Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Биология /

Лечебная физкультура при язвенной болезни

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


МЕЖДУНАРОДНЫЙ

НЕЗАВИСИМЫЙ

ЭКОЛОГО-ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

РЕФЕРАТ

Тема: Лечебная физкультура при язвен-ной болезни

Работу выполнил

АБДРАХМАНОВ Р.Р.

студент 1 курса ФАКУЛЬТЕТА

СОЦ.ПСИХОЛОГИИ

Москва 1997

«Движение может по своему действию заменить

любое средство, но все лечебные средства

мира не могут заменить действия движения.»

ТИССО

Лечебная физкультура является составной частью общей физ-культуры и одним из важнейших методов комплексного лечения больных язвенной болезнью, а также эффективным средством предупреждения обострений при правильном построении заня-тий и всего комплекса.

Цель этой работы указать физиологические основы для приме-нения ЛФК при данной болезни, некоторые методические реко-мендации, а также примерную структуру занятий и основные уп-ражнения.

Начнем с физиологии. Импульсы от рецепторов внутренних органов поступают в центральную нервную систему , сигнализи-руя об интенсивности функционирования и состоянии органов. При заболевании происходит нарушение рефлекторной регуля-ции, возникают патологические доминанты и порочные (патоло-гические) рефлексы, извращающие течение нормальных процес-сов в организме человека.

Болезнь подавляет и дезорганизует двигательную активность - непременное условие нормального формирования и функциони-рование любого живого организма. Поэтому ЛФК является очень важным элементом лечения язвенных процессов.

Уже известно, что выполнение дозированных физических уп-ражнений, сопровождающиеся положительными сдвигами в функциональном состоянии центров подбугорной области и по-вышение уровня основных жизненных процессов, вызывает по-ложительные эмоции (т.н. психогенное и условно-рефлекторное влияние). Особенно это применимо при язвенной болезни, когда нервно-психическое состояние пациентов оставляет желать луч-шего (нормализация выраженных у больных явлений дистонии со стороны нервной системы. Следует отметить воздействие физи-ческих нагрузок на нервную регуляцию пищеварительного аппа-рата.

При регулярном выполнении физических упражнений, как и в процессе физической тренировки, постепенно возрастают энерге-тические запасы , увеличивается образование буферных соедине-ний, происходит обогащение организма ферментными соедине-ниями, витаминами, ионами калия и кальция. Это приводит к ак-тивизации окислительно-восстановительных процессов и к по-вышению устойчивости кислотно-щелочного равновесия, что в свою очередь благоприятно отражается на рубцевании язвенного дефекта (влияние на трофические и регенеративные потенции тканей ЖКТ).

Влияние физических упражнений определяется их интенсивно-стью и временем применения. Небольшие и умеренные мышеч-ные напряжения стимулируют основные функции желудочно-кишечного тракта, когда как интенсивные- угнетают.

Отмечается благоприятное влияние ЛФК на кровообращение и дыхание, что также расширяет функциональные возможности ор-ганизма и повышают его реактивность.

В зависимости от клинической направленности заболевания и функциональных возможностей больного применяются различ-ные формы и средства. Так как обычно в учебных заведениях применяют по возможности лишь третий (общеразвивающий) оз-доровительный комплекс упражнений, то я тоже буду придержи-ваться его.

К противопоказаниям к занятиям относят:

• Свежая язва в остром периоде.

• Язва ,осложненная кровотечением.

• Преперфоративное состояние.

• Язва, осложненная стенозом в стадии декомпенсации.

• Свежие массивные парапроцессы при пенетрации.

ЛФК при применении к больным, страдающим язвенной болез-нью оздоровительное влияние осуществляется в следующих на-правлениях:

1. Повлиять на урегулирование процессов возбуждения и тор-можения в коре головного мозга; на усиление кортико-висцеральной иннервации и выравнивании соподчиненных рас-стройств вегетативной иннервации. Улучшить согласованное функционирование систем кровообращения, дыхания и пищева-рения.

2. Путём правильной организации режима движений, физиче-ских упражнений и пассивного отдыха повлиять на урегулирова-ние нервно-психической сферы больного.

3. Улучшить окислительно-восстановительные процессы во всех органах, способствовать нормальному течению трофических процессов.

4. Противодействовать нарушениям функций пищеварительно-го аппарата, имеющим быть при язвенной болезни (запоры, поте-ря аппетита, застойные явления и др.).

Принцип индивидуализации при применении лечебной физ-культуры при данном заболевании обязателен.

ОБШЕТОНИЗИРУЩИЙ ТРЕНИРУЮЩИЙ

РЕЖИМ УПРАЖНЕНИЙ

Назначают после исчезновения болей и явлений обострения при отсутствии жалоб на основные признаки проявления заболе-вания при общем улучшении состояния. Сроки назначения - че-рез 20-26 дней.

Целевая установка - Восстановление адаптации больного к на-грузкам расширенного режима. Возрастающая стимуляция об-менных процессов, воздействие на урегулирование процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, воздействие на нормализацию вегетативных функций. Борьба с застойными явлениями в брюшной полости. Содействие регенеративным процессам в желудочно-кишечном тракте.

Содержание режима - При относительном щажении области живота проводят тренирование силы и выносливости. Постепен-но расширяется амплитуда движений в крупных суставах и уг-лубляется дыхание до максимально возможного в каждом случае. Для борьбы с дискенезией толстого кишечника учащается смена исходных положений. Исключаются резкие движения.

Характеристика применяемых физ.упражнений. Из исходных положений лежа, на боку и др. постепенно расширяют движения до полной амплитуды для крупных суставов в медленном и сред-нем темпе. Включают упражнения для всех мышц брюшного пресса, выполняющиеся в медленном темпе с ограничением ам-плитуды и с исключением резких движений.

Постепенно возрастает (примерно до 40-50% от мах.) и интен-сивность выполнения упражнений на сопротивление для мышц плечевого пояса и межрёберных мышц с целью рефлекторного воздействия на органы пищеварения в сегментах D 6-9. Можно применять гантели весом до 2-4 кг, набивные мячи весом не бо-лее 2-3 кг, упражнения на спортивных снарядах. Для борьбы с за-стойными явлениями хороший эффект дается при диафрагмаль-ном дыхании из различных исходных положений, которое дово-дится до большой глубины, чередующееся с грудным и полным дыханиями; помогает также более частая смена и.п., упражнений , игр и нагрузок при их усложнении. Постепенно в занятия вклю-чаются усложняющиеся упражнения на внимание. Плотность за-нятий при этом остается не выше среднего.

Ходьба доводится до 4-5 км в день. При общем хорошем само-чувствии и отсутствии болей разрешается игры с мячом (волей-бол и др.) с учетом индивидуальных реакций продолжительно-стью не более 25-35 минут. Включение в курс различного вида игр способствует поддержанию интереса и повышает продукцию положительных эмоций при общей физической нагрузке.

В процессе всего курса следует указывать учащимся на поло-жительные сдвиги достигнутые в его состоянии и физическом развитии, внушать ,что нарушения со стороны желудка незначи-тельны и легко поправимы( психологическое воздействие ).

ЛФК эффективна только при условии длительного , системати-ческого проведения занятий с постепенным увеличением нагруз-ки как в каждом из них, так и на протяжении всего курса. Это должен знать и тренер и учащийся для достижения подобающих результатов .

Ниже приведена таблица примерного построения занятия для стадии ремиссии язвенного процесса. Конечно, он не может при-ниматься как стандарт - каждый тренер и методист вносит свои поправки и дополнения и создают свою, непохожею на все ос-тальные курсы, специфичную тактику и методику упражнений.

Строгая последовательность в увеличении нагрузки и её инди-видуализация являются основными условиями при проведении всех занятий. При этом должно учитываться состояние, реакция занимающихся, особенности клинического течения, сопутствую-щие заболевания и физ.подготовленность учащихся.

Важно и другое: занимаясь физическими упражнениями, боль-ной сам активно участвует в лечебно-оздоровительном процессе, а

это благотворно воздействует на его психоэмоциональную сфе-ру.

Занятия имеют и воспитательное значение: учащиеся привыка-ют систематически выполнять физические упражнения, это ста-новится его повседневной привычкой. Занятия ЛФК переходят в занятия общей физкультурой, становятся потребностью человека и после выздоровления.

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА В

ПЕРИОДЕ РЕМИССИИ

№ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ДОЗИРОВКА В МИНУТАХ ЗАДАЧИ РАЗДЕЛОВ

1 Ходьба простая и усложнен-ная (сочетает движения рук и ног). Ритмично, в спокойном темпе. 5-10 Постепенное втягивание в нагрузку, развитие коорди-нации движений.

2 Упражнения для рук и ног в сочетании с движениями корпуса и дыхательными уп-ражнениями в положениями сидя. 7-14 То же, постепенное увели-чение внутрибрюшного давления. Усиление крово-обращения в брюшной по-лости.

3 Стоя. Упражнения в метании и

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»