←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Основными источник ми информ ции для него являются: ст тисти-
ческие д нные, д нные клиентов - предприятий и ч стных лиц, д нные
из средств м ссовой информ ции, деловых отчетов и рекл мных м тери-
лов конкурентов.
Основными инструмент ми м ркетингового исследов ния являются:
1) н лиз рынк ; 2) н блюдение з рынком; 3) прогнозиров ние рынк .
АНАЛИЗ РЫНКА
Ан лиз рынк предст вляет собой выяснение рыночной ситу ции и
возможностей сбыт н текущий момент. Его основные з д чи - опреде-
лить конкурентную позицию б нк н рынке и произвести сегмент цию
рынк .
Конкурентн я позиция - это положение, которое тот или иной
б нк з ним ет н своих рынк х сбыт в соответствии с результ т ми
- 5 -
своей деятельности, т кже в соответствии со своими преимуществ ми
и недост тк ми по ср внению с другими кредитными институт ми.
З ч стую в жнейшей х р ктеристикой конкурентной позиции явля-
ется доля б нк н том или ином рынке сбыт или его относительн я
доля н этом рынке (т.е. доля н ч сти рынк , з ним емой д нным
б нком и двумя-тремя н иболее сильными конкурент ми).
Одн ко этого недост точно для х р ктеристики конкурентной по-
зиции. В жно еще зн ть, н сколько эт позиция устойчив .
Это можно определить с помощью н лиз конкурентоспособности
б нк - его способности обеспечив ть лучшее предложение по ср вне-
нию с конкурент ми, его конкурентных преимуществ. Только обл д ние
конкурентными преимуществ ми позволяет з воев ть прочную конкурент-
ную позицию н рынке.
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РЫНКОМ
Н блюдение з рынком предст вляет собой систем тическое отсле-
жив ние рыночной ситу ции в целях выявления конъюнктурных измене-
ний, рыночных тенденций и т.д.
Н блюдение з дин микой имущественного положения потребителей
б нковских услуг позволяет выяснить, к ковы р змеры и периодичность
возник ющих в ходе кругооборот излишков и недост тков денежных
средств, и сдел ть выводы о том, нужно ли д нной целевой группе в
первую очередь предл г ть возможности вложения свободного к пит л
или возможности привлечения з емных средств.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РЫНКА
Следующим инструментом м ркетингового исследов ния б нковского
рынк является прогнозиров ние, т.е. предск з ние предположительно-
го изменения рыночной ситу ции в будущем. Его з д чи - оценить го-
товность потребителей приобрет ть услуги именно д нного б нк , не
его конкурентов; спрогнозиров ть ре кцию потребителей н мероприя-
тия б нк по формиров нию действительного спрос ; т кже предск -
з ть изменения конъюнктуры.
К к будут ре гиров ть клиенты н открытие нового отделения,
усовершенствов ние ст рых услуг, рекл мную комп нию? С полной опре-
деленностью ответить н эти вопросы нельзя, но сдел ть прогноз н
основе р счет вероятности вполне ре льно. Согл сно р зр бот нной
- 6 -
немецким ученым Й.Зюхтингом теории обучения б нковской лояльности
(Lerntheorie der Bankloyalitat), готовность клиентов предъявлять
спрос н услуги б нк можно предст вить в виду функцион льной з ви-
симости:
N = f (BL; D; I; IR),
где
N - готовность клиентов приобрет ть б нковские услуги;
BL - коэффициент б нковской лояльности, з висящий от объем
уже приобретенных клиентом услуг в д нном б нке;
D - н стоятельность потребности клиент ;
I - м ркетинговый инструмент рий б нк ;
IR - готовность клиент ре гиров ть н применение этого инс-
трумент рия.
Что же к с ется предск з ния изменения конъюнктуры, то здесь
применимо прогнозиров ние н основе тр диционных м тем тических ме-
тодов (простой н лиз тренд , ст тистический н лиз, метод ст н-
д ртного р спределения вероятностей и др.) и построение сцен рия н
основе отбор прогнозов и экспертных оценок.
МАРКЕТИНГОВЫЕ СТРАТЕГИИ БАНКА
Н основе н литических д нных и прогнозов б нк может осущест-
вить выбор стр тегии в конкурентной борьбе, т.е. сформулиров ть
долгосрочную (стр тегическую) цель и определить пути ее достижения.
При этом можно воспользов ться уже р зр бот нными мировой экономи-
ческой н укой и пр ктикой подход ми к формулиров нию стр тегии.
Большинство из них основ ны н построении двухмерных м триц, к ждо-
му сектору (кв др нту) которых соответствует определенн я типов я
стр тегия.
МАТРИЦА "ТОВАРЫ - РЫНКИ" И.АНСОФФА
М триц И.Ансофф предусм трив ет использов ние четырех ль-
терн тивных стр тегий для сохр нения и/или увеличения сбыт : 1)
проникновение н рынок; 2) р звитие рынк ; 3) р зр ботк тов р ; 4)
диверсифик ция.
- 7 -
Ш2.5
МАТРИЦА И.АНСОФФА
Ш1
┌──────────────────┬────────────────────────┬────────────────┐
│ Рынки │ Ст рые │ Новые │
│ Тов ры │ │ │
├──────────────────┼────────────────────────┼────────────────┤
│ │ │ │
│ Ст рый │ Проникновение н рынок │ Р звитие рынк │
│ │ │ │
├──────────────────┼────────────────────────┼────────────────┤
│ │ │ │
│ Новый │ Р зр ботк тов р │ Диверсифик ция │
│ │ │ │
└──────────────────┴────────────────────────┴────────────────┘
Ш1.5
Стр тегия проникновения н рынок предпол г ет, что б нк прони-
к ет н уже сложившийся рынок и предл г ет н нем тот же с мый про-
дукт (услугу), что и конкуренты. Т к я стр тегия широко р спростр -
нен в н шей стр не, во-первых, в связи с продолж ющимся б нкотвор-
чеством, когд вновь созд в емые б нки проник ют н уже з нятые
рынки, во-вторых, в связи с постепенным освоением существующими
б нк ми видов опер ций, которые для них являются новыми, но уже
имеются н рынке (н пример, обмен в лют). Он предпочтительн в том
случ е, когд целевой рынок р стет или еще не н сыщен.
Стр тегия р звития рынк озн ч ет, что б нк стремится р сши-
рить рынок сбыт ок зыв емых услуг, но не з счет проникновения н
уже существующие рынки, з счет созд ния новых рынков или рыноч-
ных сегментов. В промышленности т к я стр тегия имеет место, когд
для хорошо известной продукции выявляются новые обл сти применения
и ее н чин ют приобрет ть новые группы потребителей. В отечествен-
ном б нковском деле т кой процесс имел место во второй половине
80-х годов, когд в ходе коммерци лиз ции б нки н ч ли предл г ть
н селению услуги, которые прежде ок зыв лись только предприятиям. В
тех же стр н х, где б нковское дело р звито лучше, н йти льтерн -
тивные обл сти применения для б нковских услуг гор здо труднее.
Стр тегия р зр ботки тов р осуществляется посредством созд -
ния принципи льно новых, но ч ще - модифик ции уже имеющихся тов -
ров и ре лиз ции их н ст рых рынк х. Этот тип стр тегии особенно
ктивно используется б нк ми в условиях господств неценовой кон-
куренции, когд н первый пл н выходят к чественные п р метры. При-
меняется он и российскими б нк ми, н пример, при р зр ботке ими но-
вых видов вкл дов н селения.
Стр тегия диверсифик ции озн ч ет, что б нк стремится выйти н
новые для него рынки и для этого вводит в свой ссортимент новые
- 8 -
тов ры. Именно применение этой стр тегии привело к универс лиз ции
←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
|