Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Иностранныеязыки /

Cравнительная характеристика современных методик преподавания английского языка

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 



Скачать реферат


до-полнительную мотивацию к изучению иностранного языка со стороны обучае-мых, в этом не заинтересованных.

Второй специфической чертой коммуникативной методики является ов-ладение всеми аспектами иноязычной культуры через общение. Именно ком-муникативная методика впервые выдвинула положение о том, что общению нужно обучать только через общение, что стало для современных методик од-ной из характерных черт. В коммуникативной методике обучения общение вы-полняет функции обучения, познания, развития и воспитания.

Следующей отличительной чертой предлагаемой концепции является ис-пользование всех функций ситуации. Коммуникативное обучение строится на основе ситуаций, которые (в отличие от других методических школ) понимает-ся как система взаимоотношений. Главный акцент здесь ставится не на воспро-изведение с помощью средств наглядности или словесное описание фрагментов действительности, а на создание ситуации как системы взаимоотношений меж-ду обучаемыми. Обсуждение ситуаций, построенных на основе взаимоотноше-ний обучаемых, позволяет сделать процесс обучения иноязычной культуре мак-симально естественным и приближенным к условиям реального общения.

Коммуникативная методика также включает в себя и овладение невер-бальными средствами общения: такими, как жесты, мимика, позы, дистанция, что является дополнительным фактором при запоминании лексического и лю-бого другого материала.

Специфической чертой коммуникативной методики является также ис-пользование условно-речевых упражнений, то есть таких упражнений, которые построены на полном или частичном повторении реплик преподавателя. По ме-ре приобретения знаний и навыков характер условно-речевых упражнений ста-новится все более сложным, пока необходимость в них не исчерпывает себя, когда высказывания обучаемых не становятся самостоятельными и осмыслен-ными.

Итак, из всего вышеизложенного видно, что многие специфические чер-ты, впервые появившиеся в коммуникативной концепции, были затем переняты другими коммуникативно-ориентированными методиками и успешно исполь-зуются ими.

Но при этом они во многом отличаются от этой концепции и имеют свои, присущие только им, черты.

3.1.2 Эффективность проектной методики в большей степени обеспечива-ется интеллектуально-эмоциональной содержательностью включаемых в обу-чение тем. Также следует отметить их постепенное усложнение. Но отличи-тельной особенностью тем является их конкретность. С самого начала обучения предполагается участие обучаемых в содержательной и сложной коммуника-ции, без упрощения и примитивизма, которые обычно характерны для учебни-ков для начинающих изучать иностранный язык.

Другой отличительной чертой проектной методики является особая фор-ма организации коммуникативно-познавательной деятельности обучаемых в виде проекта. От чего, собственно, и появилось название методики.

Проект, как говорилось ранее, - это самостоятельная, реализуемая обу-чаемым работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности.

Новизна же подхода в том, что обучаемым дается возможность самим конструировать содержание общения, начиная с первого занятия. В курсе мало текстов как таковых, они воспроизводятся в процессе работы обучаемых над проектами, предложенные авторами.

Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение определенного времени. Тема имеет четкую структуру, делится на под-темы, каждая из которых заканчивается заданием к проектной работе.

Особенно важной чертой является то, что обучаемые имеют возможность говорить о своих мыслях, своих планах.

Благодаря работе над проектом создается прочная языковая база.

Специфическим является также подразделение навыков на два вида: на-выки изучающего язык и навыки пользователя языком. Для развития первого вида навыков используются фонетическое и лексико-грамматические упражне-ния тренировочного характера. Это упражнения на имитацию, подстановку, расширение, трансформацию, восстановление отдельных фраз и текстов. Их особенность в том, что они даются в занимательной форме: в виде текста на проверку памяти, внимания; игр на догадку; головоломок, иногда в виде фоно-граммы.

Обучение грамматическим навыкам и их тренировка обычно проводятся в виде работы на основе таблиц. Все упражнения, что особенно важно, выпол-няются на фоне разработки представленного проекта.

Для практики в пользовании языком дается большое количество ситуа-ций, создаваемых с помощью вербальной и предметно-образной наглядности.

Очевидным здесь является то, что специфические черты коммуникатив-ной и проективной методик имеют много сходного, строятся на идентичных принципах, но применяются они в различных способах обучения. В первом случае, обучение основывается на использование ситуаций, во втором – на использовании проектов.

3.1.3 Перейдем к интенсивной методике и рассмотрим ее специфику. Данная методика основана на психологическом термине “суггестии”. Это и есть первая специфическая черта интенсивной методики. Использование суггестии позволяет миновать или снимать различного рода психологические барьеры у обучаемых следующим путем. Педагог проводит занятия с учетом психологи-ческих факторов, эмоционального воздействия, используя логические формы обучения. Он использует также на занятиях различные виды искусства (музы-ку, живопись, элементы театра), с целью эмоционального воздействия на обу-чаемых.

Однако суггестопедическое обучение предполагает определенную кон-центрацию учебных часов. На старших этапах, например, целесообразно выде-лять шесть часов в неделю за счет школьного компонента учебного плана, их стоит разделить на три, по два часа каждое. При необходимости количество ча-сов можно свести к трем.

Также специфической чертой интенсивной методики является то, что суг-гестопедия широко опирается на положение о разных функциях двух полуша-рий головного мозга. Подключение эмоциональных факторов к обучению ино-странному языку значительно активизирует процесс усвоения, открывая новые перспективы в развитии методики обучения иностранным языкам. Вся атмо-сфера занятий организуется таким образом, что освоению языка сопутствуют положительные эмоции. С одной стороны, это является важным стимулом для создания и поддержания интереса к предмету. С другой стороны, интеллекту-альная деятельность учащихся, подкрепленная эмоциональной деятельностью, обеспечивает наиболее эффективное запоминание материала и овладение рече-выми умениями.

Еще одним отличительным фактором служим активное использование ролевых игр. Специфика интенсивного обучения заключается именно в том, что учебное общение сохраняет все социально-психологические процессы об-щения. Ролевое общение – это одновременно и игровая, и учебная, и речевая деятельность. Но при этом, если с позиции учащихся ролевое общение – игро-вая деятельность или естественное общение, когда мотив находится не в со-держании деятельности, а вне его, то с позиции преподавателя ролевое общение – форма организации учебного процесса.

Как утверждает Л.Г.Денисова , основными результативными моментами интерактивной методики обучения иностранным языкам являются:

- создание сильной немедленной мотивации обучения, осуществляемого при

неформальном общении и мотивации общения, приближенного к реальным;

- высокая и немедленная результативность обучения: уже на второй день за-нятий учащиеся общаются на изучаемом иностранном языке, используя ре-чевые клише, заложенные в основном учебном тексте – помните, текст по-лилога вводится в первый день занятий;

- предъявление и усвоение большого количества речевых, лексических и грамматических единиц; за одно предъявление вводятся и усваиваются 150-200 новых слов, 30-50 речевых клише и несколько типичных грамматиче-ских явлений.

Это тоже, несомненно, является специфическими чертами.

Все вышеперечисленное и есть особенности интенсивной методики, ко-торые в большей степени обеспечивают ее эффективность. Эти специфические моменты практически совершенно отличны от двух предыдущих методик. Только в одном они, пожалуй, схожи. Все три методики считают необходимым условием успешного обучения коллективную работу в положительной эмоцио-нальной атмосфере. При этом интенсивная методика больше внимания уделяет таким видам деятельности, как говорение и аудирование.

3.1.4 Какие же специфические черты имеет деятельностная методика обучения английскому языку? Необходимо отметить, что таких средств обуче-ния, характерных только для деятельностной методики, довольно много.

В начале отметим, что создатели этой методики считают ,что обучать на-выкам оформления и умения работы с содержанием сообщаемого следует от-дельно. Для того, чтобы обеспечить сознательное овладение языковыми сред-ствами и обучение навыкам оформления, их необходимо формировать до того, как будет иметь место обучение умениям работы с содержанием. Из этого вы-текает другая специфическая черта данного метода.

В деятельностной методике имеет место разделение между предвари-тельным овладением языковыми средствами и последующим овладением об-щением на основе имеющихся знаний, умений, навыков использования язы-ковых средств.

Но действительно специфической чертой деятельностной методики со-ставляет выделение того, что называется языковыми речекоммуникативными единицами. Так как для полноценной коммуникации при обучении недостаточ-но только речевого статуса языковых единиц – речевой статус должен соче-таться со свободой их выбора в речи. Языковые единицы, как говорилось ранее, которые обладают речевым статусом и обеспечивают полноценную коммуника-цию с точки зрения свободы их выбора, исходя из смысла

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»