Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

География /

Корея

Документ 1 | Документ 2 | Документ 3 | Документ 4 | Документ 5 | Документ 6

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


Южная Корея – экономическое чудо.

На протяжении трех последних десятилетий человечество име-ло возможность наблюдать за некоторыми развивающимися стра-нами, демонстрировавшими миру "экономические чудеса". Конечно же, речь идет о молодых наиболее развитых государствах, которые в 60-70 гг. выделились и обособились в отдельную группу, получив-шую название "Новые индустриальные страны" (New industrializing countries). Эта группа постоянно пополняется, и в настоящее время в нее входят около полутора десятков стран и территорий. Прочное ме-сто среди них занимает Южная Корея.

О быстром экономическом росте Республики Корея говорилось немало. Эту "историю успеха" связывают с высокими темпами роста ВНП, которые составили 8,6 % в период с 1962-1988 г. и превраще-нием страны из традиционно сельскохозяйственной во вполне инду-стриальную, среди достижений которой, уровень ВНП на душу насе-ления более 5000 $ и 13 место в списке ведущих торговых государств мира.

На стремительный рост экономики Южной Кореи оказывали и оказывают влияние самые различные факторы - объективные и субъ-ективные, экономические и политические, внутренние и внешние, такие как:

- ориентированная на экспорт, на взаимодействие с внешним миром стратегия развития;

- благоприятный международный экономический климат 60-х-первой половины 70-х годов, облегчивший доступ к внешним источ-никам ресурсов;

- сильное и эффективное руководство в лице авторитарных правительств, отложивших демократические и политические преоб-разования в пользу экономического развития;

- относительно малые затраты на содержание военно-промышленного комплекса (2-3% против 60-70% северокорейских затрат);

- привлечение иностранных капиталовложений - как финансовых, так и технологических: промышленное оборудование и "know how";

- этническая и культурная однородность, а также конфуциан-ская традиция, особую ценность придающая трудолюбию, образова-нию, жизненному успеху и преданности своей нации.

Эти и многие другие факторы во многом определили быстрые темпы развития экономики Республики Корея.

К сожалению, вопросы, касающиеся экономического развития Южной Кореи в настоящее время недостаточно широко освещены в России. Из-за отсутствия современных статистических данных в ре-ферате фигурируют цифровые данные до 1990г. Но, несмотря на то, что цифры несколько устарели, имеющаяся в нашей стране инфор-мация достаточно правдиво отражает положение дел в Южной Ко-рее.

О факторах экономического развития Южной Кореи можно го-ворить много и подробно, однако в своём реферате мне хотелось бы становиться на роли государства, экспортной политике и заимство-ванных технологий (как промышленного оборудования, так и “know how”) в развитии экономики Республики Корея.

Что касается фактора экспортной политики, то было бы спра-ведливо считать его наиболее весомым фактором, служившим дви-жущей силой роста корейской экономики.

О роли государства т.к. этот фактор является одним из опреде-ляющих факторов быстрого темпа развития экономики Кореи. Что касается роли заимствованных технологий, то этот фактор не был определяющим, однако обращение к зарубежным технологиям яви-лось естественным следствием экспортной модели развития эконо-мики Кореи, поэтому нельзя не оценить роль этого фактора в форми-ровании современной экономики Кореи и приобщении страны к ми-ровым достижениям НТР. Также этот фактор недостаточно широко освещен в русской литературе по сравнению с другими факторами, но, тем не менее, на мой взгляд, он представляет интерес для изуче-ния, а может быть и частичного применения (естественно в адапти-рованном к местным условиям виде) в России.

ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР ЭКО-НОМИЧЕСКОГО РОСТА ЮЖНОЙ КОРЕИ.

Одним из факторов, объясняющих стремительный рост эконо-мики Южной Кореи, явилось сильное и эффективное руководство в лице авторитарных правительств, отложивших демократические и политические преобразования в пользу экономического развития.

Правительство принимало новые законы и тщательно пере-сматривало уже существующие, а также принималось множество мер политического характера с целью увеличения накоплений, расшире-ния экспорта, содействие вложению как национального, так и ино-странного частного капитала, привлечение инвестиций и технологий из-за рубежа. Правительство сделало максимум возможного для соз-дания социальной инфраструктуры: дороги, дамбы, порты, железные дороги и школы. К правительству часто обращались с просьбами взять на себя риск, связанный с инвестиционной деятельностью ча-стных предпринимателей, предоставляя гарантии по внешним зай-мам, используемым для покрытия расходов на крупномасштабные проекты.

Очевидно, что в современных условиях высокоразвитого раз-деления труда в основе любых регулирующих мер лежит денежное обращение. В Корее достижению финансово-денежной сбалансиро-ванности уделялось первоочередное внимание. Даже в годы значи-тельных хозяйственных трудностей денежное обращение, инфляция, дефицитность государственного бюджета не выходили из-под кон-троля государства. Центральную роль в этом играла государственная монополия в кредитно-финансовой системе. Другое важное направ-ление государственного регулирования Южной Кореи пролегает в валютной сфере. В разных вариантах принуждения к тому, чтобы держать иностранную валюту на специальных счетах в ЦБ, действует в Корее с 1949 года. Концентрация финансовых и валютных ресур-сов в руках государства воздействовало на формирование основ-ных пропорций общественного производства. При этом основная ставка делалась на всемерное поощрение экспорта. Государство ис-пользовало субсидирование национальных экспортеров, которым предоставлялись банковские льготы. По самым скромным оценкам только в 70-е годы они ежегодно поглощали не менее 1/10 ВНП. Государственные кредиты такого рода составляли:

15% от ВНП -1962-1966гг.

39% от ВНП- 1932-1936гг.

46% от ВНП- 1977-1981гг.

При этом нужно отметить, что кредиты концентрировались в потенциально наиболее эффективных сферах экономики. Также осуществлялся контроль за эффективностью применения кредитов. Высокая активность государственного регулирования с большой отчетливостью обнаруживается в формировании отраслевых про-порций. Например, при проведении аграрной реформы наиважней-шей составной частью стало принудительное дробление крупных земельных наделов на более мелкие- мера, невозможная без прямого активного вмешательства гос-ва. В этой связи следует сослаться на программу "целевого развития". Начиная с 70-х годов специальными законами выделялись 7 отраслей первоочередного внимания:

-машиностроение

-электроника

-текстильная промышленность

-черная металлургия

-цветная металлургия

-нефтехимия

-кораблестроение

Этим отраслям оказывалось явное предпочтение в снабжении ресурсами, они пользовались преимущественными налогами и др. льготами. Одновременно государство жестко регулировало конку-ренцию в приоритетных отраслях, принуждая к объединению ча-стные компании или к уходу с данного рынка. Государство нередко шло на прямую компенсацию убытков" избранных экспортеров". Особо стоит отметить, что льготы, предоставляемые гос-вом, приве-ли к образованию высокомонополизированной производственной, особенно экспортной структуры. В первой половине 80-х годов доля 30 крупнейших южнокорейских конгломератов в обрабатывающей промышленности достигла 1/3, а в экспорте превысила 1/2.

Видя сильное влияние гос-ва на экономику Южной Кореи воз-никает вопрос: можно ли рассматривать корейские частные фирмы как самостоятельные единицы. Этот вопрос можно поставить на ос-новании следующих факторов:

1. Высокая зависимость деятельности частного сектора от привлечения заемных средств см. табл.1.1.

2. Под контролем государства находится качество продукции в важнейших экспортных отраслях. Государство добивалось, чтобы цены на товары, импорт которых запрещался или ограничивался, не превышали условно среднемировые.

3. Каждый месяц проводились совещания по вопросам экспор-та под руководством президента страны, на которых устанавлива-лись ориентировочно экспортные задания крупным конгломератам.

4. Государство жестко контролировало рабочее движение, что избавило предпринимателей от каких-либо серьезных проблем по-мимо "капитал-труд".

Не менее жестко государство в Южной Корее контролирует иностранный капитал. Важно отметить, что прямые иностранные капиталовложения с 1967-1986 гг. составляют менее 2% от совокуп-ных валовых инвестиций. Южная Корея стремится привлечь не вся-кие иностранные инвестиции, а только те, которые вписываются в общую стратегию ее развития (см. табл. 2.1.). Поэтому не менее 2/3 иностранных капиталовложений концентрируются в таких приори-тетных отраслях, как химия, машиностроение и электроника.

Таким образом мы имеем "трехсторонний альянс": государст-воместный капитал- иностранный капитал. Но при несомненном со-блюдении интересов всех трех сторон, государство является единст-венным полностью самостоятельным участником, решения которого обязательны для всех остальных.

Также заслугой государства является централизованное

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»