Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экономическаятеория /

Монополия и ценовая дискриминация

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


ВВЕДЕНИЕ

1. Конкуренция и монополия.

Совершенная конкуренция , является скорее абстрактной моделью , удобной для анализа основных принципов фор-мирования рыночного поведения фирмы. В реальной дейст-вительности чисто конкурентные рынки встречаются редко , как правило каждая фирма имеет “ своё лицо ” , и каждый потребитель , выбирая продукцию той или иной фирмы , руководствуется не только полезностью продукции и её це-ной , но и своим отношением к самой фирме , к качеству из-делий , присущему только ей. В этом смысле положение каждой фирмы на рынке в чём - то уникально или , иными словами присутствует элемент монополизма в её поведении.

Этот элемент накладывает отпечаток на деятельность фирмы , заставляет её несколько иначе подходить и к фор-мированию ценовой стратегии , и к определению объёма выпуска продукции , наиболее эффективного с точки зрения прибылей и убытков.

2. ТЕОРИЯ МОНОПОЛИИ

Что такое Чтобы определить , как влияет монополия? монополизм на поведение фирмы , остановимся на теории монополии. Что такое монополия ? Как формируются издержки предприятия - монополиста , исходя из каких принципов оно устанавливает цену на свою продукцию и как определяет объём производства ?

Понятие чистой монополии также обычно является аб-стракцией. Даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличие за рубежом. Поэтому мы можем представить себе чистую , абсолютную монополию скорее теоретически. Монополия предполагает , что одна фирма является единственным производителем какой - либо продукции , не имеющей аналогов. Покупатели при этом не имеют возможности выбора , они вынуждены приобретать такую продукцию у фирмы - монополиста.

Не следует отождествлять чистую монополию и моно-польную ( рыночную ) власть. Последняя означает возмож-ность для фирмы влиять на цену и повышать экономические прибыли , ограничивая объём производства и сбыта. Когда говорят о степени монополизации рынка , обычно имеют в виду силу рыночной власти отдельных фирм , присутст-вующих на этом рынке.

Как ведёт себя монополист на рынке ? Он полностью контролирует весь объём выпуска товара , если он принима-ет решение о повышении цены , то не боится потерять часть рынка , отдать его конкурентам , устанавливающим более низкие цены. Но это не означает , что он бесконечно будет повышать цену своей продукции.

Поскольку фирма - монополист , так же как и любая другая фирма , стремится к получению высокой прибыли , в ходе принятия решения о цене продажи она учитывает ры-ночный спроси свои издержки. Поскольку монополист яв-ляется единственным производителем данной продукции , кривая спроса на его продукцию будет совпадать с кривой рыночного спроса.

РАЗНООБРАЗИЕ ВИДОВ МОНОПОЛИИ

Начнём с проведения различий между тремя типами обстоя-тельств , в силу которых одна фирма может стать может стать единственным поставщиком продукции на рынке.

1. Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку почты первым классом. Другими вариантами возникнове-ния закрытой монополии является патентная защита , ин-ститут авторских прав.

2. Естественная монополия - отрасль , в которой долго-срочные средние издержки достигают минимума только то-гда , когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб произ-водства товара близок ( или даже превосходит ) то количе-ство , на которое рынок предъявляет спрос по любой цене , достаточной для покрытия издержек производства. В дан-ной ситуации разделение выпуска между двумя или боль-шим количеством фирм приведёт к тому , что масштабы производства , каждой будут неэффективно малы. С естест-венными монополиями , в основе которых лежит экономия на масштабах производства , тесно связаны монополии , ба-зирующиеся на владении уникальными природными ресур-сами.

3. Открытая монополия. В этом случае фирма на некото-рое время становиться единственным поставщиком какого - либо продукта , не обладая никакой специальной защитой от конкуренции , как это имеет место в случае закрытой или естественной монополии. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы , впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Их конкуренты , однако , могут появится на рынке несколько позже.

Такая классификация монополии на три категории весьма условна. Некоторые фирмы могут принадлежать сра-зу к нескольким видам монополии. К их числу относятся , например , фирмы , обслуживающие систему телефонной связи , а также электрические и газовые компании , которые могут быть отнесены как к естественной монополии ( так как присутствует эффект экономии на масштабах ) , так и к закрытой монополии ( так как существуют барьеры для конкуренции ). Также может быть проведена классификация , основанная на учёте временного горизонта. Например , па-тентное свидетельство даёт фирме закрытую монополию на краткосрочном временном интервале. Последнее происхо-дит не только из - за ограничения срока действия патента , но также из - за того , что конкуренты могут просто изо-брести новые продукты.

Фактически все монополии могут считаться открыты-ми. Легальные барьеры , которые защищают закрытые мо-нополии от конкурентов , могут быть отменены судом. Пре-имущество в издержках естественных монополий могут быть сведены на нет изменениями в технологии. Все моно-полии подвержены ударам конкуренции со стороны товаров - субститутов.

ПРОСТАЯ МОНОПОЛИЯ

Для монополии , так же как и для совершенной конкурен-ции , главным принципом является максимизация прибыли фирмы.

Ограничения , с которыми Возможности монополиста ,

сталкивается монополия как и любой другой фирмы ,

получить прибыль , частично ограничены издержками производства. Модель , представ-ленная здесь , основана на теории издержек. Специфические ограничения , которые характерны для системы совершен-ной конкуренции , не подходят для монополии.

Другим важным ограничением для монополиста явля-ется спрос на его продукт. Так как монополист по опреде-лению функционирует на рынке один , кривая спроса для фирмы есть то же , что и кривая спроса для всего рынка. Кривая спроса для монополиста имеет отрицательный на-клон. Количество продукции , которое может быть продано на рынке , увеличивается по мере того , как цена падает. Предполагается , что монополист узнаёт свойства кривой спроса либо с помощью эконометрики , либо интуитивно ( методом проб и ошибок ). Поскольку и цена , и количество продукции изменяются в соответствии с кривой спроса , имеющей отрицательный наклон , монополист ведёт себя совершенно не так , как ведёт себя “прайс - тейкер ” при со-вершенной конкуренции. Монополист выбирает такую ком-бинацию “ цена - количество ” , которая приносит макси-мальную прибыль. Коль скоро он ищет наиболее “ доход-ную ” цену из набора возможных цен , то его можно назвать “ искателем цены ” (price - searcher).

Модель монополии , описываемая здесь , предлагает действие одного дополнительного ограничения : монопо-лист должен продавать всю свою продукцию по одинаковой цене всем потребителям. Монополия , при которой соблю-дается это условие , называется простой монополией. Во-просы ценовой дискриминации , при которой одни единицы выпуска продукции продаются по одной цене , а другие - по другой , будут рассмотрены далее.

Рис. 1 иллю-

Выпуск продукции , цена и предельный стрирурет

доход в условиях простой монополии взаимосвязь

между вы-пуском продукции , ценой и доходом для случая простой монополии. В колонках 1 и 2 таблицы в части (а) приведены данные о спросе , а в части (б) та же информация представ-лена в форме кривой спроса. Поскольку и цена , и количест-во продукции изменяются в соответствии с кривой спроса , совокупный доход фирмы изменяется ; данные об этом при-водятся в колонке 3 таблицы в части (а) и на графике в час-ти (в). Для любого уровня выпуска совокупный доход равен произведению цены на количество продукции. По мере рос-та выпуска совокупный доход сначала возрастает , затем достигает максимума на уровне выпуска , равному 17 еди-ницам , и после этого падает.

Мы знаем , что если спрос эластичен , то падение цены вызывает увеличение совокупного дохода. Когда же спрос неэластичен , то доход падает при уменьшении цены. Если кривая спроса имеет вид прямой ( как , например в части (б) рис. 1 ) , то её верхняя часть отражает эластичный спрос , а нижняя - неэластичный. Именно в этом и заключается при-чина эффекта “ холма дохода ” , который представлен на рисунке в части (в). Мы знаем , что предельный доход опре-деляется как изменение совокупного дохода , которое дос-тигается от увеличения выпуска продукции на одну едини-цу. В колонке 4 части (а) рис. 1 приведены данные о пре-дельном доходе фирмы. В части (б) рисунка приведена кри-вая предельного дохода фирмы. Кривая предельного дохода расположена выше горизонтальной оси , если совокупный доход растёт (спрос эластичен ) и ниже её , и ниже её если совокупный доход падает ( неэластичен ). Она пересекает горизонтальную ось в точке максимума совокупного дохо-да. Для того , чтобы начертить кривую предельного дохода , соответствующую кривой спроса , имеющей форму прямой , можно воспользоваться следующим простым

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»