе различного поло-жения и различных ролей, выполняемых индивидами в производственной структуре общества, то есть основой образования классов является общественное разделение труда. В свою очередь борьба между антагоническими общественными классами выступает источником социального развития.

Главным своим открытием, которое даёт ключ к пониманию теории классового деления, Маркс считал двойственный характер труда (исполнительский и организа-торский труд), великое таинство социального расчленения людей.

О социальных классах, их происхождении, внутренней дифференциации, проме-жуточных слоях Маркс писал уже в своих ранних работах, где ещё не различал классов и сословий. В дальнейшем у него сложилось достаточно строгое понимание классов, но целостное определение этого понятие у него отсутствует. Интерпрета-циями концепции Маркса и определением понятия "класс" занимались многие его последователи и критики. Так, Ленин предложил следующее определение: "Класса-ми называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определённой системе общественного производства, по их отношению (большей ча-стью закреплённому и оформленному в законах) к средствам производства, по спо-собам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они распо-лагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может присваивать труд другой, благодаря различию их места в определённом укладе общественного хозяй-ства".

Чарльз Андерсон, американский социолог, проанализировав взгляды Маркса, на-зывает следующие критерии социального класса:

- общественная позиция в экономическом способе производства;

- специфический образ жизни;

- конфликтные и враждебные отношения с другими классами;

- социальные отношения и общность, выходящие за местные и региональные гра-ницы;

- классовое сознание;

- политическая организация.

В марксовом восприятии класса важное место занимает категория интереса, объ-яснение интересов основных классов. Люди, находящиеся в различных отношениях к средствам производства, имеют противоположные интересы. В буржуазном обще-стве владельцы фабрик заинтересованы в увеличении прибыли, создаваемой рабо-чими. Рабочие, естественно сопротивляются такой эксплуатации. Но класс капита-листов, в силу обладания экономической властью, обладает и государственной вла-стью, и, вследствие этого, может подавлять любое выражение несогласия со сторо-ны рабочих.

Основные понятия

При изучении классов и их отношений важны, по Марксу, следующие понятия: "классовая сознательность", "классовая солидарность" и "классовый конфликт".

Классовая сознательность - осознание классом своей роли в производственном процессе и своего отношения к другим классам. Для окончательного конституиро-вания класса из изолированных индивидов необходимо осознание единства, отличия от других классов и даже враждебности по отношению к другим классам. Конечная стадия сознательности достигается тогда, по мнению Маркса, когда, например, ра-бочий класс начинает понимать, что своей справедливой цели он может достичь, лишь уничтожив капитализм, но для этого ему нужно объединить свои действия.

Классовая солидарность - степень осознания единства или даже воля к совмест-ным действиям, необходимая для достижения политических и экономических целей класса.

Классовый конфликт имеет два этапа:

1) неосознанная борьба между двумя классами, когда классовое сознание ещё не-достаточно развито;

2) сознательная и целенаправленная борьба.

Диалектико-материалистическая концепция классов содержит в себе много ра-ционального, она отражает важные стороны объективного развития общества. По-этому оспаривать вклад К.Маркса в учение о классах, равно как и отрицать важные моменты, содержащиеся в нем было бы неверно. В то же время в этом учении видна явная абсолютизация роли классов, и классовых отношений, что привело к ряду крупных перекосов в социально-философской картине общественного развития.

Возникновение классового общества

У всех народов классовое общество возникло в процессе разложения первобыт-нообщинного строя, но в разное время (в конце 4-го - начале 3-го тысячелетия до н. э. в долинах рек Нил, Евфрат и Тигр, в 3-2-м тысячелетии до н. э. в Индии, Китае, в 1-м тысячелетии до н. э. в Греции, а затем в Риме). Возникновение классов стано-вится возможным лишь тогда, когда рост производительности труда приводит к по-явлению прибавочного продукта, а общая собственность на средства производства сменяется частной собственностью. С появлением частной собственности становит-ся неизбежным имущественное неравенство внутри общины: отдельные роды и се-мьи богатеют, другие нищают и оказываются в экономической зависимости от пер-вых. Старейшины, военачальники, жрецы и другие лица, образующие родовую знать, используя своё положение, обогащаются за счёт общины.

Развитие производства, рост торговли, увеличение населения разрушают прежнее единство рода и племени. Благодаря разделению труда вырастают города - центры ремесла и торговли. На развалинах старого, родового строя возникает классовое общество, характерной чертой которого является антагонизм между классами экс-плуататоров и эксплуатируемых. Господствующие классы будучи собственниками всех или по крайней мере важнейших средств производства, получают возможность присваивать труд угнетенных классов полностью или частично лишенных средств производства.

Рабство, крепостничество, наемный труд образуют три сменяющих друг друга способа эксплуатации, характеризующих три ступени классово-антагонистического общества. При первых двух способах классовой эксплуатации непосредственный производитель (раб, крепостной) был юридически бесправным или неполноправ-ным, лично зависимым от владельца средств производства. В этих обществах "... различия классов фиксировалось и в сословном делении населения, сопровождалось установлением особого юридического места в государстве для каждого класса... Де-ление общества на классы присуще и рабскому, и феодальному, и буржуазному об-ществам, но в первых двух существовали классы-сословия, а в последнем классы бессословные" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 6, с. 311, прим.).

Основные и неосновные классы

При анализе классовой структуры общества марксизм-ленинизм различает классы основные и неосновные, а также учитывает наличие различных групп, слоев внутри классов и промежуточных прослоек между классами. Основными классами называ-ются такие классы, существование которых непосредственно вытекает из господ-ствующего в данной общественно-экономической формации способа производства. Но наряду с господствующим способом производства в классовых формациях могут сохраняться и остатки прежних способов производства или возникать ростки новых способов производства или возникать ростки новых способов производства в виде особых укладов хозяйства. С этим связано существование неосновных, переходных классов. В тех апиталистических странах, где сохранились значительные пережитки феодализма, существуют в качестве неосновных классов помещики, все более сра-стающиеся с буржуазией. В большинстве капиталистических стран имеются много-численные слои мелкой буржуазии (ремесленники, мелкие крестьяне), которые по мере развития капитализма дифференцируются. Внутри классов обычно имеются различные слои, группы, интересы которых частично не совпадают. Так, например, в античном обществе имела место борьба между рабовладельческой аристократией и демократией, в которой отражались противоречия интересов различных слоев ра-бовладельцев. В капиталистическом обществе также существуют противоречия ме-жду интересами различных слоев буржуазии (например, монополистической

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»