Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экономическаятеория /

Малый бизнес место и роль в экономике

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Скачать реферат


Содержание

Введение ………………………………………………………………………………..3

1. Характеристика малого бизнеса и необходимость его развития в России

1.1 Этапы развития малого бизнеса …………………………………………..………4

1.2 Виды малых предприятий………………………………………………………….10

1.3 Правовые основы малого бизнеса …………………………………………...……11

1.4 Особенности и функции малого предприятия …………………………………...12

1.5 Сфера деятельности малых предприятий и их взаимодействие с большой

промышленностью..……………….………….……………………………………13

2. Проблемы развития малого бизнеса в России на современном этапе и пути их

решения

2.1 Анализ текущего состояния развития малого бизнеса в России ……..………15

2.2 Основные проблемы малого бизнеса ….…………………………………………28

2.3. Инвестиционная политика ……………………………….………………………35

3. Взаимодействие малого бизнеса с государством

3.1. Государственная поддержка малого бизнеса ………………………………...…36

3.2. Система налогообложения………………………………………………………..38

3.3. Финансово-кредитные механизмы регулирования малого бизнеса……………40

Заключение……….…………………………………………………………………….45

Список литературы…..…………………………………………………………………46

Введение

Современное российское общество переживает чрезвычайно сильный кризис, который проявляется в политике, экономике, идеологии и других сферах жизни общества. Россия в очередной раз стоит перед необходимостью выбора ориентиров для своего дальнейшего развития, и здесь нельзя ошибиться.

Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических преобразований во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.

Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.

Хозяйственная практика в малом бизнесе находится в причинно-следственной зависимости углубляющейся специализацией общественного производства и дифференциацией товаров и услуг. Экономическая маневренность, гибкость принятия решений, территориально-пространственная мобильность делает малый бизнес необходимым в современном, постиндустриальном обществе.

Недостаточно внимания уделено изучению влияния малого предпринимательства на структурные преобразования региональной экономики; формированию рациональной структуры индустриальных центров на основе развития малого бизнеса; разработке экономического взаимодействия территориальных органов власти и малого бизнеса; методологии комплексной оценки предпринимательских проектов и проведению их экспертизы в отдельных городах и регионах нехарактерных для промышленно развитых стран условиях, условиях переходного периода, переживаемого Россией.

Развитие мелкого предпринимательства необходимо потому, что они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Об этом говорят следующие цифры: в США на малый бизнес приходится 34,9% чистого дохода, а в Японии 56,6% всей продукции в обрабатывающей промышленности производят предприятия малого бизнеса.

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малый бизнес в России на современном этапе его развития, выявить его роль, специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед российским малым бизнесом.

1. Необходимость развития малого бизнеса в России, его характеристика.

1.1 Этапы развития малого бизнеса.

Изучая сущность малого бизнеса, необходимо знать его истоки и процесс развития. Малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, но его история никогда не занимала общественное сознание. Но теперь малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики.

В течение 1980-х годов престиж малого бизнеса в мире начал повышаться в немалой степени благодаря его способности изобретать новые товары и создавать новые рабочие места. Вследствие этого в последние годы все чаще стали обращать внимание на его достижения и возможности, перспективы и проблемы.

В реформировании российской экономики еще со времен пере¬стройки ма¬лые предприятия (МП) взяли на себя роль создателя по¬чвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня ча¬стный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем ко¬личестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимос¬ти основных средств экономики России и 14% числа занятых, произ¬водят 12% ВВП и дают 1/4 всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внут¬ренних возможностях развития малого предпринима¬тельства.

Расширение масштабов и изменение структуры малого предпринимательства потребовало внесения изменений в его законодательную базу, устанавливающую такие статусы принятых в международной практике понятий, как микрофирма (до 10-15 занятых), малое предприятие (от 15 до 100 занятых), среднее предприятие (от 100 до 300-500 занятых).

В российской истории малого бизнеса можно выделить следующие этапы:

Первый этап (1985-1987 гг.) характерно зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности. Этот этап можно назвать экспериментальным.

Второй этап (1987-1988 гг.) сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом "кооперативного движения". Он послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия.

Третий этап (1989-1990 гг.) связан с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.

Четвертого этапа (1991-1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства.

1992 год - год шоковой терапии - характеризовался самыми вы¬сокими с се¬редины 80-х годов темпами роста числа малых предприя¬тий (в 2,1 раза) и чис¬ленности занятых в них. Этот факт носит фено¬менальный характер, поскольку осуществленная тогда либерализа¬ция цен и введение налогового прессинга сильно подорвали финансо¬вую базу малого предпринимательства. Бурная ин¬фляция привела, с одной стороны, к обесценению сбережений населения, а с дру¬гой - к резкому увеличению процентных ставок банковского кредита. Это вызвало настоящий паралич инвестиционной деятельности, не пре¬одоленный до сих пор.

Статистические данные показывают, что абсолютным лидером по увеличе¬нию числа малых предприятий стала тогда сфера науки и научного обслужива¬ния. В ней число малых предприятий возросло в 3,4 раза. Количество малых предприятий в сфере сельского хозяй¬ства увеличилось в 3,1 раза. Затем следуют материально-техническое снабжение и общая коммерческая деятельность по обеспечению фун¬кционирования рынка (2,9 раза). К ним тесно примыкает сфера на¬родного образования (2,8 раза).

В то же время в 1992 г. в общей структуре российского малого предприни¬мательства произошло резкое уменьшение доли МП в сфе¬ре материального про¬изводства.

По широко распространенному мнению, модель шоковой тера¬пии была малоконструктивна для быстрого и эффективного развития экономики страны и, в частности, сферы малого предпринимательст¬ва. Но следует признать, что в ус¬ловиях активизации рыночных ре¬форм МП продемонстрировали и свои пози¬тивные возможности. Важ¬нейшими функциями МП в условиях

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»