Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Биология /

Специфика биологии человека

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


ВСТУПЛЕНИЕ 2

СПЕЦИФИКА БИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА 2

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУУМА 6

СОЦИАЛЬНОЕ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПСИХИКИ 8

ЛИТЕРАТУРА: 16

Вступление

Проблема соотношения социального и биологического является методологической в раскрытии основных вопросов индивидуального развития человека, необходимых для понима¬ния общих закономерностей развития его психики. Разработка теории систем, статистических приемов корреляционного, фак¬торного анализа и других методов структурной обработки фак¬тического материала создает реальные условия для более углубленного понимания развития во всей его сложности и многогранности, с точки зрения целостности и многообразия внутренних взаимосвязей различных его сторон. Соотношение биологического и социального в развитии человека предпола¬гает дифференцированную характеристику каждой из сторон и установление между ними разного рода связей как структурно¬го, так и генетического порядка.

Специфика биологии человека

Биология человека представляет собой высший продукт биологической эволюции. Видовые специфические морфофизиологические признаки делают его хорошо приспособленным к существованию в техносфере и в сложной социальной среде. Несмотря на ускоряющиеся темпы изменения условий социальной жизни, человек как вид быстро приспосабливается к этим усло¬виям.

Человечество становится мощной геологической силой. Macштабы его воздействия на природу сравнимы с размером естественных планетарных процессов. Еще в 30-е годы нашего столетия академик А. Е. Ферсман писал, что "человек - грандиозный геохимический агент. Человек преобразует лик земли, являясь новым, выступающим на арену истории геологиче¬ским фактором". Создавая ноосферу, человечество изменяет естественные компоненты окружающей среды, что приводит к разного рода последствиям, в том числе и отрица¬тельным, для действия биологических законов, регулирующих существование человеческого вида. Все более насущными, как не раз подчеркивалось в научной и публицистической литера¬туре, становятся социальные проблемы регуляции жизнедея¬тельности человека как вида. Это - экологическая проблема сохранения физико-химических констант среды, необходимых для развития человека, его индивидной организации; демогра¬фическая проблема численного состава народонаселения и регуляции полового диморфизма; генетическая проблема лече¬ния наследственных форм патологии, включая психические формы; изучение природы человеческой активности и ее на¬правленности.

Уступая в большинстве биологических функций животным, человек имеет преимущество в том, что его биологическая орга¬низация в целом характеризуется универсальной приспособлен¬ностью к многообразным и сложным формам жизнедеятельно¬сти в социальной среде. Человеческий вид сохраняет внутренние неограниченные возможности прогресса за счет накопления комплекса приспособлений, имеющих универсальное значение. На нейродинамическом уровне, включая вторую сигнальную систему, человек характеризуется качественно но¬вой ориентацией в окружающей среде на основе обобщенного и абстрактного уровня отражения, что создает неограниченные возможности для прогресса в познавательной сфере и для его жизнедеятельности в целом.

Человека как представителя биологического вида отличает неспециализированность, универсальность и высокая степень активности. Принципиальные изменения всего хода онтогене¬за, где ведущими становятся не видовые проявления, а процесс индивидуального развития человека, обусловлены чрезвычайно сложной, динамической социальной средой его сущест¬вования. Включение в социальные системы жизнедеятельности и формирование социальной сущности человека требуют многокачественных изменений его психической жизни на всех уров¬нях, усложнения ее организации в целом.

В психологии вопрос о биологии человека изучался глав¬ным образом в связи с проблемами типов высшей нервной дея¬тельности и темперамента, при рассмотрении вопроса о чело¬веческих задатках и способностях. Следуя учению И. П. Пав¬лова, Б. М. Теплов и В. Д. Небылицын развили представление об основных свойствах нервной системы, выделив первичные (сила, лабильность, динамичность и подвиж¬ность) и вторичные (уравновешенность по этим параметрам).

Исследования позволили вы¬явить интеркорреляционный механизм развития индивидной системы. В результате были установлены возрастно-половые особенности корреляционных связен первичных (показателей теплообмена, обмена веществ, нейродинамики и др.) и вторич¬ных (психофизиологические мнемические, мыслительные, аттенционные, психомоторные функции) свойств.

Многообразие полученных корреляционных связей включало в себя внутрифункциональные и межфункциональные связи показателей од¬ного уровня и отношения разноуровневого порядка, что .сви¬детельствовало о внутренней взаимосвязанности разных сторон индивидной организации. Структурированность индивидных свойств и их показателей носит динамический, развивающийся характер. На различных возрастных этапах и у разных эле¬ментов, входящих в структуру индивида, она выражена неоди¬наково.

Между свойствами нервной системы были установлены корреляционные отношения в дошкольном, школьном возрастах и у взрослых. Общая картина, которая складывается при сравнении полученных данных, свидетельст¬вует о нестабильности интеркорреляций свойств нервной систе¬мы и о структурных, динамических новообразованиях этого уровня. При изучении онтогенеза нейродинамических, а также психодинамических свойств видно, что на каждой возрастной ступени существуют специфические типы связей между свойствами, относящимися к одному и тому же иерархическому уровню, и что эти типы связей представляют собой общевозрастную характеристику данного иерархического уровня.

В условиях повышенной интеллектуальной и эмоциональной нагрузки между психологическими характеристиками человека и особенностями вегетативных и биохимических - проявлений обнаруживаются те связи и зависимости, которые не улавлива¬ются в фоновых исследованиях. Проявление структурированно¬сти первичных характеристик и установление разноуровневых отношений в момент включения человека в активную умствен¬ную деятельность имеют жизненно важный смысл. Этот тип функциональных, ситуативных связей в качестве дополнитель¬ного механизма обеспечивает энергетически максимально вы¬сокий уровень эмоционального и интеллектуального напряже¬ния. Специфичность этих связей выражена в том, что для раз¬ных психологических функций неодинаковое значение имеют биохимический и вегетативный уровни.

Для памяти преимущественное значение имеет биохи¬мический, а для нейротизма и экстраверсии - вегетативный уровень энергетического обеспечения.

При сопоставлении нейро- и психодинамических свойств обнаруживается, что одно и то же нейродинамическое свойство коррелирует со все большим количеством психодинамических, а одно и то же психодинамическое коррелирует со все большим количеством нейродинамических. Общая тенденция развития связей между нейродинамическими и психодинамическими свойствами характеризуется увеличением с возрастом много-многозначных связей.

Развитие и усложнение нейродинамических и психодинамических связей за счет появления связей с новыми свойствами нервной системы свидетельствуют о качественных преобразованиях вторичных свойств индивида.

Интеркорреляционные структуры первичных и вторичных свойств индивидной организации различаются по своему смы¬слу. В этой связи могут быть выделены два основных типа связей: специфический и неспецифический. Генетический, или специфический, тип демонстрирует происхождение вторичных свойств на основе преобразования первичных. Смысл другого, неспецифического, типа связей — энергетического — заключа¬ется в том, чтобы стимулировать функционирование индивид¬ных свойств более высокого уровня. Окружающая среда и со¬циальное развитие человека оказывают влияние на усиление и ослабление различных свойств индивида, на его интеркорре¬ляционную структуру. Структурные новообразования представ¬ляют собой адаптационные процессы и определенный способ оптимизация индивидных свойств в соответствии с требовани¬ями деятельности, а также социальной среды, в которой осу¬ществляется жизнедеятельность человека. Образование этих связей изучалось главным образом в процессе структурообразования психофизиологических функций под влиянием учебного фактора и структурирования темперамент¬ных свойств при овладении индивидуальным стилем деятельности.

Процессы образования взаимосвязей, их число и специфика создают разные дополнительные возможности для дальнейшего развития индивидных свойств и для направленного их формирования.

В период от 8 лет до 21 года на¬блюдается уменьшение количества связей показателей психомоторики. Что касается нейродинамики, то для нее характерна обратная тенденция. В 10—13 лет имеется наибольшее количе¬ство связей между показателями основных свойств нервной си¬стемы, а в 14—20 происходит увеличение интеграции показа¬телей нейродинамики. Наибольшее число одноуровневых и

разноуровневых связей наблюдается в 14—15 лет, когда, к при меру, возникают связи психомоторики с показателями силы нервной системы. Интегрированность нижележащего уровня образование более тесных отношении его с вышележащим уровнем в данный период онтогенеза имеет значение для решения задач управления процессом развития указанных функций В данном конкретном случае наиболее благоприятным периодом для улучшения нейродинамических свойств посредством физических тренировок является подростковый возраст 14—15 лет, когда и разноуровневые, и одноуровневые связи оказываются наиболее выраженными.

Вместе с тем в процессе развития человека как индивида

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»