Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Биология /

Основные понятия о памяти

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


Вступление

Восприятие, память, мышление, воображение, как познавательные процессы вхо-дят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивает ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, цели и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.

Когда говорят об общих способностях человека, то также имеют в виду уровень развития и характерные особенности его познавательных процессов, ибо чем лучше раз-виты у человека эти процессы, тем более способным он является, тем большими возмож-ностями он обладает.

Познавательные процессы осуществляются в виде отдельных познавательных дей-ствий, каждое из которых представляет собой целостный психический акт, состоящий не-раздельно из всех видов психических процессов. Но один из них обычно является глав-ным, ведущим, определяющим характер данного познавательного действия. Только в этом смысле можно рассматривать отдельно такие психические процессы, как восприятие, па-мять, мышление, воображение. Так, в процессах запоминания и заучивания участвует мышление в более или менее сложном единстве с речью, кроме того, они являются воле-выми операциями.

В данной работе мне хотелось бы подробнее остановиться на характеристике памя-ти, как одного их психических процессов.

1. Определение памяти

"Память - это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающего возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу созна-ния." Память связывает прошлое человека с его настоящим и будущим и является важ-нейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

2. Исследования памяти

имеют междисциплинарный характер, т.к. в различных формах она встречается на всех уровнях жизни и включает не только процессы сохранения индивидуального опыта, но и механизмы передачи наследственной информации.

Работы немецкого психолога Г. Эбингауза в конце прошлого века положили нача-ло экспериментальному изучению памяти. В своих опытах на себе наметил количествен-ные законы заучивания, удерживания и воспроизведения последовательностей, со-стоящих из бессмысленных слогов. В дальнейшем этот подход был продолжен в бихевио-ристских исследованиях.

Почти одновременно началось изучение памяти на сложный осмысленный матери-ал. В начале 20 века французский философ А.Бергсон противопоставил "Памяти привыч-ке", которая формируется в результате механического повторения, "Память духа", фикси-рующую осмысленные единичные события биографии субъекта.

Гештальтпсихология подчеркивала роль организации материала при запоминании. В пси-хоанализе была предпринята попытка объяснения явлений забывания "вытеснением" не-приятных, травмирующих впечатлений из сферы сознания. Английский психолог Ф. Барт-летт показал сложный реконструктивный характер процесса припоминания рассказов и зависимость его от существующих в данной среде культурных норм. Значение социокуль-турных факторов в формировании высших форм памяти человека подчеркивали француз-ский психолог П. Жане и французский социолог М. Хальбвакс. В России эта концепция получила свое дальнейшее развитие в культурно-исторической теории происхождения высших функций человека, разработанной Л.С. Выготским и его ближайшими учениками А.Н. Леонтьевым и Л.С. Лурией. А.Н. Леонтьев выделил этапы фило- и онтогенетического развития памяти человека, ее постепенного превращения из "натуральной" (непосредст-венной) в "культурную" (опосредствованную). Нейропсихологические исследования, проведенные А.Р. Лурией и под его руководством, позволили описать физиологические механизмы памяти, показать роль лобных долей коры головного мозга человека в регуля-ции высших мнемических процессов.

П.И. Зинченко и А.А. Смирнов исследовали зависимость успешности процессов запоминания от их места в структуре деятельности. Они детально исследовали зависи-мость непроизвольного и произвольного запоминания от организации практической дея-тельности и от других условий, в которых происходит запоминание или воспроизведение информации человеком. В своих исследованиях À.À. Смирнов показал, что действия луч-ше запоминаются, чем мысли, а среди действий прочнее запоминаются те, которые связа-ны с преодолением препятствий, в том числе и сами эти препятствия.

Различные виды памяти - моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая - ино-гда описываются как этапы такого развития (П.П. Блонский, Дж. Брунер, Ж. Пиаже). Ана-лиз нарушений памяти и восприятия в клинике локальных поражений мозга (А.Р. Лурия, Р. Сперри) позволил установить факт преимущественной связи процессов в левом полу-шарии головного мозга (у правшей) со словесно-логическими способами запоминания, а в правом полушарии - с наглядно-образными.

Много интересных фактов, касающихся памяти человека, было установлено в рус-ле исследований, авторы которых руководствовались гешталытеорией памяти. Один из них был открыт Б. В. Зейгарник и получил название эффект Зейгарник.

Этот эффект состоит в следующем. Если людям предложить серию заданий и по-зволить одни из них довести до конца, а другие прервать незавершенными, то оказывает-ся, что испытуемые впоследствии почти в два раза чаще вспоминают незавершенные за-дания, чем завершенные к моменту прерывания. Объясняется данное явление следующим образом. При получении задания у испытуемого возникает потребность его выполнить. Эта потребность полностью реализует себя, когда задание выполнено, и остается неудов-летворенной, если оно не доведено до конца. В силу связи между мотивацией и памятью первая влияет на избирательность памяти, сохраняя в ней следы незавершенных заданий.

Проведя соответствующие эксперименты, Б.В. Зейгарник отметила еще один лю-бопытный факт: " Преобладание незавершенных заданий выражается не только в числе удержанных заданий, но также в той последовательности, в которой испытуемый называ-ет задания при опросе, В первую очередь испытуемые перечисляют незавершенные зада-ния." Из этого замечания можно сделать вывод, что человек непроизвольно удерживает в памяти и в первую очередь воспроизводит то, что отвечает наиболее актуальным, дей-ствующим в данный момент и не вполне удовлетворенным его потребностям

3.Виды памяти

Существует несколько оснований для классификации форм и видов памяти. Одно из них - деление памяти по времени сохранения материала, другое - по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют кратковременную и долговременную память, а иногда и промежуточный вариант - оперативную. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, словесно-логической и других видах памяти.

Схема I

Кратковременная память - это память, в которой сохранение материала ограничено определенным, как правило, небольшим периодом времени. Кратковременная память че-ловека связана с его актуальным сознанием.

Долговременная память рассчитана на длительный срок хранения информации, зара-нее не определенный период. Она не связана с актуальным сознанием человека и предпо-лагает его способность в нужный момент вспомнить то, что когда-то было им запомнено. В отличие от кратковременной памяти, где припоминание не требуется (поскольку то, что только что было воспринято, еще находится в актуальном сознании), при долговременной памяти оно необходимо всегда, так как связанные с восприятием сведения уже не нахо-дятся в сфере актуального сознания.

При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуются определенные волевые усилия, поэтому ее функционирование обычно связано с волей.

Для сохранения информации в кратковременной памяти всегда требуется поддержа-ние непрерывного внимания к запоминаемому материалу в течение всего времени его удержания в памяти; при долговременном запоминании в этом нет необходимости.

Оперативной называют память, занимающую промежуточное положение между кратковременной и долговременной. Она рассчитана на сохранение материала в течение заранее определенного срока, т.е. на то, чтобы в заданное время иметь возможность легко вспомнить то, что нужно.

Двигательная память - это запоминание и сохранение, а при необходимости точное воспроизведение разнообразных движений. Она участвует в формировании двигательных умений и навыков человека и особенно необходима в тех видах деятельности, занятия ко-торыми требуют от человека довольно сложных форм движений.

Хорошей зрительной памятью обладают люди с эйдетическим восприятием, т.е. те, которые способны в течение длительного времени "видеть" отсутствующую в реальном зрительном поле картину или предмет. Зрительная память связана с сохранением и вос-произведением образов; она чрезвычайно важна для людей всех профессией, особенно со-трудников ОВД, художников, конструкторов. Этот вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.

Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообраз-ных звуков, например речевых, музыкальных. Она необходима музыкантам, филологам, людям, изучающим иностранные языки.

Словесно-логическая память характеризуется тем, что человек, обладающий ею, бы-стро и точно запоминает смысл событий, логику какого-либо доказательства, смысл чи-таемого текста и т.п. Этот смысл он может точно передать своими словами, зачастую со-вершенно не помня деталей

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»