Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Биология /

Биоритмы и их значение в учебе для студентов

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


распреде-ление ее во времени и чередование с отдыхом. Это же отно-сится не только к спортсменам, но и к людям любой специ-альности, а также к студентам, занимающимся физкультурой и спортом.

1.2 Функциональное состояние биологических ритмов чело-века

На основании многочисленных исследований, проведенных учеными разных стран, о существовании биологических часов в многоклеточных живых организмах, можно считать, что в живых организмах существует иерархия ритмов, при этом биологические часы отдельных клеток синхронизируются с суточными ритмами «ведущих клеток». В настоящее время ос-новная задача ученых — обнаружить клетки, управляющие ритмом всего организма [Доскин В.Н., Лаврентьева Н.Н., 1991].

Что же касается высших позвоночных животных и челове-ка, то у них поиски центром управления биологическими ча-сами продолжаются. В этом направлении сделано много. Так, американский ученый К.Рихтер еще в 1960г. высказал пред-положение о существовании у человека трех типов биологи-ческих часов: центральных, гомеостатических и перифериче-ских. Центральные часы расположены в таламусе, гипотала-мусе, ретикулярной формации и в задней доле гипофиза. Го-меостатические часы имеют непосредственное отношение к гипоталамусу и связаны с различными железами внутренней секреции. Периферические часы находятся в разных тканях и независимы от центральных часов.

Согласно Рихтеру, центр управления биологическими ча-сами у человека расположен не в коре головного мозга. Это обстоятельство он объясняет тем, что зависимость от коры мозга придавала бы суточным ритмам физиологических про-цессов все основные черты условных рефлексов. Действи-тельно, влияние коры головного мозга на суточные ритмы человека ограничено. Даже при отсутствии обоих полушарий суточная периодичность различных физиологических процес-сов, в частности ритма сна и бодрствования, сохраняется. Поэтому центр управления биологическими часами человека, надо полагать, находится под полушариями. Биологические часы наиболее устойчивы к случайным изменениям во внешней среде, что важно для сохранения суточного режима. Кроме того, разделение функций между корой и нижележащими уча-стками мозга имеет большое приспособительное значение, позволяющее освободить кору от управления множеством внутренних процессов и создать тем самым условия для при-способления организма к изменениям внешней среды.

Гипоталамус имеет непосредственное отношение к управ-лению суточным ритмом. В нем находятся центры, управляю-щие температурой тела, работой желез внутренней секреции, а также углеводным, водно-солевым и жировым обменом. Управление суточной периодичностью наиболее четко прояв-ляется в деятельности температурного и водно-солевого центров. Об этом свидетельствуют многочисленные исследо-вания, проведенные на людях. Работа этих центров осущест-вляется так называемыми субцентрами с помощью различных способов. Так, например, температурный центр через дин из субцентров осуществляет регулирование температуры при по-мощи физических процессов, изменения интенсивности пото-отделения и дыхания; просвет сосудов через другой суб-центр — путем химических процессов усиливает обмен ве-ществ при понижении температуры крови.

С помощью гипоталамуса в организме человека регулиру-ются ритмы многих процессов, например, ритм содержания эозинофилов и других клеток крови.

Гомеостатические часы связаны с работой гипоталамуса. Они управляют нервными центрами гипоталамуса через гипо-физ, и в их деятельности наиболее полно представлен прин-цип обратной связи. Принцип работы соответствующих цен-тров заключается в том, что возбуждение возникает в них в результате недостатка специальных веществ в крови, а тор-можение — при их избытке. Возбуждение одного из центров гипоталамуса приводит к выработке нейросекрета, который заставляет клетки гипофиз вырабатывать гормоны. Под его влиянием кора надпочечников выделяет вещество, тормозящее деление клеток костного мозга.

Периферические часы позволяют длительное время сохра-нять положение фаз какого-либо физиологического ритма при нарушении нормального чередования света и темноты. Изме-нение фаз ритма в этом случае будут свидетельствовать о прямом или косвенном влиянии гипоталамуса на перифериче-ские часы.

В организме человека нет таких физиологических процес-сов, которые не зависели бы полностью от ЦНС и от общего состояния организма. В работе периферических часов время от времени могут участвовать и центральные часы, которые по нервным путям будут осуществлять регуляцию ритма из гипоталамуса. В этом случае может происходить изменение местоположения центра биологических часов человека. Оно непосредственно связано с системой регуляции, с механиз-мом работы и природой биологических часов.

Тот факт, что в другом часовом поясе ход биологических часов перенастраивается, свидетельствует об их условно-рефлекторной регуляции.

Глава II

Анализ и обобщение влияния биологических ритмов на физи-ческую работоспособность студентов

В начале исследования, проведенного в МИФИ, было про-ведено тестирование на определение биологического ритма исследуемых студентов первого курса.

Исследование длилось 1 месяц, потому что за это время у наблюдаемых должен был выработаться нужный стереотип.

Результаты прыжков фиксировались в оценках. В конце исследовательского периода нами было проведено (на кон-трольном занятии по прыжкам) соревнование для определения контрольных результатов, показанной каждой из групп.

Первая группа студентов занималась в первой половине дня, вторая — во второй.

Таблица 1. Физическая работоспособность с учетом био-логического типа в 1 группе

Таблица 2. Физическая работоспособность с учетом био-логического типа во 2 группе

Волнообразный характер изменения работоспособности в процессе уроков физкультуры связан, как нам кажется, с внутренними биологическими ритмами студентов.

Следовательно, можно сделать вывод: что основная за-дача при определении «волн» урока физкультуры — правиль-ный подбор соразмерности параметров «волн» с возможностя-ми учащихся.

Также из исследовательской работы видно, что в первой группе лучшие показатели прыжков в длину принадлежат ис-следуемым с биологическим профилем «жаворонок». Потому что они рано просыпаются и быстро достигают высокого уровня работоспособности в утренние часы, обладая высоким тонусом в первой половине дня и быстрым снижением физио-логических показателей в вечернее время. А из этого сле-дует — биологические ритмы оказывают положительное влия-ние на физическую работоспособность студентов, занимаю-щихся в утренние часы и относящихся к биологическому типу «жаворонок». На студентов с биотипом «сова» биологические ритмы оказывают отрицательное воздействие, что также вид-но из результатов таблицы.

Во второй половине дня показатели физической работо-способности выше у студентов с биологическим типом «со-ва», так как они более активны в вечернее время. Из чего следует вывод: существует прямая зависимость между факто-ром времени суток и биологическим профилем студентов, ко-торый оказывает позитивное или негативное влияние на фи-зическую работоспособность.

И, значит, нужно учитывать в своей преподавательской работе учителям физкультуры и этот фактор тоже.

Также, по записям в дневнике наблюдений, можно сделать общий вывод, что при хорошем самочувствии, аппетите, на-строении и т.п. физическая работоспособность студентов-«жаворонков» в первой половине дня и детей-«сов» во вто-рой половине - выше среднего.

Глава III

Разработка рекомендаций

1. Необходимо так планировать физические нагрузки, чтобы они не превышали определенный уровень и в то же время были стимулом для роста спортивных показателей. В этом случае учитываются 2 основных фактора, взаимодейст-вующие между собой — нагрузка (воздействие) и конкретное функциональное состояние учащегося на данный момент. А, значит, ритм урока физкультуры определяется не только внешними факторами (нагрузкой), но и внутренними биологи-ческими часами. Словом, при определении оптимальной на-грузки на уроке важно учитывать взаимодействие внутренних ритмов (биологических часов) с внешними факторами воздей-ствия. Это следует учитывать учителями физкультуры, тре-нерам и т.д. и т.п. в организации тренировочного процесса для достижения высоких спортивных результатов.

2. В работе со студентами педагогам необходимо учиты-вать, что существует прямая зависимость между фактором времени суток и биологическим профилем ребят, который оказывает позитивное или негативное влияние на физическую работоспособность.

3. Важно также учитывать и тот факт, что студенты с утренним биологическим типом активнее и более работоспо-собны в утренние часы, поэтому заниматься умственной и физической деятельностью им лучше в первой половине дня, а детям с вечерним биологическим типом — во второй.

Выводы

1. Как мы могли убедиться, биологические часы живых организмов, в том числе и человека, проявляются во всех жизненных процессах. Без них невозможна была бы жизнь. Поэтому при изучении биологических часов важно не только знать об их существовании, но и учитывать их локализацию и роль в жизни.

2. При изучении учебно-тренировочной

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»