Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экономическаятеория /

Основные этапы развития экономической мысли

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Скачать реферат


МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ

МЕНЕДЖМЕНТА И ПРАВА

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

РЕФЕРАТ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ НА ТЕМУ «ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»

Студента 1-го курса 1-го семестра заочного отделения ГАРАЩЕНКО АЛЕКСЕЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА

Москва

1999

Введение

На первый взгляд, история экономической теории-это хронологичекое описание, включающее коментарии наиболее продуктивных попыток создания все более точных и пра-вильных экономических воззрений.

Однако, с начала зарождения экономической мысли до наших дней происходит её эволюция, включающая элементы ветвления и создания новых, не существовавших ранее возможностей альтернативного поведения. Поэтому важнейшим параметром функциониро-вания экономики является время, линейное в прошлое и ветвящееся в будущее.

С одной стороны прогресс в экономической науке очевиден и более поздние теории совершеннее, чем их предшественники. Поэтому логичен вопрос - зачем вообще изучать ис-торибю экономическщй науки, если достаточно взять последние, и потому самые правиль-ные,- отонсительно прошлых, экономичемкие воззрения?

Проблема заключается в том,что прогресс в истории экономической теории - двойст-веннен и неоднозначен. Более ранние и более поздние экономические теории часто оказы-вабтся несравнимыми, так как они относятся к разным экономическим системам, реално-стям, и поэтому эволюция экономической науки является своеобразным отражением эволю-ции самой экономики, потому без знания первой у нас мало шансов постигнуть вторую.

Мыслители древности

Зарождение экономической науки берет начало ещё с античных времен. Сам тер-мин “экономика” происходит от греческого “ведение домашнего хозяйства”. Ещё достаточно отрывочные и наивные, они всё же способствовали прогрессивному развитию общества. Наиболее примечательными среди мыслителеей древности были Ксенофонт(430-355), Пла-тон(427-347) и Аристотель(384-322). Ксенофонт отдавал предпочтение натуральному хозяй-ству на земле, считая что оно делает человека здоровым, сытым и справелдивым(кто больше работает, то больше получает). Он противником накопления в личном пользовани золота и серебра. Ксенофонт не был так же сторонником ремесленников, однако признавал эфектив-ность разделения труда.

Платон, будучи величайшим философом древности, интересовался экономическими проблемами лишь в небольшой степени. Но что интересно из его трудов, так это то, что промсхожление государства он связывал с потребностью людей в повседневном удовлетво-рении своих потребностей и с обменом.” Государство возникает из нужд человека: никто не может сам удовлетворять всех своих нужд...”

Платон был сторонником натурального хозяйства и ограниченного капиталла, по его мнению, он не должен превышать стоимость надела в 4 раза, иначе излишек подлежит пере-даче государству. Закон должен устанавливать пределы колебаний цен. В таком государстве не будет ни богатых, ни бедных - считал Платон.

Философ пытался доказать, что богатство и счастье несовместимы, так как он считал часть богатства человека полученной несправедливо.

И именно идея справедливости легла в основу его сочинения “Государство”, в кото-ром Платон изложил свою теорию идеального государства. Справедливым он называл такое общество, в котором кождый занимается тем, к чему он приспособден в наибольшей степе-ни, подразделяя тем самым общество на четыре различных класса: 1)правителей, 2)воинов, 3)свободных крестьяни ремесленников, 4)рабов.

Именно Платон первым выдвинул идею “социализма”, состоявшую в специфическом отношении к собственности.

Аристотель также был великим философом древности, и его мнения относительно взаимосвязи человека и государства совпадали с мнениями Платона. Однако в отличае от своего предшественника, Аристотель был безусловным сторонником частной собственности.

В теории Аристотеля проводится различие между производством с целью удовлетво-рения своих нужд и производством с целью обогащения. Первое он одобрял, второе порицал.

Аристотель различал потребительскую стоимость(пользу) и меновую стои-мость:обмен справедлив, если каждый получает как раз столько, сколько он даёт другому. Средством, дающем возможность сравнивать различные потребности, являются деньги. Деньги являются также средством обмена, так как соизмеряет различные товары. Монета не может рождать монету, т.е. процент.

Также важное значение имеет теория золотой середины Аристотеля, по которой всякая доб-родеятельность есть среднее между противоположными пороками.

Меркантилизм

Термин "меркантилизм" (от итальянского mercante - торговец, купец) ввел в оборот в XVIII веке английский экономист Адам Смит. Этим термином принято обозначать систему экономических взглядов, которая, по-видимому, была достаточно широко распространена в Европе во втором тысячелетии нашей эры и в письменном виде дошла до нас благодаря не-которым публикациям английских, итальянских и французских авторов XVI-XVII веков. Меркантилизм был распространен и в других странах, но только в работах англичан Вильяма Стаффорда (1554-1612), Томаса Мена (1571-1641), француза Антуана Монкретьена (1575-1622), шотландца Джона Лоу (1677-1729), итальянцев Гаспара Скаруффи (1519-1584), Анто-нио Джевонези (1712-1769) и некоторых других экономистов меркантилистские воззрения приобрели завершенные очертания.

Проживая в разных странах и порой не подозревая о существовании друг друга, эти авторы высказывали удивительно сходные взгляды, что позволяет трактовать меркантилизм не только как теорию, но и как часть определенной культурно-политической традиции.

До эпохи Возрождения в европейской культуре было широко распространено пред-ставление о герое-завоевателе как воплощении всяческих добродетелей, идеале для подра-жания. Удачный набег на чужую, а порой и на свою собственную территорию, грабеж и ра-зорение по морали того времени рассматривались как вполне приемлемый и законный спо-соб обогащения. Эта традиция, вышедшая из античности, успешно функционировала и в средние века.

Эпоха Возрождения породила новые подходы ко многим социально-культурным про-цессам, в том числе к представлению о богатстве и источниках его происхождения. Измени-лись социальные идеалы; герой того времени - уже не воин-завоеватель, а удачливый купец, ремесленник. Теоретической концепцией, которая в дальнейшем и обосновала такой сдвиг в общественном сознании, стал меркантилизм.

Наши экономические учебники чаще всего фиксировали лишь внешнюю часть кон-цепции меркантилизма, делая вывод о том, что меркантилизм как теоретическая школа оши-бочно рассматривал богатство в виде денежного металла с источником роста в сфере внеш-ней торговли. Конечно, меркантилизм как специализированная часть общественного созна-ния той эпохи отражал новые стереотипы мышления, которые фиксировали деньги как глав-ный, а порой и единственный компонент материального благополучия и богатства. Но в то же время концепция меркантилизма не была такой примитивной, как ее трактовали совет-ские учебники политической экономии, ей была присуща известная сложность.

Дело в том, что меркантилизм был значительным прорывом в культурной традиции феодально-раздробленной Европы и явился экономико-теоретическим обоснованием про-цесса создания и функционирования национальных государств на принципах политического абсолютизма. В соответствии с этими процессами люди, проживающие на территории того или иного государства, стали рассматриваться как единый общественный организм (нация, народ). Народы конкурируют друг с другом, вступая в хозяйственные отношения. Наиболее распространенной формой экономических отношении между государствами того времени была внешняя торговля. Одна нация продавала другой нации те товары, которые были у нее в избытке, приобретая те товары, которых eй недоставало. Деньги того времени - это прежде всего благородные металлы, и именно в них осуществлялась оценка стоимости товаров и

проводились расчеты по торговым операциям. Поэтому естественно, что положительный результат внешней торговли ассоциировался с превышением вывоза над ввозом и фиксиро-вался понятием активного торгового баланса.

Кроме того, меркантилизм впервые определил управленческие функции государя, правителя. Если в античной традиции, которая продолжала сохраняться и в период раннего средневековья, государь рассматривался как властитель, завоеватель своих подданных, кото-рый имел все права на их имущество и даже на жизнь, то меркантилизм рассматривал прави-теля как верховного управляющего, отца нации, который был обязан проводить экономиче-скую политику, ведущую к обогащению нации в целом. Экономической политикой государ-ства, которая, по мнению меркантилистов, вела к росту национального богатства, был про-текционизм, смысл которого состоял во всемерной поддержке отечественного купечества на внешних рынках и в ограничениях, проводимых по отношению к иностранным купцам на внутреннем рынке. Благодаря такой политике должна была возрастать конкурентоспособ-ность нации и увеличиваться производство продукции, ориентированной на экспорт. Показа-телем же эффективности государственной политики, мудрости правительства становился активный торговый баланс (превышение экспорта над импортом) и приток золота в страну.

Различают ранний и поздний меркантилизм. Ранний меркантилизм возник до эпохи Великих географических открытий, и его центральной идеей была идея "денежного баланса". В этот период шел процесс

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»