Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

География /

Контрольная

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Ответы на контрольные вопросы.

Выполнила: студентка

естественно-экологического

факультета, группы 4Г

Ильяшенко Анна

Мурманск

2005 г.

1. Рассмотрите разнообразие типов отношений в системе «центр-переферия»

Отношения "центр-периферия''' описывают процесс структу¬рирования политического пространства, в ходе которого выде¬ляются центры {ядра), с которыми связаны определенная актив¬ность, определенные процессы и, соответственно, периферии. Можно вспомнить используемый в геополитике мир-системный подход, который делит мировое пространство на ядро, полупери¬ферию и периферию по роли территорий в мировом хозяйстве (эксплуатация или подчинение) и уровням экономического разви¬тия (высокий или низкий). Эволюционистский подход к исследо¬ваниям государства выделяет государствообразующие ядра, или геополитические центры. Возможна и общая теория отношений "центр-периферия".

Чаще всего смысл отношений "центр-периферия" связывается с неравномерностью распределения по территории функций управ¬ления и воспроизводства инноваций. В самом общем виде речь идет о внутригосударственных контрастах любого происхождения. Ведь каждое явление и каждый процесс имеют свои центр и периферию, определяемые или по уровню развития явления (более развитый центр и менее развитая периферия), или по месту его происхожде¬ния (центр как место зарождения явления, "донор", периферия как "акцептор"). Можно выделить четыре концепции отношений "центр-периферия".

1. Инновационная концепция. Центр ассоциируется с местом, в котором происходит или выработка собственных инноваций, или трансляция заимствованных извне. Периферия, в свою очередь, или с запозданием воспринимает инновации, или их отторгает. Территориальные неравномерности в воспроизводстве инноваций и времени их восприятия исследуются в теории диффузии инно¬ваций (см. ниже).

2. Управленческая концепция. Функции управления распределе¬ны по территории неравномерно. В пространстве, таким образом, хорошо выражены отношения господства-подчинения: одни терри¬тории и центры правят, другие - подчиняются. Центр ассоциирует¬ся с местом, из которого осуществляется управление политически¬ми процессами. Существует формальная управленческая структу¬ра: каждое государство имеет столицу, административные центры регионов и управляемую "провинцию", т. е. периферию. Эта струк¬тура совпадает с сеткой АТД.

3. Социально-экономическая концепция. Здесь экономически бо¬лее развитый центр противопоставляется менее развитой перифе¬рии (Грицай и др., 1991). Во многих исследованиях в отношениях "центр-периферия" подразумевается именно экономический кон¬текст (например, в мир-системном подходе в геополитике). Для не¬которых государств экономические контрасты легко обнаруживаются в процессе географических противопоставлений. Например, это могут быть контрасты между более развитым Севером и менее раз¬витым Югом, характерные для многих европейских государств (Италия, Испания, Португалия).

Социально-экономическая концепция отношений "центр-пери¬ферия" имеет определенное политическое значение. Наличие эко¬номических ресурсов часто стимулирует развитие политических цен¬тров, рост их особых амбиций. В качестве примера можно привести попытки обособления Северной Италии - экономического центра страны от южной периферии, вылившиеся в сепаратистское движе¬ние, которое возглавила Лига Севера (бывшая Ломбардская Лига).

Существует теория '''внутреннего колониализма", описывающая политическую иерархию территорий в составе государства, которая объясняется экономическим неравенством. Для периферии харак¬терна ориентация на производство сырья, местная рабочая сила от¬личается низкой квалификацией. В то же время центр берет на себя переработку сырья и обучение специалистов. Теория "внутреннего колониализма" объясняет отношения между центром и периферией в неомарксистском ключе. Считается, что "униженное" положение периферии стимулирует сепаратизм, если на этой территории про¬живают национальные меньшинства. В качестве типичного приме¬ра приводятся кельтские окраины Великобритании – Шотландия и Уэльс (Hechter, 1975). Периферия становится рассадником т. н. этнорегионалъных движений, или в других терминах - антисистем¬ных движений — левых, леворадикальных, националистических. Ис¬следования сепаратизма уделяют значительное внимание таким "внутренним колониям" и их развитию.

4. Все три описанные концепции отношений "центр-перифе¬рия" по определению статичны. Они показывают моментальный срез территориальной структуры государства. Но возможна и ди¬намичная историческая концепция отношений "центр-перифе¬рия". В рамках этой концепции анализируются центры и перифе¬рии государствообразующего процесса (напомним об эволюцио¬низме). С точки зрения отношений "центр-периферия" государствообразующий процесс рассматривал норвежский исследователь Стейн Роккан, который взял за основу макрорегиональный уро¬вень — европейский и изучал историко-географический процесс го¬сударственного строительства в Европе (Rоkkаn, 1975; Сеntre аnd Рeriрherу, 1980).

С. Роккан исследует процесс расслоения идеального территори¬ального сообщества, которое характеризуется минимальной диффе¬ренциацией. Расслоение происходит в трех измерениях - военно-административном, экономическом и культурном. Основные процес¬сы структурирования "изначального" политического пространства -фрагментация, сжатие и реорганизация. В результате всех этих процессов и сформировалась европейская территория с ее опреде¬ленной политико-исторической структурой. Для политической гео¬графии особое значение имеет предложенная С. Рокканом типоло¬гия периферий (Rоkkаn, 1983). С. Роккан выделяет четыре типа пе¬риферий государствообразования.

1. Буферные периферии, которые находятся между крупными государствообразующими ядрами и исторически испытывают воздействие с разных сторон. Основная часть таких периферий в Европе находится на стыке романских и германских народов, другими словами - между ядрами Франции и Италии с од¬ной стороны, Германии и Австрии - с другой. Примерами служат Бельгия, Люксембург, Эльзас и Лотарингия, франкоязычная Юра в Швейцарии, Савойя, Валле-д'Аоста, Ницца и Южный Тироль.

2. Внешние периферии - отдаленные окраинные земли, обычно - периферийные приморские районы (Исландия, Фарерские острова).

3. Анклавные периферии, которые со всех сторон окружены чуже¬родным ареалом (ретероманские районы Граубюндена в Швейцарии).

4. Периферии неудавшегося центра - территории, которые пы¬тались стать центром государствообразования, но эта попытка ока¬залась неудачной (Шотландия, Каталония, Аквитания, Бавария).

Модель "центр-периферия" является небесспорной. Необходи¬мо отметить, что отношение к территориям как к центрам и перифе¬риям не должно иметь аксиологической окраски, т. е. периферия не может восприниматься как что-то вторичное или отсталое. Возмо¬жен альтернативный подход, который снимает предвзятое отноше¬ние к периферии, — двухполюсные и многополюсные модели, в кото¬рых периферии считаются особыми центрами (традиции, консерва¬тизма). Таким образом, в территориальной структуре выделяются центры инноваций, модернизации и центры традиционализма, а ис¬следователь полностью отказывается от ценностных суждений. На¬пример, противостояние революционного Парижа и контрреволю¬ционной Вандеи в конце XVIII в. может считаться не противостоя¬нием "передового" центра и "отсталой" окраины, а конфликтом двух центров, защищавших свои взгляды на исторический путь Франции. В Испании в период гражданской войны друг другу противостояли два центра - консервативный кастильский Бургос на севере страны, в котором находилась ставка Франко, и революционный Альбасете на юго-востоке.

2. В чём особенности политико-территоритальной организации РФ?

Политико-территоритальная организация России считается самой сложной в мире. В составе России нахо¬дятся 89 субъектов: 21 республика, одна автономная область, десять автономных округов, шесть краев, 49 областей, два города федерального подчи¬нения.

Административно-территориальное деление чрез¬мерно дробное, велики морфологические различия между регионами. Численность населения центрального субъек¬та федерации - Москвы достигает восьми с половиной миллионов человек, а Эвенкийского АО - едва больше 20 тыс. чел. Площадь территории Якутии равняется 3,1 млн. кв. км (немногим меньше Индии). Размеры Адыгеи - всего 7,6 тыс. кв. км.

На территории России есть т. н. "матрешечные" субъекты фе¬дерации: все автономные округа, кроме Чукотского, входят в со¬став краев и областей и одновременно являются равноправными субъектами федерации. Этот правовой нонсенс приводит к конфлик¬там между автономными округами и их "метрополиями".

Регионы, несмотря на закрепленное в конституции равноправие, имеют разный статус и объем полномочий. В современной России принята федеративная модель государ¬ственного устройства, в рамках которой решаются проблемы ре¬гиональной политики. Эта модель предусматривает наделение субъектов федерации некоторыми правами и полномочиями суве¬ренных государств и договорные отношения между центром и регионами. Россия традиционно формировалась как унитарная империя, имевшая самоуправляющиеся автономии (Польша, Финляндия, Кал¬мыцкая степь, Хивинское ханство, Бухарский эмират).

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»