Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Биология /

Нетрадиционные учения о происхождении человека

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


Колледж информационных технологий

Реферат

на тему:

«Нетрадиционные учения

о происхождении человека»

Выполнила:

Жирова Анастасия

Группа I – 02

Преподаватель:

Кобцева Н.Х.

Пятигорск, 2002 г.

1. История представлений о возникновении жизни

Многотысячелетняя история Homo sapiens знала не од¬ну гипотезу о путях возникновения жизни и о месте челове¬ка в системе живых существ.

В этом вопросе с древности существуют две противо¬положные точки зрения, одна из которых утверждает воз¬можность происхождения живого из неживого — теория абиогенеза; другая — теория биогенеза — отрицает само¬произвольное зарождение жизни. Последнее воззрение при дальнейшем развитии приводит к выводу, что жизнь столь же стара, как и неживая материя. Вокруг этих двух направ¬лений и происходила борьба в вопросе о возникновении жиз¬ни на всем протяжении истории науки.

Современные воззрения позволяют только поставить этот спор на строго научную почву и тем самым обосновать пра¬вильность теории абиогенеза. Они дают возможность наме¬тить те факторы, которые привели к превращению неживой материи в живую, и те пути эволюции веществ, которые мог¬ли привести к возникновению живого.

2. Представления древних и средневековых философов

Общий уровень знаний в древнем мире был невысок, и господствовавшие в то время представления отличались своей фантастичностью. Особенно это относится к такому явлению, как размножение. Так, греческий философ Эмпедокл (V в. до н. э.) приписывал деревьям способность нести яйца. Неудивительно поэтому, что даже такой крупный уче¬ный, как Аристотель (IV в. до н. э.), высказывал аналогич¬ные, нелепые с нашей точки зрения, взгляды. Незнание спо¬собов размножения многих животных и растений служило, по-видимому, причиной того, что для них считалась возмож¬ной способность возникновения из мертвых остатков живых существ или из неорганических веществ. Например, вшам Аристотель приписывает происхождение из мяса, клопам — из соков тела животных, а дождевым червям — из ила прудов.

Взгляды на происхождение жизни в средние века следу¬ет также расценивать как следствие невежества, которое по мере накопления положительного знания уступало место бо¬лее правильным представлениям. Однако, поскольку авто¬ритет Аристотеля поддерживался средневековой церковью, идея самопроизвольного зарождения господствовала в умах длительное время и направляла средневековых алхимиков на поиски рецепта искусственного превращения неживого вещества в живую материю. Сюда относятся рецепты при¬готовления мышей из пшеницы при помощи «фермента», исходящего от грязной рубашки; приготовление человека из гниющих жидкостей человеческого тела — мочи и кро¬ви, а также многие другие.

В более позднее время открытие микроскопа расширило представления о строении организма и показало сложность строения таких, например, существ, как насекомые, кото¬рые до того причислялись к простейшим организмам. Соот¬ветственно этому была взята под сомнение и сама возмож¬ность их зарождения из неживого.

Первые опыты в этом направлении принадлежат италь¬янскому ученому Ф. Реди (середина XVII в.). Он покрыл кисеей, не ограничивающей доступ воздуха, мясо и показал, что при этом на мясе не появляется личинок мясной мухи, которая обычно откладывает оплодотворенные яйца на гниющем мясе. Таким образом, и для этих насекомых ока¬зался справедливым принцип «все живое — из живого». Чрезвычайно важны в этом отношении взгляды английско¬го ученого В. Гарвея (XVI в.). Ему принадлежит большая ра¬бота по размножению, в которой он провозгласил принцип «все живое — из яйца». Правда, и Гарвей отдал дань пред¬ставлениям своей эпохи, допуская возможность самозарож¬дения для таких животных, как насекомые или черви.

С другой стороны, благодаря микроскопу было откры¬то существование огромного числа мельчайших живых су¬ществ, организованных еще проще, чем насекомые, черви и другие из ранее известных животных. К этому следует добавить еще микроорганизмы, в огромных количествах заселяющие растворы органических веществ. Все эти об¬стоятельства благоприятствовали тому, что идея самозаро¬ждения получила кажущееся подкрепление.

Среди работ этого направления следует отметить первые по времени экспериментальные исследования ирландского священника Д. Нидгема (1748), который закупоривал кол¬бы, наполненные питательным раствором, и подвергал их нагреванию на тлеющих углях. Высокая температура, по мнению автора, должна была убить все зародыши, которые могли бы проникнуть в колбу извне. Тем не менее спустя несколько дней в колбах в изобилии появлялись микроорга¬низмы, что служило для Нидгема неопровержимым доказа¬тельством их зарождения из неживой материи.

Взгляды и исследования Нидгема нашли широкий от¬клик среди ученых того времени и долго еще служили опо¬рой теории самозарождения. Многие ученые повторяли и модифицировали опыты ирландского священника, но не всегда получали одинаковые результаты.

3. Работы Л. Пастера

Окончательное поражение воззрениям о самозарожде¬нии нанесли блестящие исследования французского микро¬биолога Пастера, проведенные в семидесятых годах прошло¬го столетия. Успех этих работ был подготовлен всем пред¬шествующим развитием проблемы.

Пастер придал своим заключениям исключительную убедительность благодаря прекрасно задуманным и осуще¬ствленным им экспериментам. Последние имели целью не только доказать правильность положений автора, но и вы¬явить ошибки его противников и вскрыть причины отдель¬ных неудач его предшественников.

Пастер заполнял баллон питательной средой, а шейке колбы придавал S-образную форму. Кипячением из баллона выгонялся воздух, который при остывании жидкости воз¬вращался обратно. Микроорганизмы из воздуха при этом оседали на изгибе шейки, и жидкость в баллоне оставалась стерильной неопределенно долго. Стоило только отрезать шейку колбы, как через несколько дней в жидкости появля¬лись бактерии. Появления их можно было также добиться, наклоняя баллон и смывая микроорганизмы, осевшие в из¬гибе трубки.

Работы Пастера явились переломным моментом в исто¬рии учения о происхождении жизни. Вопрос о самозарож дении в том виде, в каком он был поставлен, разрешился в отрицательном смысле, и принцип «все живое — из жи¬вого» для всех известных существ мог по праву считаться справедливым и не знающим ни одного исключения.

Вопрос о происхождении жизни, однако, не был разре¬шен опытами Пастера — он был только заново поставлен, но на этот раз вполне научно. Тому способствовали расшире¬ние и углубление представлений о жизни, особенно учение о клетке как основе жизни, и развитие физико-химических наук. После Пастера в учении о происхождении жизни ни микроорганизмы вообще, ни известные нам даже наиболее просто устроенные их представители не рассматриваются больше как источники появления в современных условиях более сложных живых существ. Вопрос этот переносится на клетку с ее сложным химическим составом и строением. Проблема получает более конкретную формулировку, ибо ставится вопрос не только о происхождении простейших клеток, но и о возможности ее искусственного создания из неорганических веществ.

Наряду с этим вновь появились старые представления о непрерывности и вечности жизни, также вооруженные новейшими достижениями в области биологии, астрономии и физики.

Теории вечности жизни в современном виде возникли почти одновременно с появлением работ Л. Пастера и на первый взгляд являются логическим выводом из послед¬них.

Одной из первых подобных теорий следует признать тео¬рию панспермии, в основной своей форме провозглашенную немецким ученым Г. Рихтером в 1865 г. Согласно Рихтеру, жизнь на Земле не возникала из неорганических веществ, а была занесена с других планет. В связи с этим, естественно возникал вопрос о том, насколько возможно такое перенесе¬ние жизни с одной планеты на другую через огромные про¬странства, их разделяющие. Доводы в пользу возможности такого хода событий черпались в области физики, и неуди¬вительно поэтому, что защитниками этой теории явились в первую очередь представители этой науки, выдающиеся ученые Г. Гельмгольц, Г. Томсон, С. Аррениус, П. Лазарев.

Вопрос сводился к двум основным пунктам: при помо¬щи каких сил может происходить перенос зародышей жиз¬ни с одной планеты на другую и могут ли эти зародыши сохранять жизнеспособность во время путешествия по кос¬мическому пространству?

Согласно представлениям Томсона и Гельмгольца, спо¬ры бактерий и других микроорганизмов могли быть зане¬сены на Землю с метеоритами. Современные же сторонники теории панспермии полагают, что основная масса орга¬нических веществ, явившихся материалом, из которого возникали живые существа, доставлена на планету метео¬ритами.

Лабораторные исследования вскоре продемонстрирова¬ли высокую устойчивость живых организмов к неблагопри¬ятным воздействиям. Например, длительное выдерживание спор и семян растений в жидком кислороде или азоте удава¬лось без нарушения их жизнеспособности.

Теория панспермии не может, однако, служить для раз¬решения вопроса о происхождении жизни, она лишь пыта¬ется объяснить появление жизни на Земле, но не ее первое возникновение. В этом смысле она только отодвигает про¬блему, не разрешая ее. Развитием подобных представлений можно считать теории вечности жизни, одна из которых выдвинута немецким ученым В. Прейером в 1880 г. и на¬шедшая отклик со стороны академика В. И. Вернадского, автора учения о биосфере.

По Прейеру, проблемы происхождения

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»