Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Маркетинг /

Газетно-публицистический стиль

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


КАМЧАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Факультет -Заочный

Кафедра Филологии

Контрольная работа по дисциплине

«Русский язык и культура речи»

ТЕМА: Газетно-публицистический стиль

г. Петропавловск-Камчатский

2004 год

Тематическая неограниченность газетно-публицистического стиля определя-ет необычайную широту и разнообразие его лексики. С этой точки зрения публи-цистика - наиболее богатая разновидность литературы. Очень любопытны циф-ры, характеризующие общее количество слов у крупнейших писателей мира:

Гораций - 6084 слова

Данте - 5860 слов

Мильтон - 8000 слов

Шекспир -15 000 слов.

Однако словарь речей президента США В. Вильсона оказался богаче в коли-чественном отношении, чем у Шекспира. Еще более богатыми и разнообразными оказались газетно-публицистические тексты.

Таким образом, количество употребляемых слов хотя и показательно для об-щей характеристики лексики, но не свидетельствует о ее внутренних качествах, о ее богатстве, выразительности. Количество далеко не всегда переходит в качест-во. Чтобы познать своеобразие лексики, надо определить характер, особенности использования слова в той или иной разновидности речи.

Каждый стиль по-своему распоряжается словом. Так, научная речь стремится ограничить значение слова понятием - четким, очерченным, стабильным, выде-лить, подчеркнуть понятийное. Разговорная речь отличается наибольшей под-вижностью слова, имеющего широкое, слабо дифференцированное, расплывча-тое значение. Для слова в художественной литературе характерно обнажение его внутренней формы, заложенной в нем образности. Оно не менее подвижно и гиб-ко, чем в разговорной речи, но подвижность слова предстает как результат твор-ческой деятельности художника, сознательно использующего возможности лекси-ки.

Принципиальное отличие публицистического слова заключается в большой роли в нем эмоционального, приобретающего в рамках газетно-публицистического стиля оценочный характер. Публицистика - это литература по общественно-политическим вопросам современности. Предмет публици-стики - жизнь в обществе, политика, экономика - касается интересов каждого че-ловека. А там, где есть интерес, не может быть безразличия, индифферентности. Невозможно бесстрастно писать о том, что волнует миллионы людей, например, об этнических конфликтах, о ценах и инфляции. Вялые выражения, обтекаемые формулировки здесь просто неприемлемы, невозможны. Необходима оценка со-циальных, политических явлений, тенденций и процессов. По самой своей сути публицистика призвана активно вмешиваться в жизнь, формировать обществен-ное мнение. Публицист не пассивный регистратор событий, но активный их уча-стник, страстно и открыто отстаивающий идеи, которым он привержен.

Напомним, что газетно-публицистический стиль выполняет функции воздей-ствия и сообщения (информирования). Журналист сообщает о фактах и дает им оценку. Взаимодействие этих двух функций и определяет употребление слова в публицистике. По сравнению с другими функциональными стилями (конечно, кроме художественного и разговорно-бытового), доля средств и способов дости-жения экспрессивности оказывается в публицистической речи в целом весьма высокой. Не случайно характеристику публицистического стиля обычно ограничи-вают описанием специфически экспрессивных средств.

Экспрессия газетной речи может осуществляться в разных формах, конечно, не только готовыми внеконтекстуальными языковыми выразительными средства-ми. Иногда подчеркивают интеллектуальность современной газеты, в противопо-ложность прямой агитационности "в лоб", выражающейся в открытой речевой экспрессивности. Не вполне верно противопоставлять эти два свойства. Следует помнить, что и форма сдержанного, спокойного доказательства способна быть выразительной, т. е. экспрессивной, оказываться воплощением той же воздейст-вующей функции. В том и состоит стилистическое мастерство пишущего, чтобы, исходя из требований конкретной коммуникации, выбрать наилучшие в данном контексте языковые средства воздействия на читателя.

Призывность, лозунгово-декларативный характер выражения проявляются в побудительном характере речи (при использовании стилистических возможностей категории наклонения, средств синтаксиса), простота и доступность - в сравни-тельной несложности синтаксических конструкций (выражающейся даже при употреблении сложных предложений в прозрачности их структуры, легкой ее чле-нимости и четкости выражения смысловых и грамматических связей), в использо-вании общеупотребительной лексики и комментировании привлекаемой термино-логии. Речевая выразительность реализуется в стилевом "эффекте новизны", в стремлении к необычности, свежести словосочетаний, а значит, и семантики слов, и, кроме того, в стремлении избегать повторений одних и тех же слов (по-мимо терминов), оборотов, конструкций в пределах небольшого контекста, в ши-роком применении средств словесной образности. Рекламность выражается в особенностях заголовочных предложений, в обращениях к читателю, проблемных вопросах и т. д.

Функция сообщения обусловливает употребление нейтральной, общестилевой лексики, в которой особую роль играет политическая, экономическая - вообще концептуальная лексика. Например, слова-термины: маркетинг, менеджмент, бизнес, биржа, идеология, курс валют, разгосударствление и многие другие - стали лексемами, постоянно встречающимися на газетных страницах. В принци-пе, весь спектр литературного языка открыт для публицистики. Но главный крите-рий употребления, отбора речевых средств - общедоступность. Исключаются языковые средства, не обладающие этим качеством: узкоспециальные слова и выражения, диалектизмы, арготизмы, поэтизмы, варваризмы - все, что может вы-звать затруднения в понимании сообщения. Как писал один из журналистов, "га-зету читают академики и рядовые рабочие, старики и молодые, учителя и ин-женеры, врачи... Газету читает народ... Поэтому газетное слово должно быть простое слово, обладающее, однако, способностью очень ясно и очень точно выражать самые сложные понятия".

Функция воздействия (экспрессивная функция), важнейшая для газетно-публицистического стиля, обусловливает острую потребность публицистики в оценочных средствах выражения. И публицистика берет из литературного языка практически все средства, обладающие свойством оценочности. Интересно, что некоторые толковые словари русского языка, в первую очередь словарь под ре-дакцией Д.Н. Ушакова, дают к некоторым словам стилистические пометы "газет-ное", "публицистическое". Это означает, что данные слова характерны для газе-ты, публицистики, закреплены за ними. Оказалось, что почти все эти слова имеют яркую оценочную окраску: агентура, акробаты благотворительности, активи-зация, акция, болячка, бомбист, бутербродный писака, верхушка, веха и др.

Эти примеры (некоторые из приведенных слов уже устарели) показывают, что публицистика использует для выражения оценки готовый, с давних времен суще-ствующий в языке материал.

Экспрессивная функция газеты, обусловленная ее пропагандистской направ-ленностью, вызывает, прежде всего, открытую оценочность речи. Оценочность выражается прежде всего в лексике: в сравнительно большой частотности каче-ственно-оценочных по семантике прилагательных и существительных, элятивов, в характере метафоризации; в отборе фразеологии; в особенностях использова-ния синтаксических средств. Именно открытой оценочностью, явным выражением позиции автора публицистический стиль отличается от художественного, и имен-но в этой черте - открытой оценочности - видится важная примета и свойство публицистичности стиля. В отличие от художественных произведений, в публици-стике не подтекст, а сам текст вполне определенно выражает авторское отноше-ние к излагаемым фактам. Все это находит отражение в характере речи, в ее сти-ле. В качестве примера можно привести слова и выражения из библии - библеиз-мы. Они придают речи меткость, образность, оценочность: "Козел отпущения" в образе экономической реформы - это социальный громоотвод. Кажется, что библейский миф о Вавилонском столпотворении может стать грозной реаль-ностью в нашей стране. Народ, переживающий бремя социальных потрясений, поверил в утопическую идею "земного рая". Ему легко внушить, что воплоще-нию идеи мешают конкретные лица. Возникают мифические "они". Характер-ным примером служат также газетные заголовки типа: "Не ждать манны небес-ной", "Соломоново решение", "Саркофаг или Ноев ковчег?", "Не испив той чаши", "Время собирать камни".

Однако публицистика не только использует готовый материал. Под влиянием воздействующей функции публицистика преобразует, трансформирует слова из разных сфер языка, придавая им оценочное звучание. Для этой цели использует-ся специальная лексика в переносном значении: инкубатор преступности, кон-вейер милитаризма, маршруты технического прогресса; лексика спорта: раунд, тур (переговоров), предвыборный марафон, объявить шах правительству; на-именования литературных жанров, лексика театра: драма народа, кровавая трагедия, политический фарс, пародия на демократию и др.

Газета рождает и культивирует и свою фразеологию. Устойчивые сочетания являются готовым арсеналом газетных стандартов и нередко переходят в штамп. Примеры: эстафета поколений, шагать в ногу с веком, пустить утку и др. Это могут быть и общеязыковые фразеологизмы, но наполненные новым содержани-ем и опять-таки

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»