←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- 21 -
Сред х р ктеризуется по экономическим, политическим, техноло-
гическим, демогр фическим и культурным тенденциям.
По д нным, полученным в результ те н лиз рыночно-производс-
твенных х р ктеристик, следует оценить относительную привлек тель-
ность к ждого из рынков, где действует б нк. Для этого исследуется
целый ряд пок з телей: р змер б нк ; сложившиеся и предпол г емые
темпы рост рынк ; общее количество клиентов; степень концентр ции
обслужив емых клиентов и относительн я их мощь; тенденции в кон-
центр ции клиентов; в жность услуги для клиент ; принятие клиент ми
решений о приобретении б нковских услуг; ч стот приобретения ус-
луг; процесс доведения услуг до потребителей; фин нсовые х р кте-
ристики клиентов; степень дифференци ции услуг н рынке; относи-
тельн я к пит лоемкость услуг и их доходность; тенденции доходнос-
ти; возможности и ре кция клиентов н введение новых услуг; число
конкурентов, тенденции в р зделении сфер их влияния; степень кон-
центр ции конкурентов, б рьеры схождения н рынок и выход из него
и др.
Четвертый эт п стр тегического пл ниров ния - оценк ф кторов,
воздействующих н стр тегию б нк . К т ким ф ктор м относятся:
1) ф кторы микросреды (внутриб нковские отношения, отношения с пос-
т вщик ми и с посредник ми, с конкурент ми и клиент ми, отношения с
конт ктными удиториями); 2) ф кторы м кросреды (демогр фические,
технологические, политические, экономические, культурные и природ-
ные). Ф кторы, в свою очередь, можно кл ссифициров ть к к положи-
тельные, открыв ющие хорошие рыночные возможности, и отриц тельные,
предст вляющие собой рыночные оп сности.
Пятый эт п стр тегического пл ниров ния - оценк оп сностей и
возможностей. Н д нном эт пе не только выявляются оп сности и воз-
можности, но и определяется их р змер, т кже перекрестное влияние
сильных и сл бых сторон б нк . Для этого, к к пр вило, строится
м триц уст новленной формы, позволяющ я проследить х р ктер их
вз имодействия, определить плюсы и минусы, н метить меры по улучше-
нию положения б нк .
Н шестом эт пе следует определить относительное положение
к ждого льтерн тивного н пр вления деятельности б нк . С этой
целью т кже удобно пользов ться м тричной формой з писи.
Выбир ется лучш я стр тегия в з висимости от миссии и целей
б нк , перспектив р звития, внутренней культуры б нк , зн ний преж-
них стр тегий, ф кторов среды, приемлемого уровня риск , воздейс-
- 22 -
твия держ телей кций б нк . Возможны следующие в ри нты стр тегий:
р сти/б л нсиров ть; р сти/внедряться; пожин ть плоды/изменить
структуру/перестроить деятельность; з щищ ть/инвестиров ть; выбо-
рочно инвестиров ть/выбир ть сегмент; ккур тно взим ть инвести-
ции/иск ть "нишу"; пожин ть плоды; ккур тно взим ть инвестиции;
немедленно прекр тить деятельность/использов ть для т ки н конку-
рентов.
В сущности, все эти льтерн тивы можно свести к четырем (огр -
ниченный рост, рост, сокр щение и сочет ние трех льтерн тив). Со-
чет ние трех льтерн тив х р ктерно для деятельности б нк н нес-
кольких рынк х, при р боте н одном рынке возможны три первые
льтерн тивы.
Седьмой эт п пл ниров ния - корректировк стр тегии в связи с
изменением рыночных условий и конкретиз цией стр тегических пл нов
пл н ми действий. Ключевые переменные з кл дыв ются в стр тегичес-
ком пл не, изменения в регулируемые ф кторы вносятся в пл не
действий, р зр б тыв емом в р звитие стр тегического пл н . Пл н
действий, в свою очередь, конкретизируется в прогр мм х действий.
К регулируемым ф ктор м, учитыв емым в пл не действий, отно-
сятся: сегмент ция рынк и изменения по следующим н пр влениям: ши-
роты охв т обслужив емого рынк ; н бор предост вляемых услуг;
темпов и м сшт бов внедрения новых продуктов; к честв продуктов;
методов ре лиз ции продуктов, цен н услуги, уровня прод ж, спосо-
бов охв т рынк , производительности, результ тивности и эффектив-
ности деятельности б нк .
Прогр мм действия включ ет цель, сроки и порядок осуществле-
ния мероприятий, руководство з осуществлением, ответственного ис-
полнителя, общую потребность в средств х, персон ле и ресурс х, до-
полнительную потребность в людских ресурс х и оборудов нии, ожид е-
мую прибыль от ре лиз ции прогр ммы.
Н восьмом, з ключительном эт пе пл ниров ния определяются фи-
н нсовые результ ты. В основу этих р счетов кл дутся цели б нков-
ской стр тегии и осуществляется их коррекция в соответствии с выяв-
ленными в ходе стр тегического пл ниров ния ф ктор ми, способными
ок з ть положительное и отриц тельное влияние.
ОЦЕНКА СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Существует возможность проверить эффективность системы стр те-
гического пл ниров ния. Для этого можно использов ть ниже приведен-
- 23 -
ную форму, но следует помнить, что р зные люди будут неодин ково
интерпретиров ть вопросы. Тем не менее, т кие р зличия могут ок -
з ться полезными при ведении ди лог по поводу системы и необходи-
мости изменения некоторых ее элементов.
Мнения р зличных людей не всегд имеют один ковый вес. Если
руководитель чувствует, что систем не может обеспечить р зр ботку
соответствующего стр тегического решения, зн чит систем нужд ется
в корректировке. Одн ко, если руководитель б нк сочтет ее приемле-
мой, другие руководители ключевых отделов б нк н йдут, что это
пуст я тр т времени, систем чрезвыч йно бюрокр тичн , тогд
есть серьезн я причин з дум ться. Н р зных уровнях пл ниров ния
по всей системе б нк должен быть проведен удит, во время которого
высшее руководство б нк сумеет оценить все р зделы А, Б и В, при-
веденные ниже, при этом выберет только пункты из р зделов Г и Д.
Эти последние пункты, одн ко, должны з полняться руководителями
пл новой группы и подр зделения (отдел ). После оконч ния удит
нужно ср внить и оценить результ ты по б нку в целом, т кже н
р зличных уровнях упр вленческой иер рхии. Эт систем пл ниров ния
может зн чительно помочь совершенствов нию возможностей б нк при-
ним ть пр вильные стр тегические решения.
А. Общ я оценк , сдел нн я руководителем.
1. Руководитель б нк счит ет, что систем помог ет ему лучше
выполнять его р боту.
2. Линейные руководители ключевых подр зделений счит ют, что
систем для них полезн .
3. В целом большинство руководителей счит ют, что выгод от
пл ниров ния превыш ет з тр ты н пл ниров ние.
4. Необходимы серьезные изменения в среде стр тегического пл -
ниров ния.
Б. Д ет ли систем "пр вильные" ответы и результ ты?
5. Р зр ботк основной цели б нк и б нковской деятельности.
6. Предвидение крупных полезных возможностей в будущем.
7. Предвидение основных оп сностей в будущем.
8. Пр вильн я оценк сильных сторон б нк .
- 24 -
9. Пр вильн я оценк сл бых сторон б нк .
10. Эффективное определение и оценк основных стр тегий конку-
рент .
11. Определение приоритетов прогр ммы действий.
12. Р зр ботк полезных долгосрочных з д ч.
13. Р зр ботк полезных долгосрочных стр тегий.
14. Р зр ботк кр ткосрочных и среднесрочных прогр мм действий
для ре лиз ции стр тегий.
15. Обн ружение и профил ктик (предупреждение) стр тегических
шоков.
16. Совершенствов ние пок з телей фин нсовой деятельности б н-
к : ктивы, обяз тельств , прибыль, доходы н ктивы, доходы н к-
ции.
17. Р бот б нк ст л лучше по ср внению с другими учреждени-
ями, которые не проводили широкого и всеохв
←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
|