←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9
уп-ражнений) для формирования у учащихся необходимых навыков и умений, для формирования умения учиться, что составляет субъективную индивидуализа-цию.
Третьим ведущим компонентом принципа индивидуализации является так называемая личностная индивидуализация. Она предполагает учет и ис-пользование параметров, присущих личности: личный опыт, контекст деятель-ности, интересы и склонности, эмоции и чувства, мировоззрение, статус в кол-лективе. Все это позволяет вызвать у учащихся истинную коммуникативную и ситуативную мотивацию.
Чтобы доказать это, достаточно учесть два факта: 1) общение, в данной методике - это средство поддержания жизнедеятельности в обществе и 2) обу-чение самостоятельно данной концепции, есть модель процесса общения.
В системе коммуникативной методики предусматривается целый ком-плекс мер для поддержания мотивации в учении.
Принцип развития речемыслительной деятельности и самостоятельности учащихся в овладении иностранным языком.
Он заключается в том, что все задания на всех ступенях обучения пред-ставляет собой речемыслительные задачи разного уровня проблемности и сложности.
Данная методика опирается на интеллектуальные потребности учащихся, а это побуждает учащегося к мыслительной деятельности.
Речемыслительные задачи призваны развивать механизмы мышления: механизм ориентации в ситуации, оценки сигналов обратной связи и принятия решений, механизм определения цели, механизм выбора, механизм комбини-рования и конструирования.
Важно отметить, что чем больше самостоятельности проявляет учащийся, тем более эффективным будет усвоение. Поэтому в данной методике уделяется большое внимание развитию самостоятельности мышления, в частности, в процессе обсуждения проблем.
И, наконец, самостоятельность, связанная с контролем. В коммуникатив-ном обучении используется такая стратегия, которая планирует превращение контроля через взаимоконтроль в самоконтроль. Для этого используется как скрытый контроль, так и осознанное владение учащимися знания объектов и критериев контроля и их применения.
Принцип функциональности в обучении иностранному языку.
Данный принцип предполагает, что каждый ученик должен понять, что может ему дать не только практическое владение языком, но и использование полученных знаний в познавательном и развивающем аспектах.
Этот принцип заключается также в том, что происходит овладение функ-циями видов речевой деятельности, как средств общения, то есть осознаются и усваиваются те функции, которые выполняют в процессе человеческого обще-ния: чтение, письмо, говорение, аудирование.
Согласно принципу функциональности, объектом усвоения являются не речевые средства сами по себе, а функции, выполняемые данным языком.
На функциональной основе создается модель речевых средств, которые должны быть изучены в курсе иностранного языка: подбираются определенные речевые средства разных уровней для выражения каждой из речевых функций. В зависимости от цели для выражения каждой функции может быть пред-ложено и максимальное и минимальное количество средств выражения. Разу-меется , сюда же подключаются и неречевые средства выражения.
Принцип новизны в обучении иностранным языкам.
Коммуникативное обучение строится таким образом, что все его содер-жание и организация пронизаны новизной.
Новизна предписывает использование текстов и упражнений, содержа-щих что-то новое для учеников, отказ от многократного чтения того же текста и упражнений с тем же заданием, вариативность текстов разного содержания, но построенных на одном и том же материале. Таким образом, новизна обеспечи-вает отказ от произвольного заучивания, развивает речепроизводство, эври-стичность и продуктивность речевых умений учащихся, вызывает интерес к учебной деятельности.
В заключении важно отметить, что все рассмотренные принципы взаи-мосвязаны, взаимообусловлены и дополняют друг друга. Поэтому следование прелагаемой системе предполагает соблюдение всех вышеуказанных принци-пов и их комплексное применение.
2.2 Теперь перейдем к методическим принципам, на которых базируется другая современная методика обучения английскому языку. Итак, основными методическими принципами, имеющими концептуальное значение для проект-ной методики, являются:
Принцип сознательности, который предусматривает опору учащихся на систему грамматических правил, работа над которыми строится в виде работы с таблицами, что в свою очередь, является признаком следующего принципа.
Принцип доступности проявляется прежде всего в том, что при построе-нии курса обучения по проектной методике рассматриваются вопросы и про-блемы, значимые для обучаемого на данном этапе, исходя из его личного опы-та, то есть обеспечивается за счет соответствующей обработки учебного мате-риала.
Принцип активности в проектной методике основывается не только на внешней активности (активная речевая деятельность), но и на активности внут-ренней, что проявляется при работе над проектами, развивая творческий потен-циал обучаемых и основываясь на ранее изученном материале. В проектной ме-тодике принцип активности играет одну из ведущих ролей.
Принцип коммуникативности, обеспечивающий контакт не только с пре-подавателем, но и общение внутри групп, в ходе подготовки проектов, а также с преподавателями других групп, если таковые имеются. Проектная методика основывается на высокой коммуникативности, предполагает выражение уча-щимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.
Принцип наглядности используется прежде всего при подаче материала в виде уже подготовленных персонажами курса проектов, т.е. применяются как слуховая, так и контекстная наглядность.
Принцип систематичности актуален для этой методики не только по-тому, что весь материал делится на темы и подтемы, но и также и потому, что методика основана на цикличной организации учебного процесса: каждый из предусмотренных циклов рассчитан на определенное количество часов. От-дельный цикл рассматривается как законченный самостоятельный период обучения, направленный на решение определенной задачи в достижении общей цели овладения английским языком.
Принцип самостоятельности играет также очень важную роль в проект-ной методике. Чтобы доказать это, нужно рассмотреть суть самого понятия “проект”. Проект – это самостоятельно планируемая и реализуемая обучаемы-ми работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально – эмоцио-нальный контекст другой деятельности (игры, путешествия и т.п.). Новизна этого подхода в том, что обучаемым дается возможность самим конструировать содержание общения, начиная с первого занятия. Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение определенного времени. Ра-бота над проектом сочетается с созданием прочной языковой базы. А так как работа над проектами ведется либо самостоятельно, либо в группе с другими обучаемыми, то можно говорить о принципе самостоятельности, как об одном из основополагающих.
Принципы проектной методики тесно взаимосвязаны и весьма важны. Данная методика приучает обучаемых творчески мыслить, самостоятельно планируя свои действия, возможно, варианты решения стоящих перед ним за-дач, а принципы, на которых она базируется, делают обучение по ней воз-можным для любого возрастного контингента.
2.3 Перейдем к следующей методике обучения английскому языку. Это интенсивная методика. Какие же принципы лежат в ее основе?
Принцип коллективного взаимодействия, который является ведущим в методе активизации, наиболее известном в интенсивной методике. Именно этот принцип связывает цели обучения и воспитания, характеризует средства, спо-собы и условия учебного процесса. Для учебного процесса, в основу которого положен этот принцип, характерно то, что учащиеся активно общается с дру-гими, расширяют свои знания, совершенствуют свои умения и навыки, между ними складываются оптимальное взаимодействие и формируются коллектив-ные взаимоотношения, которые служат условием и средством повышения эф-фективности учения, успех каждого из обучаемых зависит во многом от ос-тальных. Такая система отношений, складывающихся в учебном коллективе, раскрывающих и актуализирующих в личности лучшие стороны, весьма спо-собствует обучению и совершенствованию личности. Это происходит благода-ря возникающему положительному психологическому климату и в значитель-ной мере влияет на конечный результат. Групповое обучение способствует воз-никновению у личности дополнительных социально-психологических стиму-лов к учению. Кроме того, активизация общения между участниками учебного процесса способствует ускорению обмена информацией, передаче и усвоению знаний, ускоренному формированию навыков и умений. Из всего вышесказан-ного можно заключить, что основным средством овладения предметом стано-вится общение с партнерами по группе.
Принцип личностно-ориентированного общения является не менее зна-чимым. Он основан на влиянии общения, его характера, стиля на реализацию воспитательных и образовательных целей. В общении каждый является как воздействующим, так и подвергающимся воздействию. Особенно значимое ме-сто занимает здесь познание людьми друг друга, что является необходимым ус-ловием общения людей.
Общение представляет собой стержневую характеристику коллективной деятельности и деятельности личности в коллективе. Оно неотделимо и от про-цесса познания. Личностно-ролевое общение на английском языке в условиях интенсивного обучения – это не фрагмент учебного процесса или методический этап поурочного плана, а основа построения учебно-познавательного процесса.
Принцип
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9
|
|