╧ЁшьхЁ: ╥ЁрэёяюЁЄэр  ыюушёЄшър
▀ ш∙є:
═р уыртэє■  |  ─юсртшЄ№ т шчсЁрээюх  

╠рЁъхЄшэу /

┴рэъютёъшщ ьрЁъхЄшэу

←яЁхф√фє∙р  ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 



╤ърўрЄ№ ЁхЇхЁрЄ


вление обяз тельств ми (упр вление депозит ми и ликвид-

- 28 -

ностью, фин нсиров ние ктивов, орг низ ция обслужив ния клиентов);

- упр вление пл тными услуг ми (техническими, консульт ционны-

ми и др.);

- упр вление производительностью (продуктивностью);

- упр вление контролем;

- упр вление персон лом.

В содерж ние опер тивного пл н входят следующие элементы:

- корпор тивн я стр тегия (стр тегия центр льного звен б н-

к );

- уст новление фин нсовых целей, отр ж емых в структуре б л н-

с и фин нсового отчет ;

- стр тегические цели, охв тыв ющие шесть зон упр вления;

- дет льный пл н действий, где отр ж ются основные иници тивы

и н пр вления;

- бюджет;

- пл н р звития человеческих ресурсов;

- системный пл н, который поддержив ет стр тегию б нк .

Сост вной ч сть б нковского опер тивного пл н является биз-

нес-пл н, включ ющий:

1) бизнес-обзор (обзор окруж ющей среды, рынков, конкуренции);

2) определение ст тус н стоящих опер ций;

3) уст новление ключевых фин нсовых целей;

4) р зр ботку стр тегии по отдел м н основе корпор тивной

стр тегии;

5) определение дополнительных требов ний по отдел м б нк ;

6) пл ны действий.

Н основе бизнес-пл н сост вляется бюджет.

Опер тивное пл ниров ние может быть орг низов но по-р зному в

з висимости от степени центр лиз ции б нковского упр вления: или

сверху вниз, или снизу вверх. Но в любом случ е руководство б нк

приним ет ктивное уч стие в пл ниров нии.

ПРОЦЕСС ОПЕРАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Процесс опер тивного пл ниров ния состоит из четырех ф з:

1) ввод информ ции и н лиз,

2) принятие решения,

3) документиров ние,

4) обзор (оценк ).

- 29 -

Перв я ф з н чин ется со сбор и оценки информ ции, с н лиз

экономики и рынк , с пост новки внутреннего ди гноз и определения

способности б нк выполнить р боту. В ходе н лиз уст н влив ются

кр ткосрочные и долгосрочные перспективы получения прибыли, выявля-

ются источники риск .

Ан лиз ведется по следующим н пр влениям:

- оценк экономических, пр вовых, политических и соци льных

ф кторов;

- определение перспектив рост н существующих и потенци льных

рынк х;

- выявление перспектив конкуренции н существующих и перспек-

тивных рынк х;

- определение фин нсовых перспектив в основных сектор х эконо-

мики и промышленности;

- выявление сильных и сл бых сторон б нковских опер ций.

Н этом эт пе формулируются миссия б нк и конкретные корпор -

тивные з д чи. Н чин ется сост вление опер тивного пл н с формули-

ровки гл вной з д чи. Иногд б нки форм льно подходят к этому и к к

сверхз д чу н зыв ют получение прибыли, хотя это естественный ре-

зульт т деятельности б нк . Но он еще ничего не говорит об особен-

ностях р боты конкретного б нк , о его "лице". Определение гл вной

з д чи в жно для упр вления б нком, и поэтому необходимо тщ тельно

пор бот ть н д формулиров нием миссии б нк . Это особенно в жно для

т ких б нков, которые вступ ют в новые обл сти деятельности, дивер-

сифицируя свои опер ции, и выходят н нетр диционные для д нного

б нк формы услуг (фин нсиров ние венчурного к пит л , ндерр йтинг

ценных бум г н первичном рынке, инвестиров ние собственного к пи-

т л , предост вление долгосрочных з ймов и т.д.).

Вслед з формулиров нием сверхз д чи определяются конкретные

корпор тивные з д чи (з д чи н уровне всего б нк ). Они д ют общее

н пр вление деятельности б нк : общие фин нсовые з д чи, основные

рынки и вид опер ций, которые б нк будет вести н них. Для обосно-

в ния этих з д ч оценив ется экономическ я и фин нсов я политик

госуд рств , четко определяются принципы и огр ничения в обл сти

кредитной политики, уст н влив ются преимущественные н пр вления

деятельности (н пример, ориентир н кредитов ние м лых и средних

предприятий, потребительское фин нсиров ние, совершенствов ние к -

честв ктивов, н предложение новых видов услуг б нк ).

Фин нсовые з д чи должны формулиров ться четко с конкретными

- 30 -

п р метр ми, которых нужно достичь. Обычно пл нируют т кие фин нсо-

вые пок з тели: рост чистого доход , прибыль н ктивы, прибыль н

собственный к пит л, рост основных депозитов, рост ктивов, рост

доходов от пл тных услуг. Но в то же время не все б нки должны

стремиться к уст новлению высоких з д ний по пок з телям прибыль-

ности б нк , т к к к этой может осл бить пок з тели противостояния

риску, н рушить долгосрочную жизнеспособность и конкурентоспособ-

ность б нк . С м по себе долгосрочн я фин нсов я жизнеспособность

должн быть четко пост вленной з д чей коммерческого б нк .

Втор я ф з опер тивного пл ниров ния - ф з принятия решения

предст вляет собой непосредственное пл ниров ние: определение прио-

ритетов корпор ции, формулиров ние прогр мм подр зделений.

Н этом эт пе в ходе итер тивного процесс цели корпор ции пе-

реводятся н язык конкретных подр зделений. Т к я р бот проводится

подр зделениями н основе корпор тивных з д ч и н б зе собственно-

го н лиз геогр фического положения, сектори льной соотнесенности

и состояния бизнес .

Подр зделения р зр б тыв ют свои собственные стр тегии, конк-

ретизируя их во времени и в з д ниях. Эти стр тегии отр ж ют пове-

дение и результ тивность деятельности б нк н конкретных рынк х,

н бор продукции, потребность в персон ле, ре лиз ционную деятель-

ность, обслужив ние.

Центр льным спектом формулиров ния стр тегии подр зделения

б нк является определение приоритетных рынков. Б нк м и его под-

р зделениям в жно определить свою долю в к ждом рынке, потребность

в дополнительных ресурс х при р сширении этой доли и при выходе н

новые рынки.

Т ким обр зом, стр тегия р зр б тыв ется не только в стр теги-

ческих, но и в опер тивных пл н х, не только н уровне корпор ции,

но и н уровне подр зделений. Определение стр тегии в жно для дос-

тижения пл нируемых результ тов, з кл дыв емых в опер тивные пл ны

р зных уровней.

Результ ты р боты н уровне подр зделения выр ж ются в коли-

чественных пок з телях, конкретизируемых во времени. Т к, з д ч

"сокр тить убытки по кредит м" н уровне подр зделения в ф зе при-

нятия решения звучит примерно т к: "сокр тить количество просрочен-

ных пл тежей по ссуд м предприятий ст нкостроения с 20% от сумм вы-

д нных кредитов до 10% в течение пл нового год ".

Третья ф з - ф з документиров ния - озн ч ет перенесение

- 31 -

пл н н бум гу. Пр ктикуется следующ я логическ я последов тель-

ность оформления опер тивных пл нов: 1) стр тегия; 2) пл н меропри-

ятий; 3) бюджеты; 4) полный б л нсовый отчет и фин нсовый отчет н

уровне б нк и подр зделений.

Стр тегия, р зр бот нн я исходя из экономических и политичес-

ких условий, р звертыв ется в пл не мероприятий в серию целен пр в-

ленных действий и их результ тов. Здесь ук зыв ется не только, что

и когд должно быть сдел но, но и кто является исполнителем. Бюдже-

ты превр щ ют пл н в прогр мму доходов от осуществления пл новых

з д ний и р сходов, связ нных с этим.

Документ льно оформляются: ) к пит льный бюджет, отр ж ющий

к пит льные з тр ты по ре лиз ции пл н ( мортиз цию по основным

фонд м); б) опер тивный бюджет, охв тыв ющий доходы и р сходы по

опер циям, связ нным с осуществлением пл н мероприятий.

Четверт я ф з - ф з ревизии (обзор , оценки) - з ключитель-

ный эт п пл ниров ния. Этот эт п предусм

←яЁхф√фє∙р  ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»