╧ЁшьхЁ: ╥ЁрэёяюЁЄэр  ыюушёЄшър
▀ ш∙є:
═р уыртэє■  |  ─юсртшЄ№ т шчсЁрээюх  

╠рЁъхЄшэу /

┴рэъютёъшщ ьрЁъхЄшэу

←яЁхф√фє∙р  ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 



╤ърўрЄ№ ЁхЇхЁрЄ


ко это не озн ч ет, что нужно

одновременно использов ть обе стр тегии. К к отмеч ет М.Портер,

фирм , з стрявш я "н полпути", ок зыв ется в чрезвыч йно плохом

стр тегическом положении.

 3БАНКОВСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

НЕОБХОДИМОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ

К общим функциям б нковского менеджмент относят пл ниров ние,

орг низ цию, регулиров ние, координ цию, стимулиров ние, учет, н -

лиз, контроль. Пл ниров ние - одн из четырех в жнейших функций ме-

неджмент . Оно д ет н ч ло упр вленческому процессу, уст н влив ет

цель, перспективу, необходимые пропорции. Функция орг низ ции поз-

воляет ре лизов ть пл ны путем уст новления определенной последов -

тельности выполнения опер ций, выбор методов и средств.

Успех в ре лиз ции функции пл ниров ния не добиться без соот-

ветствующей мотив ции, р вно к к и без мониторинг (слежения) з

выполнением пл н . Иными слов ми, другие функции менеджмент н хо-

дятся к к бы н службе у функции пл ниров ния.

Форм льное пл ниров ние может принести существенную пользу

б нк м. Оно требует четкой пост новки з д ч и уст новления приори-

тетов, обеспечив ет единство общей цели внутри орг низ ции и спо-

собствует строгой координ ции усилий по избр нным н пр влениям.

Форм льное пл ниров ние зн чительно уменьш ет риск принятия невер-

ных решений, повыш ет готовность б нк к внез пным изменениям ры-

ночной ситу ции. Особую зн чимость б нковское пл ниров ние приобре-

т ет в условиях усилив ющейся б нковской конкуренции и при стремле-

нии б нков повысить эффективность своих опер ций. Не только пл н

к к форм льный документ, но и с м процесс пл ниров ния побужд ет

руководство з глянуть в будущее, р спозн ть проблемы и н йти спосо-

бы их решения.

З рубежн я б нковск я индустрия позн комил сь с пл ниров нием

совсем нед вно. Пл ниров ние в мерик нские б нки пришло в 60-е го-

ды. Н чин лось оно с сост вления к ких-то сомнительных цифр и при

уч стии сл бых систем. Но с тех пор б нки р зр бот ли необходимые

- 12 -

системы поддержки, одним из инструментов которой является прогноз-

н я модель.

В жность пл ниров ния призн ется сейч с многими б нкир ми ми-

р . Опыт Японии пок зыв ет, что от времени, з тр ченного н пл ни-

ров ние, з висит продолжительность р бот, ее к чество. Если период

пл ниров ния короткий, то увеличив ется продолжительность р боты и

больше получ ется бр к . Тем более п р докс льным к жется ф кт, что

б нкиры России пошли сейч с н принижение роли пл ниров ния. Недос-

т тки пл ниров ния, обусловленные преобл д вшим р нее центр лизо-

в нным вторит рным стилем упр вления в б нк х, не должны быть при-

чиной отк з от сост вления б нковских пл нов в России. Необходи-

мость б нковского пл ниров ния диктуется сейч с особенностями н ших

фин нсовых рынков.

К к пок зыв ет з рубежный опыт, приход пл ниров ния в б нки

был вызв н конкуренцией в б нковском деле. В 60-е годы б нковск я

конкуренция вышл н междун родный уровень в связи с усилением меж-

дун родных связей. Появились новые фин нсовые рынки, которые изме-

нили х р ктер фин нсиров ния. Б нки ст ли диверсифициров ть свою

продукцию и услуги. Появились новые фин нсовые институты, конкури-

рующие с б нк ми по ок з нию фин нсовых услуг. Нер вные возможности

р зных б нков по применению компьютерной техники ужесточили конку-

ренцию.

Эти тенденции являются сейч с ведущими х р ктеристик ми для

многих фин нсовых рынков, в том числе и фин нсовых рынков России.

Меры по фин нсовой либериз ции, проводимые сейч с в большинстве

стр н, в том числе в России, усилят эти тенденции, и б нки будут

вынуждены р зр б тыв ть конкурентные стр тегии и пл ны.

ВИДЫ БАНКОВСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

В связи с тем, что пл ниров ние является многоуровневой дея-

тельностью, р злич ют следующие виды пл ниров ния:

1) стр тегическое пл ниров ние;

2) т ктическое пл ниров ние;

3) фин нсовое пл ниров ние.

Стр тегическое пл ниров ние - это деятельность верхнего уров-

ня. Он отр ж ется в идеях, концепциях, з д ч х, подход х. Стр те-

гическое пл ниров ние формулирует широкие идеи и цели, р звив ет

стр тегии (определяет пути и средств достижения целей). Бл год ря

стр тегическому пл ниров нию определяется перспектив р звития уч-

- 13 -

реждения, р зр б тыв ется концепту льн я основ для принятия к рди-

н льных решений в ч сти будущих рынков, продукции, структуры, при-

быльности и профиля риск б нк . Но стр тегический пл н не отлич -

ется подробностью. В нем д ются ответы н вопросы: "кто?", "что?" и

"к к?" (Кто будут н ши клиенты? Что з продукцию и услуги б нк бу-

дет им предл г ть? К к б нк удовлетворит потребности рынк ?).

Роль стр тегического пл ниров ния неоднозн чн в р зной среде.

Если условия м ло меняются, то роль его незн чительн . Дост точно

внести небольшие коррективы, и прежний успех в б нковской деятель-

ности обеспечен. Роль стр тегического пл ниров ния возр ст ет в

следующих ситу циях:

- если сред быстро меняется, особенно после длительного пери-

од ст бильности;

- если б нки должны изменить конкурентную позицию и фин нсовый

профиль, пыт ясь диверсифициров ть опер ции по тр диционному бизне-

су и внедрить опер ции по новому бизнесу;

- если б нк реконструиров лся и н мерен изменить х р ктер сво-

их рынков, опер ций и упр вления.

Т ктическое пл ниров ние ориентируется н конкретные мероприя-

тия, предст вляет собой второй уровень пл ниров ния. Оно ре лизует-

ся в форме конкретного пл н действий (мероприятий) для достижения

конкретной цели и является поддержкой стр тегического пл н .

Н третьем уровне пл ниров ния осуществляется фин нсовое пл -

ниров ние и р зр ботк бюджетов, где определяются фин нсовые пок -

з тели для конкретиз ции целей, стр тегий и з д ний пл н . Эти по-

к з тели служ т н дежным средством контроля з пок з телями дея-

тельности б нк в предстоящем году.

Процесс сост вления бюджет является неотъемлемой ч стью про-

цесс упр вления риском, потому что он определяет целый ряд опер -

тивных п р метров и гр ниц (ст нд ртов) для всех подр зделений, н

основ нии которого может осуществляться ежедневный мониторинг. Отк-

лонение от норм тив , определенного в бюджете, сигн лизирует о том,

что риск б нк может отклониться от приемлемого в бюджетном году

уровня.

Бюджет р зр б тыв ется сверху вниз или снизу вверх. В первом

случ е фин нсовые з д чи и опер тивные з д ния для подр зделений

р зр б тыв ет руководство б нк , подр зделения в соответствии с

этими з д ниями определяют свои бюджеты и н пр вляют руководству.

При втором подходе руководство р зр б тыв ет только общие н пр вле-

ния, в р мк х которых подр зделения сост вляют свои пл ны н предс-

- 14 -

тоящий период и предст вляют для просмотр и обсуждения руковод-

ству. Обсуждение ведется вместе с линейными руководителями подр з-

делений, и после этого бюджет приним ет конкретную форму.

Первый подход быв ет эффективным в т ких ситу циях, когд уч-

реждение должно очень быстро ре гиров ть н изменения внешней среды

или б нку нужно пересмотреть свои действия при сохр нении прибыль-

ности опер ций.

При пл ниров нии сверху вниз обеспечив ется больш я привлечен-

ность персон л б нк к р зр ботке конечных целей деятельности. Но

при т ком пл ниров нии необходим спр ведливый подход руководств к

нужд м всех подр зделений. В противном случ е будет н рушено нор-

м льное сотрудничество линейных руководителей подр зделений и руко-

водств б нк в целом.

Поскольку пок з тели бюджет являются инструментом упр вления,

←яЁхф√фє∙р  ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»