Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экономическаятеория /

Налоги. Кривая Лаффера

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Скачать реферат


I. ВВЕДЕНИЕ.

1.1 Формирование эффективной налоговой системы.

Формирование эффективной налоговой системы для России – экономи-ческая проблема общегосударственного значения.

С принятием Государственной Думой Налогового Кодекса РФ дискус-сия о его завершенности и принципах построения не ослабевает. И это зако-номерно: современная отечественная система налогообложения формирова-лась на протяжении 90-х гг. посредством приспособления советской налого-вой структуры к новым условиям хозяйствования, введения того или иного вида налога, способного, по мнению реформаторов, быстро пополнить доходы бюджета. В результате этих преобразований сложилась трехуровневая на-логовая система с фискальным характером, не ориентированная на стабили-зацию социальной ситуации в обществе и стимулирование развития отечест-венного производства или поощрение инвестиционной активности товаро-производителей. Для этой системы характерны низкая эффективность и от-торжение, как хозяйствующими субъектами, так и гражданами не адекватной современному рыночному образу мышления функциональной направленно-сти государственной налоговой политики.

Западные страны формировали свою экономическую политику в течение столетий принципами, опираясь на систему государственных финансов, иг-равших ведущую роль в конъюнктурной, структурной и социальной сферах. Фискальная политика ведущих индустриальных держав демонстрирует последовательную тенденцию использования налогов в качестве действенного набора инструментов, способных квалифицированно обеспечить перераспре-деление ВВП в пользу наиболее значимых, с точки зрения государства, от-раслей, направлений социального и регионального развития экономики. В теории и на практике макроэкономического регулирования рыночной экономики произошли значительные перемены, изменились цели и методы го-сударственной экономической политики, а также механизм налогового регу-лирования.

Современная налоговая система характеризуется необычайной изо-щренностью форм и методов обложения и исключительным многообразием применяемых налогов (в отдельных странах существует около ста и более различных видов налогов). Для всех развитых и большинства развивающихся стран основные ее принципы и характеристики едины, хотя в их понимании и применении в налоговой политике имеются существенные различия.

Основы существующей в Российской Федерации налоговой системы бы-ли заложены в конце 1991 г. принятием Закона «Об основах налоговой систе-мы в Российской Федерации» и соответствующих законов по конкретным ви-дам налогов. В условиях высокой инфляции и глубоких структурных измене-ний в экономике в первые годы реформ российская налоговая система в целом выполняла свою роль, обеспечивая поступление в бюджеты всех уровней не-обходимых финансовых ресурсов. Вместе с тем, по мере дальнейшего углуб-ления рыночных преобразований, присущие налоговой системе недостатки становились все более и более заметными, а ее несоответствие происходящим в экономике изменениям все более и более очевидным.

С 1 января 1999 г. вступила в действие первая или так называемая общая часть Налогового кодекса Российской Федерации. Этот документ регламентирует важнейшие положения налоговой системы России, в частности, пе-речень действующих в России налогов и сборов, порядок их введения и отме-ны, а также весь комплекс взаимоотношений государства с налогоплательщи-ками и их агентами.

Второй частью Налогового Кодекса приняты семь глав, посвященные НДС, акцизам, налогу на доходы физических лиц, единому социальному на-логу, налогу на прибыль организаций, налогу на добычу полезных ископае-мых и налогу с продаж.

Налоговый кодекс призван стать и непременно станет практически един-ственным нормативным актом, регулирующим все налоговые вопросы, начи-ная с взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков и кончая порядком расчета и уплаты всех предусмотренных в нем налогов. Налоговый Кодекс – это новый этап в формировании налоговой системы Российской Фе-дерации, который приближает ее к мировой модели налогообложения. Нало-говый Кодекс призван вывести на качественно новый уровень взаимоотноше-ния между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Одним из основополагающих налогом в налоговой системе Российской Федерации является налог на добавленную стоимость (НДС). Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2002 г.» на долю НДС запланировано поступление в федеральный бюджет в размере 774 млрд. руб., что составляет 36,4% от всех доходных поступлений или 44,8% налоговых доходов в феде-ральный бюджет в 2002 г. Этот налог является главным источником попол-нения казны государства. НДС является одной из наиважнейших составляю-щих налоговой системы, отличающийся сложностью введения и просчетом последствий, о чем свидетельствует опыт введения НДС в России.

НДС облагаются все стадии производства и распределения товара вплоть до розничной торговли. Являясь по существу налогом на потребление, НДС обеспечивает регулярное поступление финансовых средств в казну и позволя-ет охватить все сферы производства и реализации валового внутреннего про-дукта. Более того, по сравнению с подоходным налогом НДС нейтрален по отношению к сумме доходов конкретного предпринимателя и тем самым уве-личивает стимулы к труду и сбережению, уменьшает сопротивление налогоплательщиков и затрудняет уклонение от налогообложения.

Сегодня НДС используется в большинстве европейских государств, во всех странах Европейского сообщества, Японии, Индии, Индонезии, Брази-лии, Колумбии, Греции и других странах Юго-Восточного региона, Африки и Америки.

В странах Азии, Африки, Центральной и Южной Америки введение НДС выявило ряд новых форм применения этого налога, продемонстрировало гиб-кость и возможность использования различных модификаций методологии НДС.

Широкое распространение НДС обусловлено, несомненно, и большими возможностями этого налога по увеличению налоговых доходов. Сокращая или полностью заменяя некоторые налоги, он не только увеличивает, но и ста-билизирует поступления в бюджет, делает их непрерывными. Вместе с тем использование НДС в качестве денежной машины, способной удовлетворить любой дефицит в бюджете за счет повышения ставок налога, связывается с опасениями в чрезмерном росте государственного сектора. Кроме того, суще-ствуют опасения, что этот налог даст политикам возможность расширить свое влияние. Но, несмотря на все эти «побочные явления», все большее количест-во стран, озабоченных поиском путей финансирования растущих государственных расходов, стремится найти выход в налоге на потребление и склоняет-ся к введению НДС.

2.1 Сущность, принципы и функции налогообложения.

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедея-тельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – эко-номическую, социальную, экологическую, демографическую и др.

Финансово-бюджетная система включает отношения по поводу формиро-вания и использования финансов государства – бюджета и внебюджетных фондов. Важной частью финансово-бюджетной системы являются налоги.

Изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса составляет сущность нало-га. А. Смит в своем классическом сочинении «Исследование о природе и при-чинах богатства народов» считал основными принципами налогообложения всеобщность, справедливость, определенность и удобность. Подданные госу-дарства, отмечал его российский последователь Н.И. Тургенев, должны давать «средства к достижению цели общества или государства» каждый по возмож-ности и соразмерно своему доходу по заранее установленным правилам (сроки платежа, способ взимания), удобным для плательщика. Со временем этот пе-речень был дополнен принципами обеспечения достаточности и подвижности налогов (налог может быть увеличен или сокращен в соответствии с объек-тивными нуждами и возможностями государства).

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, по-шлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщи-ков – юридических и физических лиц на территории РФ. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи «питают» бюджетную систему РФ. Кроме того, существую государственные внебюджетные фонды, доходная часть которых формируется за счет целевых отчислений. Источником этих отчислений явля-ется произведенный ВВП, за счет которого на стадии образования первичных доходов формируется соответствующая часть платежей во внебюджетные фонды.

По методу установления налоги подразделяются на прямые и косвенные. К числу прямых относятся: подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и пользование которым служит ос-нованием для обложения. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных ак-тов и оборотов, финансовых операций.

Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц - предприятий, организаций, граждан - для удовлетворения общественных потребностей.

С правовых, юридических позиций налоги как установленные законода-тельными актами нормы, регулирующие размеры, формы, методы, сроки изъ-ятия государством части доходов предприятий, организаций, населения. Нало-ги* вводятся законами Верховного Совета.

С экономических позиций налоги представляют главный инструмент пе-рераспределения доходов и финансовых ресурсов, осуществляемого финансо-выми органами в целях обеспечения средствами тех лиц, предприятий про-грамм, секторов и сфер экономики, которые испытывают потребность в ресур-сах, но не в состоянии обеспечить ее из собственных ресурсов.

Налоговое регулирование доходов ставит своей основной задачей сосре-доточение в руках государства, местных

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»