Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

География /

Население Приморского Края

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


ЭТАПЫ ЗАСЕЛЕНИЯ КРАЯ

Ученые считают, что первыми жителями Приморья были палеоазиатские и тунгусо-маньчжурские народы, появившиеся здесь 5 -6 тысяч лет назад. Потомки этих народов живут на территории края, других районов Дальнего Востока и сейчас. Это - нанайцы, удэгейцы, орочи, ороки, ульчи, эвены, эвенки, негидальцы. Некоторые из палеоазиатских народов продвинулись в северные районы Дальнего Востока и занимают обширные площади в Хабаровском крае, Камчатской, Сахалинской и Магаданской областях.

В свое время эти народы умели пользоваться медью и железом, знали скотоводство и земледелие, строили жилища и морские суда, устанавливали связи с Китаем, Японией, Кореей и Монголией. Ими были созданы государство Бохай, просуществовавшее с 698 по 926 год н. э., а также империя Чжурчжэней (Золотая Империя), которая в 1115-1234 гг. занимала не только юг Дальнего Востока, но и смежные районы Маньчжурии и Кореи.

Полчища Чингисхана в начале XIII века уничтожили чжурчжэньские города и порты, флот и крепости, убили или увели в рабство большую часть населения. Остатки чжурчжэней скрылись от монголов в лесах и долинах рек, занимая дикие необжитые территории. Постепенно они забыли прежние навыки труда и стали заниматься сбором даров природы - ягод, орехов, кореньев, съедобных трав, ловлей рыбы, охотой на зверей.

В начале XVII века, когда русские землепроходцы впервые появились на этих землях, коренные народы Дальнего Востока находились на стадии разложения первобытнообщинного строя.

Освоение южных районов Дальнего Востока русскими приняло необратимый характер лишь после заключения Айгунского и Пекинского договоров между Россией и Китаем. Одна за другой на вновь приобретенные земли отправлялись морские и сухопутные экспедиции, чтобы составить полное представление об их богатстве. Уже к 1857 году, благодаря морским экспедициям, была составлена карта побережья Приморья, и в наиболее стратегически благоприятных бухтах и заливах началось создание военных постов. В 1860 году начали действовать Владивостокский, Новгородский, Новокиевский и Турьерожский посты.

Среди них особо выгодным географическим положением выделялся Владивостокский. Сюда в 1870 году и была переведена база Сибирской военной флотилии. Очень скоро Владивосток стал крупнейшим военно-морским портом России на Тихом океане, а с присвоением ему в 1880 году статуса города - и центром Приморской области.

Заселение внутренних районов Уссурийского края первоначально осуществлялось крайне медленно. Отсутствие широких транспортных связей с Россией сдерживало приток русских переселенцев в новые земли. Их освоение обеспечивала горстка энтузиастов, которые, углубляясь в дебри нехоженой тайги и, преодолевая отроги Сихотэ-Алиня, приносили все новые и новые сведения о неисчислимых богатствах края. Чтобы изменить ситуацию, правительство России установило широкий круг льгот для желающих переселиться на новые земли и стало активно пополнять край переселенцами из числа казаков и крестьян.

До 1902 года основная часть переселенцев в Приморье прибывала морем на судах Добровольного флота, созданного на народные пожертвования. Корабли Добровольного флота имели регулярные линии, соединяющие Владивосток с Одессой, а также осуществляли связи между морскими портами Тихоокеанского побережья. Всего с 1883 по 1906 год Добровольным флотом в Уссурийский край было доставлено около 90 тысяч новых жителей. Большая часть из них (78%) была представлена выходцами из различных губерний Украины. Среди других районов России большую роль в раннем заселении Приморья сыграло Южное Приуралье. Отсюда на территорию Уссурийского края было переселено более 2 тысяч уральских казаков.

Основная часть вновь прибывших обосновывалась на правом берегу р.Уссури, по реке Раздольной, на Приханкайской низменности и морском побережье. За период с 1859 по 1882 год здесь было основано 95 населенных пунктов. Среди них село Новоникольское (ныне Уссурийск), Раздольное, Владимиро-Александровское, Шкотово, Покровка, Турий Рог, Камень-Рыболов. Основные занятия приморцев того времени - сельское хозяйство и промысел. В этих отраслях было занято более двух третей всего населения.

Огромную роль в освоении Приморского края сыграла Транссибирская железнодорожная магистраль. Строительство ее Уссурийского участка началось в 1891 и закончилось в 1897 году. С его созданием край получил прямую связь с европейскими районами России. Это способствовало быстрому росту числа приморских жителей. Вдоль дороги строились рабочие поселки и станции, росли крестьянские селения. Началась разведка полезных ископаемых и добыча каменного угля. Расширились причалы Владивостокского морского порта. Это создало основу для развития городских поселений. К 1899 году в городах и рабочих поселках проживал уже каждый четвертый житель Приморья.

Активное заселение Приморского края продолжалось и после победы Октябрьской революции. С помощью специальных правительственных мер сюда направлялись потоки переселенцев из самых различных уголков Советского Союза. В освоении природных богатств края участвовали представители практически всех республик и регионов страны.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

Уже в 1990 г. с началом перестройки экономики численность приморцев увеличилась только на 8%. В последующие годы демографическая обстановка в Приморье продолжала ухудшаться, и в 1992 году население стало уменьшаться. Снижение численности населения наблюдается и сейчас. Основное сокращение населения приходится на города и поселки городского типа. За последние два года они потеряли около 35 тысяч своих жителей. С 1989 г. по 1994 г. количество сельских жителей возросло более чем на 17 тыс. человек. Причин, по которым происходит сокращение численности приморцев, несколько. Это и быстрое снижение рождаемости, и резкое повышение смертности, и все усиливающийся поток уезжающих из Приморья.

Рождаемость в крае за последние 3 года уменьшилась в 2,2 раза и составляет только 9 человек в расчете на 1000 жителей. Это самые низкие показатели за всю историю Приморья. Наибольшее снижение рождаемости наблюдается в городах и приморских районах края. В сельскохозяйственных районах рождаемость сохраняется на уровне 12-16 новорожденных в расчете на 1000 человек. Это - в 1,7 раза выше средних показателей по краю.

Одновременно со снижением рождаемости быстрыми темпами растет смертность. Ее размеры - 12 человек на 1000 жителей - уже превысили показатели рождаемости. По уровню смертности наш край - лидер среди краев и областей Дальнего Востока.

Снижение рождаемости и быстрый рост смертности резко сократили естественный прирост населения. В 1991 году он составил только 7,7 тыс. чел. или 3,1 человека на 1000 жителей. В следующем, 1992 году, численность приморцев за счет естественного прироста увеличилась только на 900 чел., а с 1993 года началась естественная убыль населения.

МИГРАЦИЯ

Традиционным источником роста населения в Приморье всегда была миграция. В 70-е годы на нее приходилось от 30 до 35% общего роста числа жителей края. Сейчас и в этом процессе наступил перелом: снижаются потоки мигрантов, изменяется направление их движения, В результате из источника роста населения миграция становится фактором его уменьшения (табл.2). Впервые отрицательное сальдо миграции в Приморье было зафиксировано в 1991 году - в отдельных городах и районах края: Владивостоке, Большом Камне, Дальнегорске, в Лазовском, Хасанском, Шкотовском и Партизанском районах. В целом же по Приморью миграционный прирост населения оставался положительным. А в 1992 году увеличилась разница между прибывающими и выбывающими в пользу выбывающих. Негативные тенденции в миграционном движении в значительной степени определяются широким распространением так называемых возвратных миграций - отъездом в свои районы жителей, когда-то приехавших оттуда. На них в последние годы приходится около половины общей численности отъезжающих. В возвратных миграциях наиболее активно участвуют украинцы, белорусы, латыши, литовцы, армяне, казахи, татары и мордва. Основным мотивом выезда из Приморья людей этих национальностей является желание восстановить связи со своей этнической родиной и быть поближе к родственникам. Особенно такой тип миграции усилился после распада СССР и образования новых государств из бывших союзных республик. Среди мотивов, способствующих росту обратных миграций русского населения, чаще других встречаются: дороговизна и плохие социально-экономические условия жизни, низкая оплата и неудовлетворительные условия труда, отсутствие нормального жилья. Наряду с ростом обратных миграций в крае - практически повсеместно - сокращается и объем прямых миграций. При этом ослабление государственного регулирования миграционных потоков ведет к тому, что основная часть переселенцев приезжает в Приморье стихийно. В общей численности прибывающего населения преобладают беженцы из районов военных действий, а также вынужденные переселенцы из бывших республик СССР, ставших независимыми государствами. На 1.01.1994 г. численность вновь прибывших лиц этой категории достигла 1785 человек (712 семей). Это почти в 3 раза больше, чем в начале 1993 г. Большая часть беженцев и вынужденных переселенцев находится в крайне тяжелом моральном и материальном положении. Многие из них рассматривают Приморье как временное пристанище. Важными поставщиками переселенцев в край стали также районы Крайнего Севера. Они дают 20% новоселов, но, как и беженцы, северяне редко связывают свое будущее с жизнью в Приморье. Миграционное движение населения в крае крайне неравномерно. Среди городов наиболее значительный отток населения наблюдается из гг.Дальнереченска и Большого Камня, среди районов - из Ольгинского, Хасанского, Лазовского и Яковлевского. В то же время

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»