Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Биология /

Физиология человеческой памяти

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


Память

Память — это мыслитель¬ный процесс, включающий в себя запись, хранение и извле¬чение информации. Запись информации осуществляется посредством запомина¬ния, а ее извлечение — посред¬ством вспоминания. Каче¬ство запоминания обусловлено вниманием человека к объек¬ту записи.

Противоположным акту за¬поминания является забыва¬ние. Как это ни звучит пара¬доксально, но забывание слу¬жит важным условием запоми¬нания, поскольку оно разгру¬жает центральную нервную систему, освобождая место для новых связей. Память опреде¬ляется работой всего головно¬го мозга, но в первую оче¬редь — это биологический фе¬номен, обусловленный дея¬тельностью органов чувств. В зависимости от того, какой орган чувств принимает наи¬более активное участие в акте записи информации, различа¬ют несколько разновидностей памяти: визуальная (зритель¬ная), вербальная (связанная с функцией слуха), обонятель¬ная, осязательная и др. Человеческая память представляет собой бесконечно сложный ме¬ханизм — это функция мозга, нейронная активность которо¬го позволяет фильтровать, со¬хранять и уничтожать воспо¬минания.

Около 60 процентов людей пользуются в основном зри¬тельной памятью. Они легко восстанавливают в воображе¬нии виденные некогда места, предметы, лица, страницы га¬зет. Другие люди как будто с большей легкостью запомина¬ют звуки и слова.

В зависимости от времен¬ной установки человеческую память подразделяют на не¬посредственную, кратковре¬менную, долговременную и скользящую.

Непосредственная (сен¬сорная) память — это память автоматическая, в которой одно впечатление мгновенно сменяется следующим. При¬мером такого процесса служит печатание на машинке: как только буква напечатана, чело¬век тут же забывает ее, чтобы перейти к следующей.

Кратковременная па¬мять — это оперативная (ра¬бочая) память, способная од¬новременно удерживать до семи элементов в течение мак¬симум тридцати секунд. Она действует, например, когда вы набираете номер телефона. Без оперативной памяти мно¬гие привычные действия со¬вершались бы гораздо мед¬леннее. Этот вид памяти по¬зволяет выбрасывать из созна¬ния информацию, как только она стала ненужной.

Долговременная память должна оставлять заметные следы в сознании на дни, ме¬сяцы и даже годы, поэтому ее работу определяют более сложные механизмы записи информации, действующие на нескольких уровнях: чувствен¬ном, эмоциональном и интел¬лектуальном

Скользящая память — са¬мая короткая из всех видов памяти. Тако¬го рода память развита, напри¬мер, у авиадиспетчеров: она позволяет им на несколько минут сосредоточить внима¬ние на изображении движу¬щейся точки на экране, а пос¬ле посадки самолета тут же забыть о ней, переключив вни¬мание на следующую точку.

Если информация предназ¬начена для использования в ближайшем будущем (подго¬товка к экзаменам, необходи¬мость запомнить некий адрес), постоянное мысленное повто¬рение помогает лишь кратков¬ременно удержать ее в памяти.

Для закрепления следа в памя¬ти на длительное время требу¬ется более высокая степень обработки материала. Необходи¬мо определить для себя значе¬ние воспринимаемой инфор¬мации и дать время на обдумы¬вание, обобщить и проанали¬зировать ее.

Долговременная память основана на наблюдении, ана¬лизе и составлении суждения. Любое суждение включает в себя впечатления и эмоции. Сильные эмоции действуют подобно раскаленному клейму и оставляют в памяти неизгла¬димые следы. Именно этим объясняется, по¬чему какие-то детали прошло¬го люди помнят лучше других.

Если задуманное челове¬ком к высказыванию принять за 100 процентов, то в словес¬ные формы (предложения) об¬лекается и высказывается ок¬ружающим только 8О процен¬тов. Выслушивается из задуманного 70 процентов, воспри¬нимается и понимается 60 про¬центов, а в долговременной па¬мяти остается от 10 до 24 про¬центов.

В среднем человек запоминает 1/5 части то¬го, что услышит, и 3/5 того, что увидит. Из того, что человеку покажут и объяснят, он за¬поминает 4/5. Наилучшим временем суток для сознатель¬ной работы памяти является промежуток от 10 до 12 часов, когда организм максимально ус¬тойчив к кислородному голоданию, а также пос¬ле 20 часов.

Принимая во внима¬ние, что в норме у человека за ночь наблюдается до 4-5 полу¬торачасовых циклов сна, мож¬но считать, что наилучшая "запоминающая" функция сна проявляет себя где-то за два часа до пробуждения. Что касается времени года, то наилучшим для работы памяти является летний период.

Экспериментально доказано, что в процессе запомина¬ния однородного материала (например, стихотворения) легче всего усваиваются нача¬ло и конец, а наиболее труд¬но – средняя часть. Запоминание улучшается, если посте¬пенно повышать сложность ус¬ваиваемого материала.

Повторять изучае¬мый материал очень важ¬но с интервалами. Не¬прерывное повторение, заучивание вплоть до полного запоминания наиболее нецелесообраз¬но и неэкономично.

Особенностью человеческой памяти является ее способность с меньшими затратами труда и времени изучать другие иностранные языки после того, как уже усвоен один из них.

За память отвечают отдельные участки коры головного мозга, лимбическая система и мозжечок. Но основная часть нейрофизиологической деятельности, определяющей работу па¬мяти, происходит в гиппокампе и в височной доле каждого из полушарий. Если височная доля повреждена на одной сто¬роне мозга, процессы запоми¬нания могут еще протекать, хотя и с некоторыми наруше¬ниями. Но при двустороннем повреждении способность со¬знания к записи и хранению информации полностью про¬падает. Это происходит в ре¬зультате физической травмы или в связи с дефицитом нейрохимических элементов, как, например, при болезни Альцгеймера.

Работа памяти обусловлена деятельностью нервных кле¬ток — нейронов. Сигналы от одного нейрона к другому пе¬редают так называемые нейромедиаторы — особые веще¬ства (ацетилхолин), которые в большом количестве содержатся в гиппокампе. При нехватке ацетилхолина пропа¬дает способность к усвоению знаний и функционирует лишь спонтанная память, основан¬ная на чувственных реакциях организма.

Метаболические процессы организма включают в себя окисление глюкозы и жиров для получения энергии, часть которой расходуется на синтез ацетилхолипа в мозгу. При гар¬монично протекающем старе¬нии организма количество син¬тезируемого ацетилхолипа уменьшается, но остается до¬статочным для того, чтобы нормально мыслить. Одним из возможных последствий недо¬статка ацетилхолина и других нейромедиаторов может слу¬жить торможение мыслитель¬ных процессов, наносящее ущерб памяти: у человека на¬блюдается несколько замед¬ленная реакция на внешние сигналы как во время наблю¬дения и записи информации, так и во время извлечения ее из памяти. Чтобы по мере ста¬рения не терять способности к нормальной жизнедеятельнос¬ти, разумно всегда сохранять спокойствие (известно, что па¬мять человека слабеет пропор¬ционально росту его беспокой¬ства). Если человек начинает нервничать по поводу кратков¬ременных задержек в работе своей памяти, то он только ухудшает положение. Для ком¬пенсации снижения умствен¬ной активности нужно обу¬читься новым стратегиям мышления, облегчающим и ус¬коряющим извлечение инфор¬мации из памяти, тогда будет обеспечена её нормальная рабо¬та до глубокой ста¬рости.

От чего зависит качество памяти?

С возрастом память слабе¬ет, но эффективность ее рабо¬ты неодинакова у пожилых людей, как неодинакова она и у детей. Наиболее однородны¬ми в этом отношении являют¬ся люди среднего возраста. Дети и пожилые люди испы¬тывают много идентичных трудностей в отношении дея¬тельности памяти. В частно¬сти, у них более короткий, по сравнению с обычным, пери¬од концентрации внимания. Они испытывают затруднения при анализе информации и не способны к спонтанной орга¬низации мыслительного про¬цесса. Они не умеют точно оценивать для себя значение воспринимаемой информации и испытывают затруднения при формировании ассоциа¬ций, относящихся к информа¬ции, которую необходимо за¬помнить. И те, и другие плохо фиксируют информацию в памяти. Главное же различие между детьми и стариками состоит в том, что дети лучше помнят недавние события, в то время как старики — собы¬тия, более удаленные во вре¬мени (поскольку новые впе¬чатления они обрабатывают недостаточно эффективно).

В целом память адаптиру¬ется к жизненным условиям и нормально функционирует до глубокой старости, но только если человек постоянно ис¬пользует ее. При недостаточ¬ной мотивации она слабеет, часто переключается на рабо¬ту в других сферах.

На качество работы челове¬ческой памяти оказывают вли¬яние многие факторы. Главные причины неудовлетворитель¬ной работы памяти имеют пси¬хологический характер (за ис¬ключением патологических случаев).

Беспокойство и депрессия — вот две основные причины плохой работы памяти в любом возрас¬те. Они целиком овладевают вниманием челове¬ка, не давая ему возможности сосредоточиться на чем-либо другом. В экстремальных эмоциональ¬ных состояниях человек вообще перестает заме¬чать внешний мир: вместо этого он замыкается в собственных переживаниях и таким образом теряет способность нормально записывать ин¬формацию.

Ум такого человека занят исключительно негативными мыслями, и в нем не остается места ни для чего иного, что могло бы стимулировать память. В сознании расстроен¬ного человека мысль о постиг¬шей его неприятности влечет за собой длинную цепь воспо¬минаний о прошлых бедах. Подобное болезненное состо¬яние усугубляется навязчивы¬ми мыслями, когда человек силится и не может вспомнить совсем не относящийся к су¬ществу дела факт. Нервное на¬пряжение окончательно бло¬кирует память

Если перед вами встанет трудный вопрос, и вы не смо¬жете сразу же извлечь из па¬мяти нужную информацию, просто проигнорируйте его,

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»