Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Иностранныеязыки /

Понятие "политическая культура" и его содержание

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


Понятие "политическая культура" и его содержание.

Вовлечение социальных групп и индивидов в политику обу-

словлено их стремлением реализовать свои социально значимые инте-

ресы. Однако реализация существующих у них интересов осуществля-

ется не непосредственно, а опосредуется наличием у субъектов по-

литики тех значений и смыслов, в которых выражено их отношение к

власти, политическим институтам, элитам, лидерам и т.д. Эти смыс-

лы и значения предписываются господствующей в обществе политиче-

ской культурой, т.е. ценностно-нормативной системой, которой при-

держивается большинство населения. Ценностно-нормативная система

существует в виде общераспространённых и общепринятых фундамента-

льных поведенческих, политических ценностей и идеалов.

Впервые термин "политическая культура" использовал в XVII

веке немецкий просветитель И. Гердер (1744-1803). Естественно, он

не предполагал тогда, что концепция политической культуры окажет

такое влияние на политическую науку и практику. Объяснительные

возможности политической культуры определяются многозначностью и

многогранностью её измерений. Политическая культура представляет

собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и

выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат

упорядочению политического опыта и регулированию политического

поведения всех членов общества. Она включает в себя не только по-

литические идеалы, ценности, установки, но и действующие нормы

политической жизни. Тем самым политическая культура определяет

наиболее типичные образцы и правила политического поведения, вза-

имодействия власти - индивида - общества.

В науке сложились два основных подхода к трактовке полити-

ческой культуры. Американский политологу Г. Алмонд (род. 1911),

написавший в 50-х годах в соавторстве с другим американским ис-

следователем С.Вербой (род.

1917) книгу "Культура гражданина", рассматривал политиче-

скую культуру как психологический феномен. . По содержанию политические ориентации включают, как

полагал Алмонд, три вида компонентов: 1) знания, полученные инди-

видом о политиках, политических институтах и партиях; 2) чувства,

обуславливающие реакцию индивида, - чувства симпатии или антипа-

тии, влечения или отвращения, восхищения или презрения; 3) ценно-

сти, верования, идеалы, идеологию. Другая группа учёных, видя в

политической культуре проявление нормативных требований (С.Вайт),

совокупность типичных образцов поведения (Дж. Плейно), способ по-

литической деятельности (У.Розенбаум) и т.д., считают, что это

особый, специфический субъективный ракурс политики.

Наиболее последовательно такой подход выражается в понима-

нии политической культуры как явления, базирующегося на ценност-

ных, т.е. глубинных представлениях человека о политической вла-

сти, которые воплощаются в самых типичных для него способах вза-

имодействия с государством, формах практической деятельности. Ха-

рактеризуя таким образом неразрывную связь политических действий

человека с длительным и подчас мучительным поиском им своих поли-

тических идеалов, политическая культура отражает только самые

устойчивые и отличительные черты его поведения, не подтвержденные

каким-либо стрмительным изменениям под воздействием конъюктуры

или перепада настроений. В силу этого политическая культуравыра-

жает воплощаемый на практике внутренний кодекс человеческого по-

ведения и потому выступает как стиль деятельности индивида в сфе-

ре политической власти (И.Шапиро, П.Шаран).

Характеризуя самые устойчивые представления человека и на-

иболее типичные формы его взаимоотношений с властью, стиль его

политической деятельности демонстрирует, насколько им восприняты

и усвоены общепризнанные нормы и традиции государственной жизни,

как в повседневной активностисочетаются творческие и стереотипи-

зированные приемы реализации ими своих прав и свобод и т.д. Тот

же разрыв (противоречие), который складывался между освоенными и

неосвоенными человеком нормативами политической игры, стандартам

гражданноского поведения, является важнейшим внутренним источни-

ком эволюции и развития политической культуры.

В то же время сосуществование ценностей и сиюминутной

(чувственной) мотивации поступков, известное несовпадение намере-

ний и действий человека придают политической культуре внутреннюю

противоречивость, позволяют сосуществовать в ней "логичным",

"нелогичным" и "внелогичным" элементам (В.Парето), способствуют

одновременному поддержанию ею активных и пассивных форм политиче-

ского участия индивида.

Особой сложностью отличаетсястиль массового политического

поведения граждан, поддерживаемый строением институтов власти,

т.е. политическая культура общества в целом. Эта политическая ку-

льтура, закрепляя нормы, стереотипы, приемы, общения и проч. в

политическом языке (соответствующих терминах, символах и т.д.),

придает особую значимость атрибутам государственности (флагу,

гербу, гимну). Тем самым политическая культура стремится интегри-

ровать общество, обеспечить стабильность отношений элиты и элек-

тората. Там же, где люди отчуждены от власти и не имеют возможно-

сти руководствоваться значимыми для себя политическими ценностями

и целями, как правила, возникает противоречие между официальной

(поддерживаемой институтами государства) политической культурой и

теми ценностями (и соответствующими им формами поведения), на ко-

торые сориентировано большинство или значительная часть населе-

ния. Так, например, в ряде стран Восточной Европы официальные це-

ли "социалистического строительства" в значительной мере внедря-

лись под давлением государственных инстанций, ни по-настоящему не

встроились в систему национальных ценностей и традиций. Поэтому и

расстование с социалистическим тсроем прошло там достаточно без-

болезненно, в виде т.н. бархатных революций.

Однако в разных странах - и даже в тех, где нет существен-

ных противоречий между официальной и реальной политической куль-

турой, - всегда сужествуют различия в степени признания и подде-

ржки общественными группами и индивидами принятых в политической

системе норм и традиций. Это свидетельствует о разной степени ку-

льтурной оснащенности политических субъектов. Более того, там,

где получают распространение идеи, пренебрегающие ценностью чело-

веческой жизни, игнорирующие права граждан, где правящий режим

заставляет людей руководствоваться чувствами страха и ненависти

друг к другу, утверждает в общественном сознании идеологию наси-

лия, - там распадается ткань политической культуры. Культурные

ориентиры и способы политического участия уступают место иным

взаимоотношениям граждан с властями. Фашистские, расистские, шо-

винистические движения и терроризм, охлократические формы проте-

ста и тоталитарный диктат властей неспособны поддерживать и рас-

ширять культурное пространство в политической жизни. Напротив,

они создают в политике культурный вакуум, порождают процессы,

чреватые разрушением человеческого сообщества.

Строго говоря, политическая аультура отличается также и от

предполитического (потестарного) учения граждан в отношениях вла-

сти, основанного не на рациональных, а на иррациональных ориенти-

рах, направленность которым задает круговая порука этноса, земля-

ческая мифология, "единая кровь" своей общины. Носители подобного

рода воззрений, не зная "общего интереса" и дисциплины (И.Ильин),

понимая свободу как "бесчинство разнузданности" (С.Франк), служат

источником классового и социального эгоизма, способствуют распро-

странению болезненных энтофобий и вспышек насилмя в обществе.

Констатируя невозможность построения всех форм участия

граждан в политике на образцах культуры, а также разную степень

обусловленности институтов власти общепринятым ценностям, следует

признать, что политическая культура способна сужать или же расши-

рять зону своего реального существования. Поэтому в целом она не

является универсальным политическим явлением, пронизывающим все

фазы и этапы политического процесса. Развиваясь по собственным

законам, она способна оказывать влияние на формы организации по-

литической власти,

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»