←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ко это не озн ч ет, что нужно
одновременно использов ть обе стр тегии. К к отмеч ет М.Портер,
фирм , з стрявш я "н полпути", ок зыв ется в чрезвыч йно плохом
стр тегическом положении.
3БАНКОВСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
НЕОБХОДИМОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ
К общим функциям б нковского менеджмент относят пл ниров ние,
орг низ цию, регулиров ние, координ цию, стимулиров ние, учет, н -
лиз, контроль. Пл ниров ние - одн из четырех в жнейших функций ме-
неджмент . Оно д ет н ч ло упр вленческому процессу, уст н влив ет
цель, перспективу, необходимые пропорции. Функция орг низ ции поз-
воляет ре лизов ть пл ны путем уст новления определенной последов -
тельности выполнения опер ций, выбор методов и средств.
Успех в ре лиз ции функции пл ниров ния не добиться без соот-
ветствующей мотив ции, р вно к к и без мониторинг (слежения) з
выполнением пл н . Иными слов ми, другие функции менеджмент н хо-
дятся к к бы н службе у функции пл ниров ния.
Форм льное пл ниров ние может принести существенную пользу
б нк м. Оно требует четкой пост новки з д ч и уст новления приори-
тетов, обеспечив ет единство общей цели внутри орг низ ции и спо-
собствует строгой координ ции усилий по избр нным н пр влениям.
Форм льное пл ниров ние зн чительно уменьш ет риск принятия невер-
ных решений, повыш ет готовность б нк к внез пным изменениям ры-
ночной ситу ции. Особую зн чимость б нковское пл ниров ние приобре-
т ет в условиях усилив ющейся б нковской конкуренции и при стремле-
нии б нков повысить эффективность своих опер ций. Не только пл н
к к форм льный документ, но и с м процесс пл ниров ния побужд ет
руководство з глянуть в будущее, р спозн ть проблемы и н йти спосо-
бы их решения.
З рубежн я б нковск я индустрия позн комил сь с пл ниров нием
совсем нед вно. Пл ниров ние в мерик нские б нки пришло в 60-е го-
ды. Н чин лось оно с сост вления к ких-то сомнительных цифр и при
уч стии сл бых систем. Но с тех пор б нки р зр бот ли необходимые
- 12 -
системы поддержки, одним из инструментов которой является прогноз-
н я модель.
В жность пл ниров ния призн ется сейч с многими б нкир ми ми-
р . Опыт Японии пок зыв ет, что от времени, з тр ченного н пл ни-
ров ние, з висит продолжительность р бот, ее к чество. Если период
пл ниров ния короткий, то увеличив ется продолжительность р боты и
больше получ ется бр к . Тем более п р докс льным к жется ф кт, что
б нкиры России пошли сейч с н принижение роли пл ниров ния. Недос-
т тки пл ниров ния, обусловленные преобл д вшим р нее центр лизо-
в нным вторит рным стилем упр вления в б нк х, не должны быть при-
чиной отк з от сост вления б нковских пл нов в России. Необходи-
мость б нковского пл ниров ния диктуется сейч с особенностями н ших
фин нсовых рынков.
К к пок зыв ет з рубежный опыт, приход пл ниров ния в б нки
был вызв н конкуренцией в б нковском деле. В 60-е годы б нковск я
конкуренция вышл н междун родный уровень в связи с усилением меж-
дун родных связей. Появились новые фин нсовые рынки, которые изме-
нили х р ктер фин нсиров ния. Б нки ст ли диверсифициров ть свою
продукцию и услуги. Появились новые фин нсовые институты, конкури-
рующие с б нк ми по ок з нию фин нсовых услуг. Нер вные возможности
р зных б нков по применению компьютерной техники ужесточили конку-
ренцию.
Эти тенденции являются сейч с ведущими х р ктеристик ми для
многих фин нсовых рынков, в том числе и фин нсовых рынков России.
Меры по фин нсовой либериз ции, проводимые сейч с в большинстве
стр н, в том числе в России, усилят эти тенденции, и б нки будут
вынуждены р зр б тыв ть конкурентные стр тегии и пл ны.
ВИДЫ БАНКОВСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
В связи с тем, что пл ниров ние является многоуровневой дея-
тельностью, р злич ют следующие виды пл ниров ния:
1) стр тегическое пл ниров ние;
2) т ктическое пл ниров ние;
3) фин нсовое пл ниров ние.
Стр тегическое пл ниров ние - это деятельность верхнего уров-
ня. Он отр ж ется в идеях, концепциях, з д ч х, подход х. Стр те-
гическое пл ниров ние формулирует широкие идеи и цели, р звив ет
стр тегии (определяет пути и средств достижения целей). Бл год ря
стр тегическому пл ниров нию определяется перспектив р звития уч-
- 13 -
реждения, р зр б тыв ется концепту льн я основ для принятия к рди-
н льных решений в ч сти будущих рынков, продукции, структуры, при-
быльности и профиля риск б нк . Но стр тегический пл н не отлич -
ется подробностью. В нем д ются ответы н вопросы: "кто?", "что?" и
"к к?" (Кто будут н ши клиенты? Что з продукцию и услуги б нк бу-
дет им предл г ть? К к б нк удовлетворит потребности рынк ?).
Роль стр тегического пл ниров ния неоднозн чн в р зной среде.
Если условия м ло меняются, то роль его незн чительн . Дост точно
внести небольшие коррективы, и прежний успех в б нковской деятель-
ности обеспечен. Роль стр тегического пл ниров ния возр ст ет в
следующих ситу циях:
- если сред быстро меняется, особенно после длительного пери-
од ст бильности;
- если б нки должны изменить конкурентную позицию и фин нсовый
профиль, пыт ясь диверсифициров ть опер ции по тр диционному бизне-
су и внедрить опер ции по новому бизнесу;
- если б нк реконструиров лся и н мерен изменить х р ктер сво-
их рынков, опер ций и упр вления.
Т ктическое пл ниров ние ориентируется н конкретные мероприя-
тия, предст вляет собой второй уровень пл ниров ния. Оно ре лизует-
ся в форме конкретного пл н действий (мероприятий) для достижения
конкретной цели и является поддержкой стр тегического пл н .
Н третьем уровне пл ниров ния осуществляется фин нсовое пл -
ниров ние и р зр ботк бюджетов, где определяются фин нсовые пок -
з тели для конкретиз ции целей, стр тегий и з д ний пл н . Эти по-
к з тели служ т н дежным средством контроля з пок з телями дея-
тельности б нк в предстоящем году.
Процесс сост вления бюджет является неотъемлемой ч стью про-
цесс упр вления риском, потому что он определяет целый ряд опер -
тивных п р метров и гр ниц (ст нд ртов) для всех подр зделений, н
основ нии которого может осуществляться ежедневный мониторинг. Отк-
лонение от норм тив , определенного в бюджете, сигн лизирует о том,
что риск б нк может отклониться от приемлемого в бюджетном году
уровня.
Бюджет р зр б тыв ется сверху вниз или снизу вверх. В первом
случ е фин нсовые з д чи и опер тивные з д ния для подр зделений
р зр б тыв ет руководство б нк , подр зделения в соответствии с
этими з д ниями определяют свои бюджеты и н пр вляют руководству.
При втором подходе руководство р зр б тыв ет только общие н пр вле-
ния, в р мк х которых подр зделения сост вляют свои пл ны н предс-
- 14 -
тоящий период и предст вляют для просмотр и обсуждения руковод-
ству. Обсуждение ведется вместе с линейными руководителями подр з-
делений, и после этого бюджет приним ет конкретную форму.
Первый подход быв ет эффективным в т ких ситу циях, когд уч-
реждение должно очень быстро ре гиров ть н изменения внешней среды
или б нку нужно пересмотреть свои действия при сохр нении прибыль-
ности опер ций.
При пл ниров нии сверху вниз обеспечив ется больш я привлечен-
ность персон л б нк к р зр ботке конечных целей деятельности. Но
при т ком пл ниров нии необходим спр ведливый подход руководств к
нужд м всех подр зделений. В противном случ е будет н рушено нор-
м льное сотрудничество линейных руководителей подр зделений и руко-
водств б нк в целом.
Поскольку пок з тели бюджет являются инструментом упр вления,
←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
|