Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экономическаятеория /

Монополизм в России

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


Тамбовский Государственный Университет им. Г.Р. Державина

ДОКЛАД

по экономической теории

на тему:

"Монополизм в России"

Выполнил

студент 120 группы

Мастер М

Тамбов 2005

Основные черты монополии

Монополия — наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. Собственно го-воря, в условиях монополизации рынка само существование конкуренции может быть призна-но лишь с большими оговорками. Ведь конкуренция предполагает разделение экономической власти, наличие у потребителя выбора. Именно поэтому начинается состязание между произ-водителями за спрос потребителя, возникает стремление наилучшим образом удовлетворить его запросы. В условиях же монополии потребителям противостоит единый производитель-гигант. Хочет или не хочет того потребитель, он вынужден пользоваться продукцией монопо-листа, соглашаться на его ценовые условия и т.д.

Всевластию монополиста помогает уникальность (незаменимость) продукции последне-го. Может ли житель Москвы или Владивостока добровольно отказаться от услуг монопольного поставщика электроэнергии, чем-то ее заменив в домашнем хозяйстве? Способны ли уголь-ные предприятия Кузбасса перевозить свою продукцию без помощи железной дороги? Отри-цательный ответ на подобные вопросы очевиден, также как и то, что подобное положение по-зволяет монополисту диктовать свои условия с позиции силы.

Укрепляет власть монополиста над рынком и полнота имеющейся у него информации. Обслуживая всех потребителей отрасли, он точно знает объем рынка, может оперативно и с абсолютной точностью отслеживать изменения объемов продаж и, уж конечно, в деталях ос-ведомлен о ценах, которые сам же и устанавливает.

Понятно, что сочетание всех этих обстоятельств создает для монополиста исключи-тельно выгодную обстановку и благоприятные предпосылки для получения сверхприбылей. Очевидно, однако, и то, что эти преимущества мгновенно улетучились бы, появись в отрасли хотя бы еще один производитель-конкурент. Монополисту немедленно пришлось бы перейти от диктата по отношению к потребителю к скрупулезному учету потребностей и интересов по-следнего.

Нынешнее поколение россиян, на своем опыте испытавшее крах государственного мо-нополизма, без труда найдет массу бытовых примеров подобных перемен. Черствый хлеб, на-пример, еще недавно безраздельно господствовавший в булочных, мгновенно стал редкостью, после того как монопольная система снабжения сменилась конкуренцией массы независимых пекарен.

Именно поэтому монополистическая структура рынка там, где она существует, защище-на целой системой практически непреодолимых барьеров на пути вторжения в отрасль неза-висимых конкурентов. Основными барьерами, существующими в монополистической отрасли, являются:

1. преимущества крупного производства (вплоть до естественной монополии);

2. легальные барьеры (монопольное владение источниками сырья, землей, правами на научно-технические достижения, санкционированные государством исключительные права);

3. нечестная конкуренция.

Рассмотрим подробнее эти виды барьеров.

Как и на олигополистическом рынке, в монополизированной отрасли эффективны лишь крупные предприятия. Шансы на возникновение монополии существуют лишь там, где размеры создают крупные преимущества в издержках. Это положение теории многократно проверено практическим опытом.

Дело в том, что высокие прибыли монополистов всегда были предметом зависти мелких компаний. В истории многих стран зафиксированы попытки мелких фирм под тем или иным на-званием создать картель (ассоциацию, объединение, комиссию по стандартам и т.п., т. к. офи-циально картели запрещены в большинстве стран) и объединенными усилиями диктовать свои условия поставщикам и потребителям.

В современной России, например, такие шаги предпринимали импортеры чая и произ-водители соков. Исход этих попыток, однако, всегда был неутешителен для их организаторов. Поскольку издержки у этой организации не были ниже, чем у мелких производителей, ничто не мешало новым, независимым фирмам вступать в отрасль и успешно конкурировать с карте-лем, а недовольным участникам самого объединения (такие обязательно появлялись) спокой-но и безнаказанно покидать его.

Другое дело - отрасли, где крупные предприятия имеют более низкие издержки, чем кон-куренты. Это создает высокий барьер перед всеми желающими проникнуть в отрасль, а при благоприятных для фирм-лидеров обстоятельствах и позволяет им полностью монополизиро-вать рынок. Примером такой фирмы может служить российское предприятие «Центр им. Хру-ничева» — производитель тяжелых космических ракет «Протон».

Кроме экономических барьеров монополию обычно защищают барьеры правовые (ле-гальные), причем нередко именно они играют решающую роль.

Самым распространенным источником легальных барьеров являются права собствен-ности. Если в собственности некой фирмы оказываются, например, уникальные источники сы-рья, земли с особыми свойствами и т.п., это автоматически создает предпосылки для монопо-лии. Важно лишь, чтобы производимый с использованием названных природных ресурсов продукт и сам был уникальным и незаменимым.

Легальной защитой пользуются и права интеллектуальной собственности. Так, надле-жащим образом оформленное и зарегистрированное изобретение (подтверждающий это до-кумент называется патентом) дает его владельцу монопольное право на производство соот-ветствующей продукции в течение определенного времени. Владелец патента может едино-лично осуществлять свое монопольное право, а может за вознаграждение в полном или час-тичном объеме предоставлять его другим лицам (выдавать лицензию). Скажем, может про-дать лицензию на производство и сбыт запатентованной продукции в определенной стране на условиях уплаты известного процента цены с каждой проданной единицы товара.

Напротив, отсутствие патента лишает изобретателя всяких привилегий. Так проявляется правовая природа данного барьера: есть патент — есть право, нет патента — нет и прав. Для нашей страны это обстоятельство имеет огромное значение, поскольку практически все изо-бретения советской эпохи не защищены международными патентами и вплоть до настоя-щего времени используются иностранцами бесплатно.

С проявлениями нечестной конкуренции государство борется самым жестким образом. Дело в том, что крупный производитель в борьбе с более мелкими конкурентами обладает массой преимуществ, фактически сводящихся к применению грубой силы. Такими методами можно заставить банк приостановить кредитование конкурентов, железные дороги — транс-портировку их грузов (именно это проделал когда-то Джон Д. Рокфеллер) и т.п. Появляется возможность вытеснить конкурента и установить монополию даже там, где честным путем она никогда бы не сложилась.

Важной разновидностью нечестной конкуренции является демпинг — умышленная про-дажа продукции ниже себестоимости с целью вытеснения конкурента. Крупная фирма — по-тенциальный монополист — имеет большие финансовые резервы. Поэтому она способна долго торговать себе в убыток по заниженным ценам, вынуждая к тем же действиям конкурен-та. Когда последний не выдержит и разорится, монополист вновь поднимет цены и компенси-рует свои убытки.

В России проблема монополизации экономики стоит очень остро. Главная особенность монополизации российского рынка состоит в том, что она сложилась как "наследница" госу-дарственного монополизма социалистической экономики.

Социалистическая экономика представляла собой единый народнохозяйственный ком-плекс, в котором каждое предприятие не было вполне автономно, а являлось составной ча-стью общегосударственной суперструктуры. При этом удовлетворение потребности всей стра-ны в том или ином виде продукта часто поручалось всего одному-двум заводам. Так, в конце 80-х годов более 1100 предприятий были полными монополистами в производстве своей про-дукции. Еще чаще встречалась ситуация, когда число производителей по всей гигантской стране не превышало 2-3 заводов. Всего из 327 товарных групп, выпускавшихся промышлен-ностью страны, 290 (89%) было подвержено сильной монополизации. [3.369]

Таким образом, если в странах с рыночной экономикой монополизация обычно проходила пу-тем организационного объединения первоначально независимых компаний, то социалистиче-ский монополизм базировался на сознательном создании только одного производителя (или очень узкой группы производителей).

Начало рыночных реформ в нашей стране привело к резкому усилению монополистиче-ских тенденций. Отчасти это было связано с распадом СССР и ослаблением экономических связей между бывшими союзными республиками. К прежним монополистам добавились но-вые, а именно предприятия, не являвшиеся единственными производителями в рамках всего Союза, но ставшие таковыми на сократившейся территории.

Однако гораздо большее значение имело изменение условий хозяйствования. Благода-ря им резко усилились последствия монополизации и ее влияние на экономику. Дело в том, что превращение российских заводов в частные предприятия создало мощный стимул для по-лучения монопольных прибылей. А свобода установления цен и выбора объемов производст-ва дали в руки фирм средства достижения этой цели. Все три важнейших последствия моно-полизации (занижение производства, завышение цен, получение монопольных сверхприбы-лей), до той поры сдерживавшиеся социалистическим государством, вырвались наружу. При этом старый порок советских монопольных производителей — неэффективность — сохранил-ся

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»