Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экономическаятеория /

Микроэкономика: цели, инструменты, механизм и результаты

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


Введение

Микроэкономика для студентов, интересующихся тем, как работает хозяйственный механизм, самый подходящий и наиболее интересный предмет. Ясное понимание того, что такое микроэкономика, необходимо для управленческих решений, разработки социальной политики, а в более общем плане для понимания механизма функционирования современной экономики.

Экономика подразделяется на две основные области:

микроэкономику (приставка «микро» происходит от греческого слова «маленький»). Многие из отдельных субъектов невелики, однако лишь по отношению к экономике страны в целом. Например, ежегодный товарооборот фирмы «Дженерал моторс», ИБМ или «Экксон» больше, чем валовой национальный продукт многих стран, и макроэкономику. Микроэкономика связана с деятельностью отдельных экономических субъектов. К ним относятся потребители, рабочие, вкладчики капитала, землевладельцы, фирмы фактически любой индивидуум или хозяйственный субъект, который играет существенную роль в функционировании экономики. Микроэкономика объясняет, как и почему принимаются экономические решения на низшем уровне. Например, она объясняет, как потребители принимают решения о покупке товара и как на их выбор влияют изменения цен и их доходов, каким образом фирмы планируют численность рабочих и как рабочие решают, где и сколько им необходимо работать.

Другим важным аспектом микроэкономики является взаимодействие субъектов экономики в процессе образования более крупных структур рынков в отраслях промышленности. Микроэкономика помогает понять, например, логику исторического развития американской автомобильной промышленности, как взаимодействуют между собой производители и потребители на автомобильном рынке. Она объясняет, как устанавливаются цены на автомобили, какие средства автомобильные компании инвестируют на строительство новых заводов и сколько автомобилей производится ежегодно. Изучая, деятельность отдельных фирм и потребителей, микроэкономика вскрывает, как функционируют и развиваются отрасли промышленности и рынки, каким образом на их деятельность влияют политика правительства и экономические условия других стран.

В отличие от этого макроэкономика связана с совокупностью общих экономических показателей таких, как темпы роста производительности в стране, учетные ставки процента, безработица и инфляция. Но границы между макро- и микроэкономикой в последние годы все больше размываются. Причина заключается в том, что макроэкономика также связана с анализом совокупных рынков, например товаров, услуг, рабочей силы и ценных бумаг. Чтобы понять, как действуют совокупные рынки, надо сначала изучить поведение фирм, потребителей, рабочих, вкладчиков капитала, которые участвуют в функционировании этих рынков. Таким образом, специалисты по макроэкономике все чаще занимаются микроэкономическими обоснованиями, а сама макроэкономика на самом деле является продолжением микроэкономического анализа.

Применение и границы микроэкономической теории

Как и любая наука, экономика связана с объяснением и прогнозированием наблюдаемых явлений. Почему, например, фирмы стремятся нанимать или увольнять трудящихся, когда меняются цены на сырье, потребляемое в процессе производства? Примерно сколько их должно быть принято на работу или уволено фирмой (отраслью промышленности), если цена на сырье возрастет на 10%?

В экономике, как и в других науках, обоснование и прогноз основываются на теоретических положениях, которые используются для объяснения наблюдаемых явлений с точки зрения совокупности основных правил и предложений. Теоретический анализ экономической деятельности фирмы, например, начинается с простого предложения, что она будет стремиться максимизировать свою прибыль. Теория использует данное предложение, чтобы обосновать планы фирм по набору рабочей силы, объему капитальных вложений и сырья для производства определенного количества продукции. Она объясняет, как фирмы планируют свое производство в зависимости от величины цен на основные факторы производства рабочую силу, капитал и сырье, а также и от цен на будущую продукцию. Экономическая теория служит также фундаментом прогнозирования. Она объясняет причину изменения объема выпуска продукции в зависимости от увеличения заработной платы или уменьшения цен на материалы. При применении статистических и эконометрических методов исследования возможно построение моделей, используемых для количественных прогнозов. Модель является математическим выражением, основанным на экономической теории, фирмы, рынка или какого-нибудь другого экономического субъекта. Так, мы можем разработать модель отдельной фирмы и использовать ее для прогнозирования изменения уровня выпуска продукции фирмы в результате, скажем, падения цен на сырье на 10 %.

Ни одна научная теория, в том числе и экономическая, не обладает абсолютной точностью. Полезность и значимость теории зависят от того, насколько успешно она объясняет и прогнозирует изучаемые явления. С этой целью теории постоянно проверяются практикой. В результате подобранной проверки теории нередко модифицируются, усовершенствуются, а иногда от них приходится даже отказываться. Процесс проверки и совершенствования теорий является принципиальным для развития экономики и науки.

При оценке теории важно понимать, что она не может быть справедливой абсолютно для всех случаев. Это относится к любой отрасли науки. Например, закон Бойля (В отечественной литературе закон Бойля—Мариотта: произведение объема данной массы идеального газа и его давления постоянно при постоянной температуре; установлен независимо Р. Бойлем (1662) и Э. Мариоттом (1676).) в физике устанавливает взаимосвязь между объемом, температурой и давлением газа. Закон основан на предположении, что отдельные молекулы газа ведут себя подобно крохотным эластичным биллиардным шарам. В настоящее время физики знают, что в действительности молекулы газа не всегда ведут себя таким образом, и отчасти из-за этого закон Бойля не срабатывает при крайних значениях давления и температуры. Тем не менее, в большинстве случаев он прекрасно определяет динамику температуры газа при изменении давления и объема, а следовательно, является важным инструментом при проведении научных исследований и инженерных расчетов. И в экономике дела обстоят подобным же образом. Например, фирмы не всегда максимизируют свою прибыль. Поэтому, может быть, теория фирмы имела лишь частичный успех в объяснении таких аспектов ее деятельности, как учет фактора времени в оценке эффективности инвестиционных мероприятий. Тем не менее, теория объяснила обширный спектр явлений, касающихся хозяйственной деятельности и эволюции как фирм, так и целых отраслей промышленности. Она является важным инструментом в руках менеджеров и специалистов, ответственных за разработку политики фирм.

Часть 1

Спрос и эластичность спроса

Ры¬нок и за¬кон спро¬са

Ры¬нок — кос¬вен¬ное, опо¬сре¬до¬ван¬ная взаи¬мо¬связь ме¬ж¬ду про¬из¬во¬ди¬те¬ля¬ми и по¬тре¬би¬те¬ля¬ми про¬дук¬ции в фор¬ме ку¬п¬ли-про¬да¬жи то¬ва¬ров, сфе¬ра реа¬ли¬за¬ции и то¬вар¬но-де¬неж¬ных от¬но¬ше¬ний, а так¬же вся со¬во¬куп¬ность средств, ме¬то¬дов, ин¬ст¬ру¬мен¬тов, ор¬га¬ни¬за¬ци¬он¬но-пра¬во¬вых норм, струк¬тур т.д., обес¬пе¬чи¬ваю¬щих функ¬цио¬ни¬ро¬ва¬ние та¬ких от¬но¬ше¬ний. Ры¬нок — это един¬ст¬вен¬ная сис¬те¬ма от¬но¬ше¬ний ку¬п¬ли-про¬да¬жи, струк¬тур¬ны¬ми эле¬мен¬та¬ми ко¬то¬рой яв¬ля¬ют¬ся рын¬ки то¬ва¬ров, ка¬пи¬та¬лов, ра¬бо¬чей си¬лы, цен¬ных бу¬маг, идей, ин¬фор¬ма¬ции и т.д. Ры¬нок — ос¬но¬ва ры¬ноч¬ной эко¬но¬ми¬ки.

Ры¬нок — это ин¬ст¬ру¬мент, или ме¬ха¬низм, сво¬дя¬щий вме¬сте по¬ку¬па¬те¬лей (предъ¬я¬ви¬те¬лей спро¬са) и про¬дав¬цов (по¬став¬щи¬ков) от¬дель¬ных то¬ва¬ров и ус¬луг, Од¬ни рын¬ки яв¬ля¬ют¬ся ло¬каль¬ны¬ми, то¬гда как дру¬гие но¬сят ме¬ж¬ду¬на¬род¬ный или на¬цио¬наль¬ный ха¬рак¬тер. Не¬ко¬то¬рые от¬ли¬ча¬ют лич¬ный кон¬такт ме¬ж¬ду предъ¬я¬ви¬те¬лем спро¬са и по¬став¬щи¬ком, а дру¬гие яв¬ля¬ют¬ся без¬лич¬ны¬ми — на них по¬ку¬па¬тель и про¬да¬вец ни¬ко¬гда не ви¬дят или во¬все не зна¬ют друг дру¬га,

Со¬стоя¬ние рын¬ка оп¬ре¬де¬ля¬ет¬ся со¬от¬но¬ше¬ни¬ем ве¬ли¬чи¬ны спро¬са и пред¬ло¬же¬ния

Спрос и пред¬ло¬же¬ние — взаи¬мо¬за¬ви¬си¬мые эле¬мен¬ты ры¬ноч¬но¬го ме¬ха¬низ¬ма, где спрос оп¬ре¬де¬ля¬ет¬ся пла¬те¬же¬спо¬соб¬ной по¬треб¬но¬стью по¬ку¬па¬те¬лей (по¬тре¬би¬те¬лей), а пред¬ло¬же¬ние — со¬во¬куп¬но¬стью то¬ва¬ров, пред¬ло¬жен¬ных про¬дав¬ца¬ми (про¬из¬во¬ди¬те¬ля¬ми); со¬от¬но¬ше¬ние ме¬ж¬ду ни¬ми скла¬ды¬ва¬ет¬ся в об¬рат¬но про¬пор¬цио¬наль¬ную за¬ви¬си¬мость, оп¬ре¬де¬ляя со¬от¬вет¬ст¬вую¬щие из¬ме¬не¬ния в уров¬не цен на то¬ва¬ры.

Спрос изо¬бра¬жа¬ет¬ся в ви¬де гра¬фи¬ка, по¬ка¬зы¬ваю¬ще¬го ко¬ли¬че¬ст¬во про¬дук¬та, ко¬то¬рое по¬тре¬би¬те¬ли го¬то¬вы и в со¬стоя¬нии ку¬пить по не¬ко¬то¬рой це¬не из воз¬мож¬ных в те¬че¬ние оп¬ре¬де¬лен¬но¬го пе¬рио¬да вре¬ме¬ни цен. Спрос вы¬ра¬жа¬ет ряд аль¬тер¬на¬тив¬ных воз¬мож¬но¬стей, ко¬то¬рые мож¬но пред¬ста¬вить в ви¬де таб¬ли¬цы. Он по¬ка¬зы¬ва¬ет то ко¬ли¬че¬ст¬во про¬дук¬та, на ко¬то¬рое (при про¬чих рав¬ных ус¬ло¬ви¬ях) бу¬дет предъ¬яв¬лен спрос при раз¬ных це¬нах. Спрос по¬ка¬зы¬ва¬ет ко¬ли¬че¬ст¬во про¬дук¬та, ко¬то¬рое по¬тре¬би¬те¬ли бу¬дут по¬ку¬пать по раз¬ным воз¬мож¬ным це¬нам, Це¬на спро¬са — мак¬си¬маль¬ная це¬на, по ко¬то¬рой по¬тре¬би¬тель го¬тов ку¬пить дан¬ную про¬дук¬цию.

Ве¬ли¬чи¬ны спро¬са долж¬ны иметь оп¬ре¬де¬лен¬ное зна¬че¬ние и от¬но¬сить¬ся к оп¬ре¬де¬лен¬но¬му от¬рез¬ку вре¬ме¬ни. Ко¬рен¬ное свой¬ст¬во спро¬са за¬клю¬ча¬ет¬ся в сле¬дую¬щем: при не¬из¬мен¬но¬сти всех про¬чих па¬ра¬мет¬ров сни¬же¬ние це¬ны ве¬дет к со¬от¬вет¬ст¬вую¬ще¬му воз¬рас¬та¬нию ве¬ли¬чи¬ны спро¬са. Бы¬ва¬ют слу¬чаи, ко¬гда прак¬ти¬че¬ские дан¬ные про¬ти¬во¬ре¬чат за¬ко¬ну спро¬са, но это не оз¬на¬ча¬ет его на¬ру¬ше¬ние, а толь¬ко лишь на¬ру¬ше¬ние до¬пу¬ще¬ния

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»