Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экономическаятеория /

Конкуренция

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


Содержание.

1. Введение. Стр. 2

2. Конкуренция как экономическая категория. Стр. 3

3. Функции конкуренции. Стр. 6

4. Конкурентные структуры, характеризующие виды рынков: Стр. 7

 Совершенная конкуренция. Стр. 8

 Несовершенная конкуренция. Стр.10

 Классификация форм рынка (таблица 1). Стр.11

 Монополистическая конкуренция. Стр.12

 Олигополия. Стр.14

 Монополия (таблица 2). Стр.16

5. Краткая характеристика структур рынка (таблица 3). Стр.19

6. Виды конкуренции. Стр.20

7. Методы конкуренции. Стр.21

8. Важность государственного регулирования конкуренции. Стр.24

9. Заключение. Стр.27

10. Список использованной литературы Стр.29

Введение.

Тема данной курсовой работы -- «Конкуренция - ключевая категория рыночных отношений». Целью написания этой работы является подробное рассмотрение понятия конкуренции, ее функций и влияния на структуру рынка. А также дается краткий анализ средств и методов конкурентной борьбы, их позитивное и негативное влияние на общее экономическое развитие.

Курсовая работа состоит из введения, основной части и заключения. Основная часть содержит подробное определение понятия конкуренции и полный анализ различных моделей рынка, главной сравнительной категорией которых является, именно, конкуренция. В заключении приводятся обобщенные выводы из положений, приведенных в основной части.

Для более полного раскрытия темы были использованы учебные и методические пособия по экономической теории, а также узкоспециализированные работы, включая, публикации в периодической печати.

Конкуренция как экономическая категория.

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

По определению рынок - это организованная структура, где "встречаются" производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.

Конкуренция – (от лат. «Concurrentia» – столкновение, состязание) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями, в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, для удовлетворения разнообразных потребностей покупателей. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

На мировом рынке постоянно существует острая конкуренция товаропроизводителей. Для успешного выступления на внешних рынках требуется существенное повышение конкурентоспособности предлагаемых отечественных товаров. При импорте же использование конкуренции иностранных продавцов позволяет достигать более выгодных условий закупок.

Но понятие конкуренции настолько многозначно, что оно не охватывается каким-либо универсальным определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства.

Следствием конкуренции является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой - повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение НТП.

В качестве средств конкурентной борьбы, для улучшения своих позиций на рынке, компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу. Но, несмотря на это, конкуренция относится к неконтролируемым факторам, которые воздействуют на деятельность организации, но не могут управляться самой организацией.

Если распределение ограниченных ресурсов осуществляется не рынком, то это влечёт за собой ряд последствий, хорошо известных в нашей стране: очереди, привилегии, блат, взяточничество (как способ обойти конкурентов за счёт подкупа чиновников) и другие уголовные методы распределения, подменяющие рыночную конкуренцию за ограниченные ресурсы. Конкуренция в этих формах распределяет ресурсы неэффективно, ведет к разрушению экономики, природы, нравственности, а, в конечном счете, к разрушению человеческой личности и общества.

Рыночная конкуренция (то есть наличие большого числа независимых продавцов и покупателей, обладающих свободой войти или покинуть рынок) ограничивает разрушительную и сохраняет созидательную силу личного интереса, личной выгоды. Тем самым конкуренция выступает как главная регулирующая система в рыночной экономике. Чем выше конкуренция, тем лучше потребителям – гражданам страны.

Функции конкуренции.

1. Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.

2. Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:

-предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует технический прогресс;

-предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).

3. Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

4. Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.

Конкурентные структуры, характеризующие виды рынков.

Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, как и ряд других процессов, обычно называют рыночной структурой. Структура рынка - это основные характерные черты рынка, к числу которых относятся: количество и размеры фирм, типом предлагаемого продукта, степенью контроля над ценами, сходство или отличия товаров разных фирм, легкость входа и выхода с конкретного рынка, доступность рыночной информации. Понятие «рыночная структура» шире категории «рынок». Оно фактически охватывает многие моменты рыночной организации всего национального хозяйства, и его нельзя сводить к рынку в его обыкновенной трактовке.

Несмотря на многообразие рыночных структур, обычно выделяют следующие четыре их типа (модели рынка): совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.

Схема 1.

Каждая из названных структур отличается степенью конкурентности рынка, т.е. способность фирм воздействовать на рынок, и, прежде всего на цены. Чем меньше это влияние, тем более конкурентным считается рынок.

Совершенная конкуренция.

Рынок совершенной конкуренции – состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего товарного продукта, например, пшеницы, меди, ценных бумаг. Ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товара. Продавец не в состоянии запросить цену выше рыночной, поскольку покупатели могут свободно приобрести любое необходимое им количество товара по этой рыночной цене. Продавцы, также, не будут запрашивать цену ниже рыночной, поскольку могут продать все, что нужно по существующей рыночной цене. Колебания цены могут быть довольно интересными, сравните

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»