←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
рынок проник ют новые виды продуктов, неб нков-
ск я продукция вытесняет кл ссическую б нковскую продукцию. Поэтому
следует идти по пути диверсифик ции услуг и продуктов, чтобы проти-
вопост вить их н логичной продукции конкурентов.
При р зр ботке б нковской стр тегии необходимо учитыв ть
структуру существующих и потенци льных конкурентов, т кже струк-
туру их продуктов.
Изготовление новых б нковских продуктов и освоение новых рын-
ков н ряду с получением доходов вызыв ет и р сходы. Поэтому в к -
честве критерия конкурентоспособности рыночной структуры следует
приним ть ценовые тенденции.
Ан лиз ф кторов конкуренции при р зр ботке б нковской стр те-
гии увеличив ет ш нсы н успех. Поэтому в б нк х России большое
вним ние должно уделяться т кому н лизу. Но во вним ние следует
приним ть особенности н шего б нковского рынк . Рынок б нковских
- 18 -
услуг у н с не интегриров н, конкуренция имеет фр гментиров нный
х р ктер, он р збит между отдельными сегмент ми рынк . Одн груп-
п б нков обслужив ет исключительно индивиду льных клиентов (н при-
мер, сберег тельные б нки), другие - преимущественно госуд рствен-
ные и ч стные предприятия, третьи - сосредоточили усилия н рынке
иностр нных предприятий, совместных предприятий или тр нсн цион ль-
ных комп ний. При определении стр тегии б нк н неинтегриров нных
рынк х в первую очередь нужно определить степень специ лиз ции, ко-
торую б нки должны сохр нить и поддержив ть. В перспективе многие
из этих рынков могут р звив ться в большие плюр листические систе-
мы, охв тыв ющие крупные диверсифициров нные и узкоспеци лизиров н-
ные б нки.
Р зр ботк стр тегии в т ких условиях должн включ ть опреде-
ление привлек тельных рынков. Но поскольку конкуренция имеет фр г-
ментиров нный х р ктер, б нки не могут опир ться н конкуренцию к к
единственную основу для р зр ботки своей стр тегии. Нужно приним ть
во вним ние р дик льные изменения н фин нсовых рынк х, происходя-
щие в н стоящем и будущем. Т к, в связи с прив тиз цией и р звитием
рендных отношений повыш ется доля ч стных предприятий и фермеров в
сост ве клиентуры. Это может вызв ть изменение кредитной стр тегии
б нков для поддерж ния своей пл тежеспособности. В жно при этом
отобр ть рынки, н дежные с точки зрения кредитов. Это является ус-
ловием сохр нения здорового кредитного портфеля и жизнеспособности
б нк .
ПРОЦЕСС СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Успех в стр тегическом пл ниров нии обеспечив ется в следующих
случ ях:
- идея совершенствов ния пл ниров ния одобрен свыше и до н -
ч л инвестиций;
- пл ны ре льны, цели достижимы;
- пл ниров нием з ним ются б нкиры, обученные прием м принятия
стр тегических решений. Это обходится дешевле, чем обучение молодых
экспертов;
- подготовк к дров осуществляется з р нее;
- менеджеры отделений зн комятся с приоритет ми н будущий год
до сост вления годовых пл нов и бюджетов;
- при р зр ботке перспективных идей используется человеческий
- 19 -
ф ктор (специ льн я подготовк к дров, орг низ ция временных групп,
кружков к честв и т.п.);
- лидирующ я роль в р зр ботке стр тегии прин длежит верхним
эт ж м упр вления.
В б нковском стр тегическом пл не н ходят отр жение:
1) исходные условия и оценк среды, в которой б нку предстоит
действов ть;
2) приоритеты рынк , под воздействием которых происходит р с-
пределение средств;
3) оценк сильных и сл бых сторон б нк , возможностей и оп с-
ностей;
4) коррективы стр тегии в целях ре лиз ции рыночных возможнос-
тей;
5) выбор времени стр тегических действий;
6) ожид емые результ ты.
Возможны дв подход к стр тегическому пл ниров нию. Тр дици-
онный подход предпол г л р зр ботку стр тегии высшим руководством
б нк . Он основыв лся н концепции предск зуемости изменений ситу -
ции н рынке. Но р зр бот нн я т ким способом стр тегия, к к пок -
зыв ет опыт, приводит к отрыву стр тегических решений от действи-
тельности. В основу нового подход положен ориентир н стр тегичес-
кое мышление большинств - исполнителей пл н . Суть его состоит в
следующем: р зр б тыв ется множество р зличных в ри нтов д льнейше-
го р звития б нк , приним ется один, с мый результ тивный. В д н-
ном случ е тот, кто р зр б тыв ет стр тегию, тот ее и ре лизует.
Или возможен т кой в ри нт. Стр тегии р зр б тыв ются п р ллельно
н всех уровнях б нк в р мк х общей з д чи орг низ ции, з тем
выр б тыв ется интегриров нн я стр тегия. В нее можно вносить кор-
рективы н основе постоянного н блюдения з ситу цией н рынке.
Первый эт п стр тегического пл ниров ния - пост новк з д ч
б нк и выбор миссии. Миссия б нк - его основн я з д ч (сверхз -
д ч ). Миссия к ждого б нк отлич ет его от конкурентов в гл з х
клиентов и служ щих б нк . Четкое определение миссии воплощ ется в
четкие н мерения, юридические нормы, пр ктические рекоменд ции.
Большую роль в формиров нии миссии игр ет интуиция и опыт руководи-
телей. "Мозговой штурм" - вот где в основном формируется миссия
б нк .
Выбор миссии определяется потенци лом и р змером б нк . Чем
больше выбр но пок з телей, тем глоб льнее выглядит сверхз д ч .
- 20 -
Оп сны к к выбор слишком сложной, т к и слишком скромной мис-
сии. Выбор миссии должен определяться т кими ф ктор ми, к к история
б нк , его культур , структур б нковской орг низ ции и к чество
руководств .
Миссия б нк определяет основное н пр вление деятельности ор-
г низ ции, природу этой деятельности, причину существов ния. Исходя
из сверхз д чи, строится цел я иер рхическ я лестниц з д ч б нк .
Вторым эт пом формиров ния стр тегического б нковского пл н
является уст новление целей в соответствии с миссией б нк . К целям
предъявляются т кие требов ния: конкретность и измеримость, ориен-
т ция во времени, достижимость, совместимость целей б нк в целом и
его орг низ ционных единиц.
При уст новлении целей следует учитыв ть сдержив ющие ф кторы
и возможности среды, требов ния п йщиков, внутренние ресурсы и об-
щую культуру б нк . Определив множество стр тегических целей, нужно
уст новить их приоритеты, р нжиров ть, ибо не все их следует реш ть
одновременно.
Третьим эт пом стр тегического пл ниров ния является р зр бот-
к стр тегии р звития н основе н лиз исходного положения рынк .
Для этого выявляется обслужив ющий рынок, оценив ются рыночно-про-
изводственные х р ктеристики сегментов и привлек тельность рынк .
Определение обслужив ющего рынк - это его сегмент ция, выявление
нужд выбр нных клиентов и возможностей б нк в их удовлетворении,
подсчет и изыск ние необходимых ресурсов.
Для всесторонней оценки рынк , где будет р бот ть д нный б нк,
р ссм трив ются рыночно-производственные х р ктеристики: рыночные
х р ктеристики, пок з тели услуг, пок з тели конкуренции и пок з -
тели среды.
В рыночные х р ктеристики включ ется общий р змер рынк , общее
количество существующих и потенци льных клиентов, х р ктеристик их
вз имоотношений с б нком.
При изучении услуг б нк оценив ется степень дифференци ции
услуг н рынке, степень их к пит лоемкости, доходности, степень
риск , целесообр зность и возможность введения новых услуг, возмож-
ность интегр ции новых услуг с другими б нковскими продукт ми.
Оценк конкуренции проводится по пок з телям доли рынк , при-
ходящейся н д нный б нк, по н личию ресурсов, стоимости услуг,
кв лифик ции служ щих, к честву услуг и их цене, состоянию м рке-
тинг и т.д.
←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
|