←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вление обяз тельств ми (упр вление депозит ми и ликвид-
- 28 -
ностью, фин нсиров ние ктивов, орг низ ция обслужив ния клиентов);
- упр вление пл тными услуг ми (техническими, консульт ционны-
ми и др.);
- упр вление производительностью (продуктивностью);
- упр вление контролем;
- упр вление персон лом.
В содерж ние опер тивного пл н входят следующие элементы:
- корпор тивн я стр тегия (стр тегия центр льного звен б н-
к );
- уст новление фин нсовых целей, отр ж емых в структуре б л н-
с и фин нсового отчет ;
- стр тегические цели, охв тыв ющие шесть зон упр вления;
- дет льный пл н действий, где отр ж ются основные иници тивы
и н пр вления;
- бюджет;
- пл н р звития человеческих ресурсов;
- системный пл н, который поддержив ет стр тегию б нк .
Сост вной ч сть б нковского опер тивного пл н является биз-
нес-пл н, включ ющий:
1) бизнес-обзор (обзор окруж ющей среды, рынков, конкуренции);
2) определение ст тус н стоящих опер ций;
3) уст новление ключевых фин нсовых целей;
4) р зр ботку стр тегии по отдел м н основе корпор тивной
стр тегии;
5) определение дополнительных требов ний по отдел м б нк ;
6) пл ны действий.
Н основе бизнес-пл н сост вляется бюджет.
Опер тивное пл ниров ние может быть орг низов но по-р зному в
з висимости от степени центр лиз ции б нковского упр вления: или
сверху вниз, или снизу вверх. Но в любом случ е руководство б нк
приним ет ктивное уч стие в пл ниров нии.
ПРОЦЕСС ОПЕРАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Процесс опер тивного пл ниров ния состоит из четырех ф з:
1) ввод информ ции и н лиз,
2) принятие решения,
3) документиров ние,
4) обзор (оценк ).
- 29 -
Перв я ф з н чин ется со сбор и оценки информ ции, с н лиз
экономики и рынк , с пост новки внутреннего ди гноз и определения
способности б нк выполнить р боту. В ходе н лиз уст н влив ются
кр ткосрочные и долгосрочные перспективы получения прибыли, выявля-
ются источники риск .
Ан лиз ведется по следующим н пр влениям:
- оценк экономических, пр вовых, политических и соци льных
ф кторов;
- определение перспектив рост н существующих и потенци льных
рынк х;
- выявление перспектив конкуренции н существующих и перспек-
тивных рынк х;
- определение фин нсовых перспектив в основных сектор х эконо-
мики и промышленности;
- выявление сильных и сл бых сторон б нковских опер ций.
Н этом эт пе формулируются миссия б нк и конкретные корпор -
тивные з д чи. Н чин ется сост вление опер тивного пл н с формули-
ровки гл вной з д чи. Иногд б нки форм льно подходят к этому и к к
сверхз д чу н зыв ют получение прибыли, хотя это естественный ре-
зульт т деятельности б нк . Но он еще ничего не говорит об особен-
ностях р боты конкретного б нк , о его "лице". Определение гл вной
з д чи в жно для упр вления б нком, и поэтому необходимо тщ тельно
пор бот ть н д формулиров нием миссии б нк . Это особенно в жно для
т ких б нков, которые вступ ют в новые обл сти деятельности, дивер-
сифицируя свои опер ции, и выходят н нетр диционные для д нного
б нк формы услуг (фин нсиров ние венчурного к пит л , ндерр йтинг
ценных бум г н первичном рынке, инвестиров ние собственного к пи-
т л , предост вление долгосрочных з ймов и т.д.).
Вслед з формулиров нием сверхз д чи определяются конкретные
корпор тивные з д чи (з д чи н уровне всего б нк ). Они д ют общее
н пр вление деятельности б нк : общие фин нсовые з д чи, основные
рынки и вид опер ций, которые б нк будет вести н них. Для обосно-
в ния этих з д ч оценив ется экономическ я и фин нсов я политик
госуд рств , четко определяются принципы и огр ничения в обл сти
кредитной политики, уст н влив ются преимущественные н пр вления
деятельности (н пример, ориентир н кредитов ние м лых и средних
предприятий, потребительское фин нсиров ние, совершенствов ние к -
честв ктивов, н предложение новых видов услуг б нк ).
Фин нсовые з д чи должны формулиров ться четко с конкретными
- 30 -
п р метр ми, которых нужно достичь. Обычно пл нируют т кие фин нсо-
вые пок з тели: рост чистого доход , прибыль н ктивы, прибыль н
собственный к пит л, рост основных депозитов, рост ктивов, рост
доходов от пл тных услуг. Но в то же время не все б нки должны
стремиться к уст новлению высоких з д ний по пок з телям прибыль-
ности б нк , т к к к этой может осл бить пок з тели противостояния
риску, н рушить долгосрочную жизнеспособность и конкурентоспособ-
ность б нк . С м по себе долгосрочн я фин нсов я жизнеспособность
должн быть четко пост вленной з д чей коммерческого б нк .
Втор я ф з опер тивного пл ниров ния - ф з принятия решения
предст вляет собой непосредственное пл ниров ние: определение прио-
ритетов корпор ции, формулиров ние прогр мм подр зделений.
Н этом эт пе в ходе итер тивного процесс цели корпор ции пе-
реводятся н язык конкретных подр зделений. Т к я р бот проводится
подр зделениями н основе корпор тивных з д ч и н б зе собственно-
го н лиз геогр фического положения, сектори льной соотнесенности
и состояния бизнес .
Подр зделения р зр б тыв ют свои собственные стр тегии, конк-
ретизируя их во времени и в з д ниях. Эти стр тегии отр ж ют пове-
дение и результ тивность деятельности б нк н конкретных рынк х,
н бор продукции, потребность в персон ле, ре лиз ционную деятель-
ность, обслужив ние.
Центр льным спектом формулиров ния стр тегии подр зделения
б нк является определение приоритетных рынков. Б нк м и его под-
р зделениям в жно определить свою долю в к ждом рынке, потребность
в дополнительных ресурс х при р сширении этой доли и при выходе н
новые рынки.
Т ким обр зом, стр тегия р зр б тыв ется не только в стр теги-
ческих, но и в опер тивных пл н х, не только н уровне корпор ции,
но и н уровне подр зделений. Определение стр тегии в жно для дос-
тижения пл нируемых результ тов, з кл дыв емых в опер тивные пл ны
р зных уровней.
Результ ты р боты н уровне подр зделения выр ж ются в коли-
чественных пок з телях, конкретизируемых во времени. Т к, з д ч
"сокр тить убытки по кредит м" н уровне подр зделения в ф зе при-
нятия решения звучит примерно т к: "сокр тить количество просрочен-
ных пл тежей по ссуд м предприятий ст нкостроения с 20% от сумм вы-
д нных кредитов до 10% в течение пл нового год ".
Третья ф з - ф з документиров ния - озн ч ет перенесение
- 31 -
пл н н бум гу. Пр ктикуется следующ я логическ я последов тель-
ность оформления опер тивных пл нов: 1) стр тегия; 2) пл н меропри-
ятий; 3) бюджеты; 4) полный б л нсовый отчет и фин нсовый отчет н
уровне б нк и подр зделений.
Стр тегия, р зр бот нн я исходя из экономических и политичес-
ких условий, р звертыв ется в пл не мероприятий в серию целен пр в-
ленных действий и их результ тов. Здесь ук зыв ется не только, что
и когд должно быть сдел но, но и кто является исполнителем. Бюдже-
ты превр щ ют пл н в прогр мму доходов от осуществления пл новых
з д ний и р сходов, связ нных с этим.
Документ льно оформляются: ) к пит льный бюджет, отр ж ющий
к пит льные з тр ты по ре лиз ции пл н ( мортиз цию по основным
фонд м); б) опер тивный бюджет, охв тыв ющий доходы и р сходы по
опер циям, связ нным с осуществлением пл н мероприятий.
Четверт я ф з - ф з ревизии (обзор , оценки) - з ключитель-
ный эт п пл ниров ния. Этот эт п предусм
←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
|