←предыдущая следующая→
1 2 3
Предмет и метод микроэкономики
1. Экономика и микроэкономика
2. Виды выбора как предмет микроэкономики
3. Метод микроэкономики
Вопрос 1. Жизнь человеческого общества связана с непрерывным по¬треблением, но потреблять можно только то, что произведено, таким обра¬зом человечество всегда находится в противоречивом единстве потребления и производства. Потребление связано с осознанными желаниями людей, производство связано с наличием ресурсов производства. Желание, потреб¬ности людей растут быстро, постоянно и безгранично. Всё это происходит в силу закона возвышающихся потребностей. Ресурсы всегда ограничены, т.е. они редки.
Редкость – это ситуация, когда ресурсов недостаточно, чтобы удовле¬творить желание всех и каждого. Поскольку редкость – ситуация постоян¬ная, постольку изучению редкости и деятельности людей в условиях редко¬сти и посвящает свои усилия наука под названием экономика.
Экономика (ойкос, номос) – это наука, изучающая выборы, которые люди совершают, используя редкие ресурсы для удовлетворения своих по¬требностей, следовательно, предметом экономики являются не деньки, не материальные блага, а люди, их действия, их выборы.
Изучая экономику наблюдаем (различаем) в ней две ветви: микроэконо¬мику и макроэкономику.
Макроэкономика – это раздел экономики, изучающий крупномасштаб¬ные экономические явления, в основе которых лежат микроэкономические процессы, происходящие на уровне хозяйствующих субъектов.
Микроэкономика – это раздел экономики, изучающий выборы, совер¬шаемые малыми экономическими единицами (фирмами, предпринимате¬лями, отдельными госструктурами) в условиях редкости
Вопрос 2. Предметом микроэкономики, следовательно, являются вы¬боры, совершаемые малыми экономическими единицами. Система выборов сводится к четырём выборам:
- что
- как
- кто
- для кого
«Что» - означает выбор, какие товары и услуги возможно и необходимо производить. При решении выбора «что» всегда существует альтернатива типа «либо… либо…». Классическая альтернатива – «либо масло, либо пушки». Кривая производственных возможностей при выборе «что».
Альтернативность выбора «что» связана с ограниченностью производи¬тельных ресурсов. Они делятся на 3 категории:
- труд (рабочая сила
- капитал
- природные ресурсы
Труд – это рабочая сила, рассматриваемая, как совокупность способно¬стей (физических, умственных, нервных) человека к труду.
Капитал – это средство производства, деньги, производственная инфра¬структура, которые созданы людьми и используются ими в производствен¬ном процессе.
Природные ресурсы – это всё то, что используется (или может быть ис¬пользовано) в производстве в натуральном состоянии без конструктивной переработки (пахотная земля, полезные ископаемые, древесина, лес, био¬масса в воде, рыбные запасы).
Поскольку производство всегда альтернативно, то в условиях редкости ресурсов, производство любого данного товара здесь и в это время влечёт за собой потерю возможностей производить другой товар там и в это время. Такая ситуация находит своё выражение в понятии «альтернативная стои¬мость».
Альтернативная стоимость товара или услуги – это стоимость, измерен¬ная с точки зрения потерянной возможности заниматься наилучшей из дос¬тупных альтернативных деятельностей, требующих того же времени или тех же ресурсов.
Выбор «как» производить характеризуется тем, что в любом производ¬стве всегда есть n-ое число вариантов его организации. Выбор «как» всегда связан с проблемой эффективности производства.
Экономическая эффективность – это ситуация, в которой при наличных производственных ресурсах и существующем уровне знаний невозможно произвести большее количество одного товара, не жертвуя при этом воз¬можностью произвести некое количество другого товара.
Производительные ресурсы плюс знания образуют производственный потенциал (фирмы, региона, Украины и т.д.).
В выборе «как» с производственной деятельностью связаны инвестиции и предпринимательство.
Инвестиции – это увеличение объёма капитала и его технологическое со¬вершенствование, осуществляемое людьми с целью повышения эффективно¬сти производства.
Предпринимательство – это процесс поиска новых возможностей исполь¬зования новых технологий и новых сфер вложения капитала в целях повы¬шения эффективности производства.
Выбор «кто» и какую роботу должен выполнять связан с организацией производства, построенного на разделении, кооперации и комбинировании труда.
Высшее достижение в разделении, кооперации и комбинировании труда достигается в результате научной организации труда.
«Для кого» - есть два аспекта: для кого производятся товары и услуги, распределение произведённого продукта по стоимости, т.е. выбор «для кого» связан с распределением произведённой вновь созданной стоимости. Про¬блемой «для кого» и эффективности производства посвящает свои усилия научная школа праксеологии. Лозунг: больше производить чтобы лучше распределять, и лучше распределять чтобы больше производить.
Все микроэкономические выборы осуществляются в двух основных спо¬собах координации действий миллионов людей в рамках двух моделей.
Первая модель – иерархическая модель выбора, характеризуется тем, что индивидуальные действия людей, а следовательно и их выборы подчинены указаниям, инструкциям и распоряжениям центральной власти.
Вторая мо¬дель – модель стихийного порядка. В этой модели индивидуумы приспосаб¬ливают свои действия и выборы реальным условиям, основываясь на ин¬формации и стимулах своего непосредственного окружения.
Вопрос 3. Основной метод всех экономических дисциплин: метод мате¬риалистической диалектики. Это означает, что все экономические процессы рассматриваются как реально существующие, т.е. материалистические и они рассматриваются в диалектике, в зарождении, в развитии и умирании.
Специфические методы микроэкономики:
- метод моделирования (связь фактов и ожидаемых результатов)
- метод построения графиков (графическая интерпретация, кривая про¬изводственных возможностей)
- эконометрический метод (т.е. метод анализа статистических данных)
- метод построения прогнозов (т.е. на базе реалий строить какие-то мо¬дели, прогнозировать будущее развитие)
- метод разработки экономической тактики (ценовая политика фирмы)
16 Февраля 1999 г.
Лекция №2
Тема: РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ И ЭКОНОМИЧЕ¬СКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА
1. Понятие рынка и его основные функции.
2. Рыночная экономика ее принципы и элементы.
3. Государственное регулирование рынка.
1.
Рынок представляет собой совокупность отношений обмена, организованны по законности товарного производства и товарно-денежного обращения.
Рынок категория синтетическая, включающая в себя такие важные категории как:
- стоимость, цена, спрос и предложение, конъюнктура, государственное регу¬лирование.
Рынок не терпит администрирования, он имеет собственную организацию, в основу которого положено индикативное планирование.
Основные функции рынка:
- обеспечение связи между производителями и потребителями;
- обеспечение пропорциональности в структуре общественного производ¬ства;
- признание общественно необходимых затрат труда на производство това¬ров;
- формирование цены товара в процессе взаимодействия спроса и предложе¬ния, как выражение предельной полезности данного товара;
- стимулирование издержек производства;
- ускорение НТП.
Рынок выступает в двух формах:
- рынок продавца (рынок производителя) - характеризуется монополизмом производителя, хроническим дефицитом всего и вся, неудовлетворенным спросом потребителя, низким качеством товаров и услуг, ростом цен, раз¬гулом спекуляции, развитием инфляции;
- рынок покупателя характеризуется свободной конкуренцией производите¬лей, олигополизацией рынка, демонополизацией рынка, бездефицитно¬стью, занятостью всех ниш рынка, высоким качеством, дизайном товаров, устойчивостью денежного обращения, стабильностью цен.
Если рынок продавца, в целях его регуляции требует жесткого государствен¬ного администрирования, то рынок покупателя нормально функционирует в условиях легкого государственного косвенного регулирования.
Рыночная система, как само регулируемая система не застрахована от своего поражения, которое называется фиаско рынка.
Фиаско рынка - ситуация, при которой рынок не в состоянии координировать процессы экономического выбора, таким образом, чтобы обеспечить эффек¬тивное использование ресурсов.
Причины фиаско рынка:
- внешние эффекты - это эффекты, которые не находят свое отражение в цене блага;
- возрастание общественного блага;
- недостаточная конкуренция.
2.
Рыночная система - представляет собой ассоциации свободных товаропроиз¬водителей, работающих в условиях экономической свободы и риска, само¬стоятельно избирающих контрагентов производственной деятельности, само¬стоятельно определяющие объемы производства, самостоятельно распоря¬жающиеся собственными доходами и расходами, численностью занятых и оп¬латы труда.
Основные характеристики рыночной системы:
- углубление общественного разделения
←предыдущая следующая→
1 2 3
|
|