Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экономическаятеория /

Марксистская политическая экономия

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


Министерство образования РФ

Архангельский Государственный Технический

Университет

Институт экономики, финансов и бизнеса

Кафедра экономической теории

РЕФЕРАТ

по Истории экономических учений

на тему

«Марксистская политическая экономия»

Выполнил студент

2 курса 7 группы

NIKOBRAZ

Проверила преподаватель

Шапарова Инна Петровна

Архангельск

2001

Содержание

Введение. Исторические условия возникновения марксизма 3

Основные положения общей теории Маркса.

Социально-философские взгляды Маркса 4

Основные экономические учения Маркса 7

Заключение. Маркс перед судом истории 17

Список литературы 21

Исторические условия возникновения марксизма

Марксизм возник в 40-х годах XIX века. Возникновение марксизма было подготовлено предыдущим развитием капиталистической экономики, революционного процесса и общественной мысли.

Важным этапом развития капиталистической экономики был промышленный переворот , наиболее широко проявившийся в первые десятилетия XIX века. Он ознаменовал небывалое на протяжении всей предыдущей истории ускоренное развитие производственных сил, выразившихся в переходе от мануфактуры к фабричной системе , основанной на широком применении машинной техники, обусловив утверждение капиталистических производственных отношений. Важной исторической предпосылкой формирования марксистского мировоззрения явилось то обстоятельство , что капитализм одержавший победу над феодализмом в передовых странах Западной Европы , уже показал к тому времени не только свое экономическое преимущество над предыдущим способом производства , но также и противоречивость своего развития , все большее нарастание конфликта между трудом и капиталом.

Промышленный переворот , осуществившийся вначале в Англии , а затем и в других странах Западной Европы , создал качественно новую основу для развития производственных сил и , следовательно , реальную перспективу резкого увеличения после социальной революции производства материальных благ для трудящихся , и увеличения свободного времени – основы всестороннего развития всех членов будущего свободного от эксплуатации общества. В ходе промышленного переворота рабочий класс впервые выступил на историческую сцену как самостоятельная общественная сила. Широко известны проявления активной революционной роли рабочего класса в 1831 – 1834 годах , а также чартистское движение 30 – 40-х годов в Англии.

То обстоятельство , что развитие капитализма в Германии в этот период сочеталось с сохранением значительного проявления феодальных отношений , придало этим восстаниям особо важную роль. Это явилось свидетельством того, что в условиях назревавшей в этой стране буржуазно – демократической революции пролетариат становился ее главной движущей силой. Острота классовых противоречий в Германии 40–х годов во многом благоприятствовала тому , что революционное пролетарское учение возникло именно в этой стране.

Наряду с революционными выступлениями рабочего класса , важнейшее значение в подготовке возникновения марксизма имело происходившее ранее развитие общественной мысли : немецкой классической философии , классической английской политической экономии и французского утопического социализма.

Основные положения общей теории Маркса. Социально-философские взгляды Маркса

По признанию самого К. Маркса, как ученый он исходил одновременно из трех научных источников: английской классической политической экономии Смита и Рикардо, немецкой классической философии Гегеля и уто¬пического социализма. У Смита и Рикардо им заимствованы трудовая теория стоимости, положения за¬кона тенденции нормы прибыли к понижению, производительного труда. У вторых — идеи диалектики и материализма, у тре¬тьих — понятие классовой борьбы, элементы социологического ус¬тройства общества. Автор «Капитала» является не един¬ственным в числе исследователей начала и середины XIX в., рассма¬тривавших политику и государство как вторичные явления по от¬ношению к социально-экономическим, предпочитавших, следуя причинно-следственному подходу, классифицировать экономические категории как первичные и вторичные, считавших экономические законы, капи¬тализм и соответственно рыночный механизм хозяйствования временными.

Однако центральное место в методологии исследования К. Маркса занимает его концепция базиса и надстройки, о которой он заявил еще в 1859 г. в работе «К критике политической эконо¬мии». Основная идея в этом произведении была сформулирована так: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определен¬ной ступени развития их материальных производительных сил. Со¬вокупность этих производственных отношений составляет эконо¬мическую структуру общества, реальный базис, на котором возвы¬шается юридическая и политическая надстройка и которому соот¬ветствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, по¬литический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определя¬ет их сознание». Между тем, по большому счету, в концепции базиса и надстрой¬ки предпринята попытка дать экономическую интерпретацию ис¬тории с учетом развития производительных сил и производст¬венных отношений, которая подсказывает, по замыслу К. Маркса, процесс перехода от капитализма к социализму, ибо «буржуазной общественной формацией, — пишет он, — завершается предысто¬рия человеческого общества». По Марксу, недиалектический под¬ход и необоснованное признание законов капиталистической экономи¬ки универсальными, не позволили понять представителям классичес¬кой политической экономии, которые собственно открыли эти за¬коны, что они имеют специфический и преходящий характер.

Обращаясь к сути рассматриваемой концепции К. Маркса, сле¬дует заметить, что идея анализа общественного развития как чередо¬вания базиса и надстройки не проста в применении. Например, «про¬изводительные силы зависят одновременно от технической осна¬щенности и от организации совместного труда, которая в свою оче¬редь зависит от законов собственности. Последние принадлежат к юридической сфере. Но «право — это часть государства, а послед¬нее относится к надстройке. Мы снова сталкиваемся с трудностью отделения базиса и надстройки». Но, несмотря на это, с тех пор, да и сейчас, «для марксиста экономический подход означает, что ор¬ганизация производства играет решающую роль, предопределяя со¬циальную и политическую структуру, и основной упор он делает на материальных благах, целях и процессах, конфликте между рабочи¬ми и капиталистами и всеобщем подчинении одного класса друго¬му».

По убеждению К. Маркса, капитализм, эра которого «берет свое начало в XVI веке», исключает гуманизацию общества и демократию из-за частной собственности на средства производства и анархии рынка. В этой системе трудятся ради прибыли, имеет место эксплу¬атация одного класса другим, а человек (и предприниматель и рабочий) становится чуждым самому себе, так как не может само¬реализоваться в труде, деградировавшем лишь в средство существо¬вания в условиях непредсказуемого рынка и жесткой конкурентной борьбы. А что касается подлинной свободы вне труда, т.е. свобод¬ного времени, то оно, по Марксу, «мерилом богатства» станет не при капитализме, а при коммунизме. Однако у автора «Капитала» дей¬ствительно «нет никаких убедительных данных ни о том моменте, когда капитализм перестанет функционировать, ни даже о том, что в данный конкретный момент он должен перестать функциониро¬вать". Маркс представил определенное число доводов, позволяю¬щих считать, что капиталистический строй будет все хуже и хуже функционировать, однако он не доказал экономически, что внут¬ренние противоречия капитализма разрушат его.

Следует подчеркнуть, что в доводах К. Маркса о неизбежном крахе капитализма главным является не нарушение рыночных прин¬ципов распределения доходов между классами общества, а то, что эта система не обеспечивает полной занятости, тяготеет к колони¬альной эксплуатации и к войнам. Общественным идеалом он счи¬тает социализм и коммунизм, называя их фазами неантагонистичес¬кого коммунистического общества, при котором средства произ¬водства не будут более объектом индивидуального присвоения и каж¬дый человек обретет свободу.

Впрочем, убежденность К. Маркса в торжестве идеалов бесклас¬сового общества зиждется прежде всего на теории классов, ставшей достоянием классической политической экономии еще со времен физиократов и А. Смита. Считая себя последователем «классиков», он действительно занимался «в основном проблемой экономичес¬кого роста, а именно роста благосостояния и дохода, а также про¬блемой распределения этого растущего дохода между трудом, капи¬талом и землевладельцами», т.е. между классами. Но центральной идеей его теории классов является классовая борьба с тенденцией к упрощению и поляризации общественных групп вокруг главных классов общества.

Еще в «Манифесте Коммунистической партии» К. Маркс писал: «История всех

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»