Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экономическаятеория /

Международная торговля и торговая политика

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Скачать реферат


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ - 2 -

Глава 1. Международная торговля - 3 -

1.1 История международной торговли - 3 -

1.2 Теории международной торговли - 5 -

1.2.1 Классическая теория международной торговли - 6 -

1.2.2 Теория Хекшера - Олина - 6 -

1.2.3 Парадокс Леонтьева - 7 -

1.2.4 Неотехнологические теории - 9 -

1.2.5 Теория "технологического разрыва" - 9 -

1.2.6 Теория "цикла жизни продукта" - 10 -

1.2.7 Теория Портера: теория конкурентных преимуществ - 11 -

1.3 Элементы международной торговли. - 12 -

1.3.1 Торговцы, агенты и конфирмационные дома. - 12 -

1.3.2 Отделения, филиалы и ассоциированные компании за рубежом. - 13 -

Глава 2. Проблемы международной торговли. Перспективы развития - 13 -

2.1 Последствия колебаний валютных курсов: валютная экспозиция и валютный риск. - 14 -

2.2 Кредитный риск и время выполнения контракта. - 15 -

2.3 Правительственные постановления. - 16 -

2.4 Основы юридического обеспечения мировой торговли - 16 -

2.5 Перспективы развития. - 17 -

Глава 3. Торговая политика - 18 -

3.1 Инструменты торговой политики - 19 -

3.1.1 Тарифные методы регулирования международной торговли - 20 -

3.1.2 Нетарифные методы регулирования международной торговли - 21 -

3.1.3 Скрытые методы торговой политики - 24 -

ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 26 -

Список литературы - 28 -

ВВЕДЕНИЕ

Почему государства торгуют? Что составляет основу торговли между странами? В общем виде международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ре-сурсов и таким образом увеличивать общий объем производства. Суверенные госу-дарства, как и отдельные лица и регионы страны, могут выиграть за счет специа-лизации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего обмена на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить.

Теории международной торговли, берущие начало от английской классической по-литэкономии, прошли в своем развитии ряд этапов вместе с развитием мировой эко-номической мысли. Однако их центральными вопросами были и остаются следующие:

• что лежит в основе международного разделения труда?

• какая международная специализация является наиболее эффективной для отдельных стран и регионов и приносит им наибольшие выгоды?

• какими факторами предопределяется конкурентоспособность страны в ми-ровой торговле?

В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и тех-ники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономи-ки, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.

Данная курсовая работа представлена тремя главами. Глава 1 «Международная торговля»; глава 2 «Проблемы международной торговли. Перспективы развития»; глава 3 «Торговая политика».

Цель данной работы – наиболее полно рассмотреть международную торговлю и торговую политику, выявить проблему и перспективы развития международной торговли, а также рассмотреть инструменты торговой политики

Выделяется ряд задач:

1. изучить историю международной торговли, рассмотреть теории международной торговли, а также элементы международной торговли;

2. раскрыть основные проблемы международной торговли, рассмотреть перспек-тивы развития международной торговли;

3. дать определение торговой политики, а также политики протекционизма и ли-берализации;

4. рассмотреть инструменты торговой политики.

Глава 1. Международная торговля

Международная торговля является формой связи между товаропроизводителя-ми разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и вы-ражает их взаимную экономическую зависимость. В литературе часто дается сле-дующее определение: «Международная торговля представляет собой процесс куп-ли и продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах».[12, c. 5]

Международной торговлей называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира [1, с. 30]. Однако понятие «международная торговлям употребляется и в более узком значении: например, совокупный товарооборот про-мышленно развитых стран, совокупный товарооборот развивающихся стран, сово-купный товарооборот стран какого-либо континента, региона, например, стран Восточной Европы и т. п.

1.1 История международной торговли

Зародившись в глубокой древности, мировая торговля достигает значительных масштабов и приобретает характер устойчивых международных товарно-денежных отношений на рубеже XVIII и XIX вв.

Мощным импульсом этого процесса послужило создание в ряде промыш-ленно более развитых стран (Англии, Голландии и др.) крупного машинного производства, ориентированного на масштабный и регулярный импорт сырья из экономически менее развитых стран Азии, Африки и Латинской Америки, и экспорт в эти страны промышленных товаров, преимущественно потреби-тельского назначения.

В XX в. мировая торговля пережила ряд глубоких кризисов. Первый из них был связан с мировой войной 1914-1918 гг., он привел к длительному и глубокому нарушению мирового товарооборота, продолжавшемуся до окон-чания Второй мировой войны, которая до основания потрясла всю структуру международных экономических отношений. В послевоенный период мировая торговля столкнулась с новыми трудностями, связанными с распадом коло-ниальной системы. Следует отметить, что все эти кризисы были преодолены.

В целом характерной чертой послевоенного периода явилось заметное ус-корение темпов развития мировой торговли, достигших наиболее высокого уровня за всю предыдущую историю человеческого общества. Причем темпы роста мировой торговли превысили темпы роста мирового ВВП.

Со второй половины XX века, когда международный обмен приобретает «взрывной характер», мировая торговля развивается высокими темпами. В период 1950-1994 гг. мировой торговый оборот вырос в 14 раз. По оценке западных спе-циалистов, период между 1950 и 1970 годами можно охарактеризовать как «золо-той век» в развитии международной торговли. Так, среднегодовой темп роста ми-рового экспорта составил в 50-х гг. 6%, в 60-х гг. - 8,2. В период с 1970 по 1991 г. физический объем мирового экспорта (т. е. рассчитанный в неизменных ценах) возрос в 2,5 раза, среднегодовой темп роста - 9,0%, в 1991-1995 гг. этот показатель был равен 6.2%.

Соответственно возрастал и объем мировой торговли. Так в 1965 г. он составил 172,0 млрд, в 1970 г. - 193,4 млрд, в 1975 г. - 816,5 млрд долл., в 1980 г. - 1,9 трлн, в 1990 г. - 3,3 трлн и в 1995 г. - свыше 5 трлн долларов.[1, c. 634]

Именно в этот период был достигнут ежегодный 7%-ный рост мирового экспор-та. Однако уже в 70-е годы он снизился до 5%, еще больше сократившись в 80-е годы. В конце 80-х мировой экспорт продемонстрировал заметное оживление (до 8,5% в 1988 г.) [1, c. 33]. После явного спада в начале 90-х, в середине 90-х годов он вновь демонстрирует высокие устойчивые темпы.

На стабильный, устойчивый рост международной торговли оказали влияние ряд факторов:

1) развитие международного разделения труда и интернационализация производства;

2) НТР, способствующая обновлению основного капитала, созданию но-вых отраслей экономики, ускоряющая реконструирование старых;

3) активная деятельность транснациональных корпораций на мировом рынке;

4) регулирование (либерализация) международной торговли посредством мероприятий Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ);

5) либерализация международной торговли, переход многих стран к ре-жиму, включающему отмену количественных ограничений импорта и существенное снижение таможенных пошлин - образование свободных экономических зон;

6) развитие процессов торгово-экономической интеграции: устранение ре-гиональных барьеров, формирование общих рынков, зон свободной торгов-ли;

7) получение политической независимости бывших колониальных стран. Выделение из их числа «новых индустриальных стран» с моделью экономи-ки, ориентированной на внешний рынок.

По имеющимся прогнозам, высокие темпы мировой торговли сохранятся и в дальнейшем: к 2003 г. объем мировой торговли увеличится на 50% и превысит 7 трлн долл. [26, c. 634]

Со второй половины XX века заметно проявилась неравномерность динамики внешней торговли. Это повлияло на соотношение сил между странами на мировом рынке. Доминирующее положение США было поколеблено. В свою очередь, экс-порт Германии приблизился к американскому, а в отдельные годы даже превосхо-дил его. Помимо Германии заметными темпами рос экспорт и других западноевро-пейских стран. В 80-е годы значительный рывок в сфере международной торговли сделала Япония. К концу 80-х годов Япония стала выбиваться в лидеры по факто-рам конкурентоспособности. В тот же период к ней присоединились «новые инду-стриальные страны» Азии - Сингапур, Гонконг, Тайвань. Однако к середине 90-х годов США вновь выходят на лидирующие позиции в мире по конкурентоспособ-ности. За ними вплотную идут Сингапур, Гонконг, а также Япония, которая ранее на протяжении шести лет занимала первое место.

Пока развивающиеся страны в основном остаются поставщиками сырья, продо-вольствия и сравнительно

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»