←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
необходим мониторинг бюджет . Для н блюдения з бюджетом сост вля-
ются ежемесячные или ежекв рт льные отчеты, н основе которых выяв-
ляются и н лизируются причины р схождений, н меч ются корректирую-
щие меры.
Процесс сост вления стр тегических и опер тивных пл нов может
идти п р ллельно. В ряде случ ев стр тегическое пл ниров ние опере-
ж ет опер тивное. Стр тегические (долгосрочные) пл ны р зр б тыв -
ются нез висимо от ежегодного опер тивного пл ниров ния. Исследов -
ние стр тегии б нк ч сто является ответом н необходимость в жных
перемен в б нке, н изменение в перспективе внешней среды, ре кцией
н изменение текущей и перспективной ориент ции б нк . Процесс
стр тегического пл ниров ния, по мнению многих б нков, должен быть
постоянным. Он не огр ничив ется сост влением пяти- и десятилетних
пл нов. Эти пл ны должны постоянно обновляться в связи с неустойчи-
востью рынк , постоянными изменениями н фин нсовых рынк х. Следо-
в тельно, процесс стр тегического пл ниров ния является неизбежным
компонентом постоянной упр вленческой пр ктики б нк .
Между стр тегическими и опер тивными пл н ми следует уст но-
вить связи. Многие компоненты этих пл нов должны быть идентичны. В
пр ктике нередко стр тегические пл ны являются всего лишь экстр по-
ляцией кр ткосрочных или текущих тенденций. Но иногд в них з ложен
более р дик льный подход.
Упр вление процессом пл ниров ния в б нке могут осуществлять
комитет по упр влению, р боч я групп или специ льный отдел пл ни-
ров ния, созд в емый н постоянной основе. Во всех крупных б нк х
- 15 -
США пл ниров нием з ним ется с мостоятельный отдел при центр льном
пп р те б нк . Когд р зр б тыв ется первый пл н учреждения или
предпол г ется пересмотр процесс пл ниров ния и стр тегии б нк ,
то ктивную роль в пл ниров нии игр ют консульт нты.
Пл ниров ние лежит н ответственности руководств , т кже ли-
нейных руководителей н уровне подотделов и более мелких подр зде-
лений. Они переводят корпор тивные стр тегии и фин нсовые з д чи н
язык рыночных приоритетов, связ нных с конкретным н пр влением их
деятельности.
Н уровне б нк в целом пл ниров ние н чин ется с определения
сверхз д чи (миссии) и пост новки конкретных з д ч в увязке с имею-
щимися возможностями и ресурс ми. Н уровне структурных подр зделе-
ний цели, з д чи, стр тегии, рыночные приоритеты ср внив ются с
корпор тивной стр тегией с тем, чтобы в р мк х общих опер тивных
пл нов б нк увяз ть общеб нковские интересы и интересы подр зделе-
ний.
В сост влении опер тивного пл н приним ют уч стие все подр з-
деления. Процесс пл ниров ния носит итер тивный х р ктер, х р кте-
ризующийся многочисленными возвр щениями, повторениями опер ций,
пересмотром решений и т.д.
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Стр тегическое пл ниров ние - это сущностн я сост вн я ч сть
процесс стр тегического упр вления б нковской деятельностью. Его
результ том является уст новление долгосрочных целей и выр ботк
пл нов текущей деятельности, н пр вленных н их достижение.
КОНКУРЕНЦИЯ - ОСНОВА БАНКОВСКОЙ СТРАТЕГИИ
Отпр вным моментом в р зр ботке формулировок стр тегии б нк
счит ется конкуренция. Основой р зр ботки стр тегии служит поним -
ние сил конкуренции, их глубинных причин, сильных и сл бых сторон
б нк . В жными источник ми конкурентной силы являются декв тность
к пит л , к чество ктивов, людские ресурсы, информ ции, фин нсовые
иннов ции, технология и техник , имидж б нк .
В условиях конкуренции побежд ет тот б нк, который р спол г ет
дост точным к пит лом. Если возр ст ет потребность в фин нсовых ре-
сурс х, у б нк нет декв тного к пит л , он не может р сширять
- 16 -
свою деятельность по р змещению ценных бум г по подписке, не может
уч ствов ть в слиянии и покупке б нков. Иными слов ми, не декв тный
к пит л может быть серьезным тормозом н пути б нков и успешной де-
ятельности.
Более конкурентоспособным является б нк, р спол г ющий к чест-
венными ктив ми. Если средств помещены в ценные бум ги низкого
к честв , в долгосрочные кредиты и кредиты, выд нные клиент м с
плохой репут цией, то весь т л нт р ботников б нк будет н пр влен
н перестройку инвестиционного и кредитного портфелей, н упр вле-
ние проблемными кредит ми.
Успех в конкуренции обеспечен тем б нк м, которые имеют к дры
с широкой эрудицией и отличными предприним тельскими к честв ми.
Человеческий к пит л в условиях конкуренции - с мый ценный ктив
б нк . От к честв людских ресурсов з висит получение конкурентных
преимуществ.
Конкурентоспособность б нков определяется к чеством информ -
ции. Сбор и оценк исходной информ ции в жны для принятия б нком
пр вильных решений по выд че з ймов другим фин нсовым учреждениям и
кредитов предприятиям. Для б нков в жно иметь достоверную информ -
цию, к с ющуюся потребностей клиентов в новых продукт х. Б нки
должны д в ть к чественную информ цию и для клиентов. Т к, клиент,
высоко оценив ющий услуги б нк по фин нсовому консультиров нию, не
р зорвет связи с этим б нком и порекомендует его другим предприяти-
ям.
Высокий уровень корпор тивной культуры б нк , осн щенность
б нк техникой и обеспеченность людскими ресурс ми обеспечив ет
проведение фин нсовых иннов ций (открытие новых видов счетов, пре-
дост вление новых услуг и т.д.). Б нки, осуществляющие фин нсовые
иннов ции, могут р ссчитыв ть н успех в конкурентной борьбе.
К чество б нковских услуг и принятия решений, орг низ ция
контроля з висят от технического осн щения б нк и применения высо-
ких б нковских технологий. Поэтому в конкурентной борьбе больше
ш нсов н успех у б нков, р спол г ющих соответствующей техникой и
технологией, и у б нков, имеющих н выки по их использов нию.
В жным, хотя и нем тери льным, ктивом б нк является имидж,
сложившееся восприятие д нного б нк н рынке. Имидж б нк , опреде-
ляемый историей созд ния и р звития кредитного учреждения, компе-
тентностью р ботников, н бором предл г емых услуг, выступ ет к к
ценное средство в конкурентной борьбе.
- 17 -
В к честве дополнительных х р ктеристик при р зр ботке б н-
ковской стр тегии выступ ют сил пост вщиков н рынке, рыночн я си-
л клиентов, н личие продуктов- н логов, структур конкуренции, це-
новые тенденции.
Пост вщик ми кредитных ресурсов могут быть р зличные кредитные
учреждения, центр льный б нк и другие орг низ ции. Возн гр ждение
з кредитные ресурсы, пост вление р зными пост вщик ми, неодин ко-
вы. К примеру, центр льный б нк, имеющий более высокий ст тус по
ср внению с коммерческим, может вводить огр ничения в ч сти фин н-
сиров ния, м ржи и уровня процентных ст вок.
Коммерческий б нк, покуп я ресурсы у пост вщиков, имеющих
большую силу и вводящих огр ничения, менее свободен в конкурентной
борьбе. При р зр ботке б нковской стр тегии нужно пр вильно опреде-
лить структуру пост вщиков кредитных ресурсов.
Не менее в жно уст новить оптим льную структуру клиентов, при-
ним я во вним ние р зличие их рыночной силы. Тр нсн цион льные ком-
п нии, предприятия с высокой чистой стоимостью, лучшие корпор тив-
ные предприятия имеют больший вес и силу в переговор х. Поэтому
б нк м жел тельно ориентиров ться н т ких клиентов. Но существую-
щие и потенци льные р змеры этого сегмент б нковского рынк , к к
пр вило, не могут обеспечить всю б нковскую индустрию. К тому же,
некоторые б нки уже имеют доминирующее положение н рынке, и для
них не столь в жно привлечь солидную клиентуру.
Для успех в б нковской конкуренции в жно иметь в н личии про-
дукты- н логи. Н рынок
←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
|