Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экономическаятеория /

Научные основы и методология государственного регулирования экономики

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Скачать реферат


Всероссийский заочный финансово -

экономический институт

______________________________________________

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А

на тему: Научные основы и мето-дология государственного регу-лирования экономики

по дисциплине: Государственное регулирование экономики

Студентки 3 курса

специальность: ГМУ (периферия)

Ильиной (Куклиной) Елены Владимировны

преподаватель:

Святышева Л. Л.

1999 г.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

1. Введение

3

2. Регулирование экономики в рыночном хозяйстве

4

3. Государственное регулирование экономики: цели и

средства

6

4. Теоретические модели государственного

регулирования экономики.

10

5. Методы государственного регулирования экономики

11

6. Саморегулирование рыночной экономики. Недостат-

ки рыночного регулирования.

26

7. Негативы государственного вмешательства в эконо-

мику.

30

8. Некоторые принципиальные подходы к реализации

государственного регулирования экономики.

31

9. Список литературы 34

В в е д е н и е

Данная курсовая работа посвящена государственному ре-гулированию экономики.

Вопрос о том, должна ли экономика регулироваться госу-дарством или использовать рычаги саморегулирования, явля-ется спорным до настоящего времени. Но если раньше ученые склонялись к тому , что экономика сама в состоянии установить равновесие и удержать его, то сейчас становится ясно, что го-сударственное регулирование необходимо.

Во всем мире функции государства в управлении экономи-кой значительно расширились в течение ХХ века, особенно в промышленно развитых странах. Что же касается России, то на первом этапе реформ, связанном с проведением либерализа-ции и приватизации, преобладал курс на максимальное свер-тывание государственного вмешательства в экономику и само-регулирование рынка. Затем ( примерно с 1995 года), политика была скорректирована в целью воссоздания государственного управления.

Государственное регулирование охватывает все стороны общественного воспроизводства. Но первостепенное внимание уделяется регулированию отношений собственности и пред-принимательства, инвестиций и структурной перестройки от-раслей материального производства, социального развития и рынка труда, финансового рынка и денежного обращения, тер-риториальных пропорций и региональных рынков, природо-пользования, внешнеэкономической деятельности.

В своей курсовой работе я постаралась наиболее подроб-но описать преимущества государственного управления, его цели и методы осуществления. При написании курсовой рабо-ты я опиралась в основном на журнал “Экономист”.

Конечно, сейчас государство не может обеспечить иде-альное развитие экономики. Для этого необходимо, чтобы лю-ди, стоящие у власти были достаточно высоко образованы и не принимали важные решения, опираясь только лишь на свои собственные интересы, что происходит сейчас в России. Может быть, когда - нибудь наша страна наконец выйдет на правиль-ный путь и мы перестанем быть отсталой страной.

Регулирование экономики

в рыночном хозяйстве

Устойчивое развитие экономики предполагает реализа-цию комплекса мер, направленных на рост национального до-хода, сохранение жизни и здоровья человека, решение демо-графических проблем, уменьшение дифференциации в дохо-дах населения, искоренение бедности.

Экономическая наука изучает свою, определенную часть явлений, данных в человеческом опыте. Но пока еще ученые не осознают, не представляют в достаточно ясном виде, какова должна быть теоретическая программа исследований.

Экономическая наука должна иметь базисные понятия и принципиальные гипотезы, чтобы руководствоваться ими при решении важных экономических задач. Без фундамента не представляется возможным ставить крупные вопросы, нахо-дить несоответствия, т. е. осмысленно двигаться вперед, рас-ширяя круг научно подтвержденных фактов, отказываясь от старых представлений.

В настоящее время экономисты по -разному видят и пони-мают те или иные проблемы экономической действительности: не одинаков взгляд на вопросы инфляции и экономического роста, по-разному видят роль и место государства в экономике. С одной стороны это хорошо, так как дает возможность вы-брать наилучший вариант решения той или иной проблемы. С другой стороны, в экономике, как и в любой другой науке долж-ны быть экспериментально подтвержденные методы исследо-вания. Таким ядром была в свое время теория трудовой стои-мости К. Маркса, но в конечном счете она привела к победе хо-зяйственных отношений, замерших в неэффективности.

Я думаю, что России нужен свой метод управления эконо-микой, который смог бы уберечь нашу страну от многочислен-ных ошибок, которые совершаются потому, что наши экономи-сты никак не могут прийти к компромиссу.

На пороге к XXI веку на первый план исследований выдви-нулись проблемы различных экономических, социальных струк-турно- технологических и организационных изменений. Обсуж-даются понятия институциональная экономика, социально ори-ентированная экономика, инвестиции в человека, человеческий капитал, эволюционная теория конкуренции и другие.

Сейчас , на пороге XXI века разворачиваются противоречи-вые процессы становления экономики постиндустриального общества. Его важнейшие черты: информатизация, усиление роли социальных критериев в развитии экономики, всей жизне-деятельности общества, создание материально - технической базы производства и воспроизводства на основе высоких тех-нологий. Все это требует новых подходов в управлении эконо-микой. И такие нововведения уже существуют. Последние не-сколько лет экономическая наука во всем мире активно разра-батывает новые концепции управления, регулирования, хозяй-ствования, включая планологию. Планология рассматривается не только как новая экономическая дисциплина, объединяющая знания, опыт, формы, методы принятия управленческих реше-ний, но и как принципиально новая наука управления сложными процессами жизнедеятельности общества, предполагающая практику , специфическую теорию, обеспечивающие достиже-ние поставленных целей.

Целостность, системность, поиск станут признаками совре-менной экономики, независимо от социально - экономического положения. На первый план выдвигается целостность воспро-изводственных, структурных и инновационных процессов.

Первые шаги к экономическому росту, социально ориенти-рованной экономике, новой системе управления важно сделать по критериям:

контролируемого обществом развития демократизма и со-циальной структуризации экономики и управления.

оптимизации системы интересов и стимулов в экономике и общественных отношениях.

высоких технологий , включая информационные процессы производства, жизнедеятельности человека, общества и госу-дарства.

интеграции новых концепций планологии, методологии планирования и механизмов регулирования плана и рынка в целостную систему управления.

оптимизация функций государства и рынка в регулировании процессов социально - экономического развития общества.

формирования адекватной системы региональных распре-делительных отношений и рационального использования тру-довых и других ресурсов региона.

Методы регулирования экономики не одинаковы в разных странах мира, ведь разные страны имеют разную историю, разные национальные модели организации хозяйства, разные традиции и разную культуру.

Например, американская модель регулирования основана на поощрении предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения.

Японская модель отличается определенным отставанием уровня жизни населения от роста производительности труда. За счет этого снижается себестоимость продукции и повышает-ся ее конкурентоспособность на мировом рынке.

Швецкая модель основана на сокращении имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения.

В Германская модели наибольшее внимание уделяется мелким и средним предприятиям, а главной функцией государ-ства является обеспечение хорошо отлаженной конкуренции.

Во всех этих странах государство играет первостепенную роль в регулировании экономики.

Государственное регулирование экономики: цели и средства.

Во всех развитых странах рыночный механизм хозяйство-вания дополняется инструментами государственного регулиро-вания. соотношение которых зависит от доли государственного сектора, исторических особенностей и традиций, характера решаемых в данное время задач. Обычно, чем сильнее разви-ты рыночные отношения, тем значительнее государственное влияние на формирование рыночных механизмов и регулято-ров. Государство превращается в единый и главный координи-рующий и регулирующий центр хозяйственно - финансовой системы, активно воздействует на параметры и индикаторы ее функционирования и поддерживает расширяющимся комплек-сом средств и инструментов желательный режим экономиче-ской динамики.1 Именно государство создает условия для сво-бодного предпринимательства и добросовестной конкуренции.

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»