←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ...
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кудрявцева Д.С.
«Анализ зависимости переводческих решений от характера интерпретации переводимых окказионализмов»
Научный руководитель:
доцент, кандидат
филологических наук
И. Н. Щекотихина
Орел. 2004г
Содержание.
Введение. 2-3
Глава 1. Окказионализм, как объект изучения в лингвистике.
1.1. Понятие окказионализма. 4-14
1.2. Классификация окказионализмов. 15-20
Выводы по главе I. 21-22
Глава 2. Факторы, лежащие в основе литерации окказионализма.
2.1. Влияние структуры окказионализма на его интерпретацию. 25-30
2.2. Влияние контекста на интерпретацию окказионализмов. 31-35
2.3. Влияние фоновых знаний на интерпретацию окказионализмов. 35-38
Выводы по главе I I. 38-39
Глава 3. Влияние характера интерпретации на выбор способа
перевода окказионализмов.
3.1. Особенности перевода окказионализмов. 40-45
3.2. Способы перевода окказионализмов. 45-48
3.3. Анализ перевода окказионализмов. 49-64
Выводы по главе I I I. 65
Заключение. 66
Список литературы. 67-68
Введение.
В лингвистике вопросам окказиональности как особой теме стали уделять внимание сравнительно недавно, очевидно в силу аномальности, противоречивости этого явления, хотя различные авторские новообразования всегда привлекали внимание исследователей. В настоящее время индивидуальное авторское словотворчество все больше привлекает исследователей.
Окказиональное слово исследуется как разноплановое явление, которое, во-первых связано с взаимодействием языка и речи. С одной стороны, окказиональное слово является продуктом речевой деятельности, с другой, именно языковая система позволяет создавать окказионализмы по определенным моделям и является тем контрастирующим фоном, на котором выделяется окказиональность. Во-вторых, окказиональное слово представляет собой важное стилеобразующее средство в системе языка.
Для теории перевода окказионализмы представляют особый интерес, т.к. относятся к области непереводимого или труднопереводимого.
В настоящей работе окказионализм рассматривается как объект изучения в лингвистике, как объект смыслового восприятия и как объект перевода.
Актуальность настоящей работы связана с самим объектом исследования - окказиональным словом. При наличии обширного корпуса работ, посвященных вопросам изучения окказионализмов, окказиональное слово до сих пор недостаточно исследовано как явление, которое отражает динамику языка, его формо- и смыслообразующие потенции и дает возможность увидеть язык в действии. Кроме того, окказиональное слово представляет интерес и как феномен, напрямую связанный с особенностями восприятия и понимания новой информации. Окказиональное слово, будучи не языковым, а речевым явлением, бесспорно, относится к так называемой области непереводимого, которая в последнее время все чаще оказывается в центре внимания переводческих исследований.
Объектом данного исследования являются окказионализмы в художественных текстах на английском и русском языках.
Предметом исследования является влияние способов интерпретации окказионализмов на их перевод.
Цель настоящей работы – выявить зависимость пререводческих решений от характера интерпретации переводимых окказионализмов.
Указанная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
1. Дать обзор имеющихся теоретических работ, посвященных различным аспектам изучения окказионального слова и рассмотреть основные теоретические и практические вопросы, связанные с исследованием окказионального слова: признаки окказионального слова, его определение, функции в тексте.
2. Выявить факторы, лежащие в основе интерпретации окказионализмов.
3. Путём сопоставления окказионализмов текста оригинала и текстов перевода выделить, описать и проанализировать способы перевода окказионализмов.
4. Выявить причины, влияющие на выбор переводчиком того или иного способа перевода окказонализма.
Материалом для анализа послужило произведение английского писателя Дугласа Адамса и его переводы на русский язык, выполненные В. Филипповым и В. Бакановым.
Глава I. Окказионализм как объект изучения в лингвистике.
1.1 Понятие окказионализма.
Приступая к рассмотрению предмета исследования, перечислим в качестве вводных, установочных сведений основополагающие положения теории окказиональности:
• Окказиональное (слово, значение, словосочетание, звукосочетание, синтаксическое образование) - "не узуальное», не соответствующее общепринятому употреблению, характеризующееся индивидуальным вкусом, обусловленное специфическим контекстом употребления".[Бабенко 1997:3]
• Окказионализм как факт речи задан тем не менее системой языка, проявляет и развивает семантические, словообразовательные и грамматические возможности этой системы, прорицает тенденции ее развития. "То, что живет в языке подспудной жизнью, чего нет в текущей жизни, но дано как намек в системе языка, прорывается наружу в ... явлениях языкового новаторства, превращающего потенциальное в актуальное". [Винокур 1943:4]
• Окказионализмы могут быть созданы по нормативным словообразовательным моделям (так называемые потенциальные слова) и с нарушением в той или иной степени деривационной нормы (собственно окказионализмы).
• Всякое слово (языка или речи) реализует свое значение в контексте, но узуальные (канонические) слова требуют так называемого воспроизводящего контекста, а окказиональные - формирующего, созидающего.
• Анализ окказионализмов разных типов является по преимуществу семантическим и проводится главным образом посредством семного и контекстуального методов с привлечением таких приемов исследования, как анализ словарных дефиниций, словообразовательный анализ, функционально-грамматический анализ.
• Высокохудожественные, эстетически ценные окказионализмы являются важным текстообразующим средством, отличаются исключительной семантической емкостью.
Причины, побуждающие художников слова к созданию индивидуально-авторских образований, таковы: а) необходимость точно выразить мысль (узуальных слов для этого может быть недостаточно); б) стремление автора кратко выразить мысль (новообразование может заменить словосочетание и даже предложение); в) потребность подчеркнуть свое отношение к предмету речи, дать ему свою характеристику, оценку; г) стремление своеобразным обликом слова обратить внимание на его семантику, деавтоматизировать восприятие; д)потребность избежать тавтологии; е) необходимость сохранить ритм стиха, обеспечить рифму, добиться нужной инструментовки. Первые три причины являются основными. Очень часто возникновение ново- образования бывает вызвано не одной, а сразу несколькими причинами.
В данной работе в качестве рабочего принят термин окказионализм (от лат. оccasio - "случай"), но в научной литературе по данной проблематике как дублирующие его встречаются следующие: ''писательские новообразования", "художественные неологизмы", "творческие неологизмы", "стилистические неологизмы", "индивидуальные неологизмы", "слова-самоделки", "слова-метеоры", "слова-однодневки", "эгологизмы", "индивидуально-авторские новообразования", "произведения индивидуального речетворчества", "эфемерные инновации".
Как видно из приведенного терминологического ряда, который и сегодня остается открытым для новых специальных наименований описываемого явления, при создании термина одни ученые стремятся подчеркнуть то, что окказионализмы - авторские слова ("эгологизмы", "слова-самоделки" и др.), другие указывают посредством термина на кратковременность их существования в речи ("слова-метеоры", "слова-однодневки"). Третьи считают возможным использовать термин "неологизм", но с характерными определениями (художественные, творческие, индивидуальные,
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ...
|
|