Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Биология /

Гипотезы возникновения жизни на Земле

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


Государственный комитет Российской Федерации

по высшему образованию

Российская экономическая академия имени Г.В. Плеханова

Кафедра химии

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Концепции современного естествознания»

на тему

«Концепции зарождения жизни на земле»

Студентка I курса

Общеэкономического факультета

Группа №9109 (дневное отделение)

ЗАДКОВА Е.Н.

Научный руководитель

Москва 1999

Содержание:

Введение …………………………………………………………………2

Концепция креационизма ……………………………………………..2

Концепция спонтанного зарождения жизни ………………………..2

Концепция стационарного состояния ……………………………….4

Концепция панспермии ………………………………………………..4

Концепция биохимической эволюции ……………………………….4

Возможно ли возникновение жизни на Земле сейчас? …………….8

Список использованной литературы ………………………………10

Введение

Вопросы о происхождении природы и сущности жизни издавна стали предметом интереса человека в его стремлении разобраться в окружающем мире, понять самого себя и определить свое место в природе. Происхождение жизни – одна из трех важ-нейших мировоззренческих проблем наряду с проблемой происхождения нашей Все-ленной и проблемой происхождения человека.

Многовековые исследования и попытки решения этих вопросов породили разные концепции возникновения жизни:

1) Креационизм – божественное сотворение живого;

2) концепция многократного самопроизвольного (спонтанного) за-рождения жизни из неживого вещества (ее придерживался еще Ари-стотель, который считал, что живое может возникать и в результате разложе-ния почвы);

3) концепция стационарного состояния, в соответствии с которой жизнь существовала всегда;

4) концепция панспермии – внеземного происхождения жизни;

5) концепция происхождения жизни на Земле в историческом про-шлом в результате процессов, подчиняющихся физическим и хи-мическим законам.

Концепция креационизма

Согласно креационизму, возникновение жизни на Земле не могло осуществиться естественным, объективным, закономерным образом; жизнь является следствием боже-ственного творческого акта. Возникновение жизни относится к определенному собы-тию в прошлом, которое можно вычислить. В 1650 г. архиепископ Ашер из Ирландии вычислил, что Бог сотворил мир в октябре 4004 г. до н.э., а в 9 часов утра 23 октября и человека. Это число он получил из анализа возрастов и родственных связей всех упо-минаемых в Библии лиц. Однако к тому времени на ближнем Востоке уже была разви-тая цивилизация, что доказано археологическими изысканиями. Впрочем, вопрос со-творения мира и человека не закрыт, поскольку толковать тексты Библии можно по-разному.

Концепция спонтанного зарождения жизни

Теория спонтанного зарождения жизни возникла в Вавилоне, Египте и Китае как альтернатива креационизму. В ее основе лежит понятие о том, что под влиянием есте-ственных факторов живое может возникнуть из неживого, органическое из неорганиче-ского. Она восходит к Эмпедоклу и Аристотелю: определенные «частицы» вещества содержат некое «альтернативное начало», которое при определенных условиях может создать живой организм. Аристотель считал, что активное начало есть в оплодотворен-ном яйце, солнечном свете, гниющем мясе. У Демокрита начало жизни было в иле, у Фалеса – в воде, у Анаксагора – в воздухе.

Аристотель на основе сведений о животных, которые поступали от воинов Алек-сандра Македонского и купцов-путешественников, сформировал идею постепенного и непрерывного развития живого из неживого и создал представление о «лестнице при-роды» применительно к животному миру. Он не сомневался в самозарождении лягу-шек, мышей и других мелких животных. Платон говорил о самозарождении живых су-ществ из земли в процессе гниения.

Идея самозарождения получила широкое распространение в средневековье и эпо-ху Возрождения, когда допускалась возможность самозарождения не только простых, но и довольно высокоорганизованных существ, даже млекопитающих (например, мы-шей из тряпок). Например, в трагедии В. Шекспира «Антоний и Клеопатра» Леонид говорит Марку Антонию: «Ваши египетские гады заводятся в грязи от лучей вашего египетского солнца. Вот, например, крокодил...». Известны попытки Парацельса разра-ботать рецепты искусственного человека (гомункулуса).

Гельмонт придумал рецепт получения мышей из пшеницы и грязного белья. Бэ-кон тоже считал, что гниение – зачаток нового рождения. Идеи самозарождения жизни поддерживали Галилей, Декарт, Гарвей, Гегель,

Против теории самозарождения в XVII в. выступил флорентийский врач Франче-ско Реди. Положив мясо в закрытый горшок, Ф. Реди показал, что в гнилом мясе ли-чинки мясной мухи не самозарождаются. Сторонники теории самозарождения не сда-вались, они утверждали, что самозарождение личинок не произошло по той лишь при-чине, что в закрытый горшок не поступал воздух. Тогда Ф. Реди поместил кусочки мяса в несколько глубоких сосудов. Часть из них он оставил открытыми, а часть прикрыл кисеей. Через некоторое время в открытых сосудах мясо кишело личинками мух, тогда как в сосудах, прикрытых кисеей, в гнилом мясе никаких личинок не было.

В XVIII в. теорию самозарождения жизни продолжал защищать немецкий матема-тик и философ Лейбниц. Он и его сторонники утверждали, что в живых организмах существует особая «жизненная сила». По мнению виталистов (от лат. «вита» —- жизнь), «жизненная сила» присутствует всюду. Достаточно лишь вдохнуть ее, и нежи-вое станет живым ».

Микроскоп открыл людям микромир. Наблюдения показывали, что в плотно за-крытой колбе с мясным бульоном или сенным настоем через некоторое время обнару-живаются микроорганизмы. Но стоило прокипятить мясной бульон в течение часа и запаять горлышко, как в запаянной колбе ничего не возникало. Виталисты выдвинули предположение» что длительное кипячение убивает «жизненную силу», которая не может проникнуть в запаянную колбу.

В XIX в. Даже Ламарк в 1809 г. писал о возможности самозарождения грибков.

С появлением книги Дарвина «Происхождение видов» вновь встал вопрос о том, как же все-таки возникла жизнь на Земле. Французская Академия наук в 1859 г. назна-чила специальную премию за попытку осветить по-новому вопрос о самопроизвольном зарождении. Эту премию в 1862 г. получил знаменитый французский ученый Луи Пас-тер.

Пастер провел эксперимент, соперничавший по простоте со знаменитым опытом Реди. Он кипятил в колбе различные питательные среды, в которых могли развиваться микроорганизмы. При длительном кипячении в колбе погибали не только микроорга-низмы, но и их споры. Помня об утверждении виталистов, что мифическая «жизненная сила» не может проникнуть в запаянную колбу, Пастер присоединил к ней S-образную трубку со свободным концом. Споры микроорганизмов оседали на поверхности тонкой изогнутой трубки и не могли проникнуть в питательную среду. Хорошо прокипяченная питательная среда оставалась стерильной, в ней не наблюдалось самозарождения мик-роорганизмов, хотя доступ воздуха (а с ним и пресловутой «жизненной силы») был обеспечен.

Так было доказано то, что в наше время какой бы то ни было организм может появиться только из другого живого организма.

Концепция стационарного состояния

Сторонники теории вечного существования жизни считают, что на вечно сущест-вующей Земле некоторые виды вынуждены были вымереть или резко изменить чис-ленность в тех или иных местах планеты из-за изменения внешних условий. Четкой концепции на этом пути не выработано, поскольку в палеонтологической летописи Земли есть некоторые разрывы и неясности. С идеей вечного существования жизни во Вселенной связана и следующая группа гипотез.

Концепция панспермии

Теория панспермии (гипотеза о возможности переноса Жизни во Вселенной с од-ного космического тела на другие) не предлагает никакого механизма для объяснения первичного возникновения жизни и переносит проблему в другое место Вселенной. Либих считал, что «атмосферы небесных тел, а также вращающихся космических ту-манностей можно считать как вековечные хранилища оживленной формы, как вечные плантации органических зародышей», откуда жизнь рассеивается в виде этих зароды-шей во Вселенной.

В 1865 г. немецкий врач Г. Рихтер выдвинул гипотезу космозоев (космических зачатков), в соответствии с которой жизнь является вечной и зачатки, населяющие ми-ровое пространство, могут переноситься с одной планеты на другую. Эта гипотеза была поддержана многими выдающимися учеными. Подобным образом мыслили Кельвин, Гельмгольц и др. в начале нашего века с идеей радиопанспермии выступил Аррениус. Он описывал, как с населенных другими существами планет уходят в мировое про-странство частички вещества, пылинки и живые споры микроорганизмов. Они сохра-няют свою жизнеспособность, летая в пространстве Вселенной

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»