←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7
Министерство Образования и науки Украины
Донецкий национальный университет
Экономический факультет
Кафедра маркетинга
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Маркетинговые исследования»
студентки группы 0108, II курса
заочного отделения (ускор.)
Пеньковой Анны Петровны
Руководитель:
Воробьев В.Н.
Донецк - 2001
Контрольная работа
Вариант №6
1. Маркетинговая статистика.
2. Изучение продукта.
3. Анализ и выбор стратегических позиций фирмы.
1. МАРКЕТИНГОВАЯ СТАТИСТИКА
Маркетинговая статистика - часть маркетинговой информации.
Информация в системе маркетинга имеет ключевое значение, поскольку любая маркетинговая деятельность базируется на знании конкретной ситуации, сложившейся на рынке товаров. Большинство маркетинговых исследований и мероприятий сами по себе являются информационными.
Отсутствие необходимой маркетинговой информации, использование неточных или неактуальных данных могут стать причиной экономических просчетов.
Цель использования маркетинговой статистики состоит в уменьшении неопреде-ленности в процессе принятия управленческих решений.
Это требует сбора, передачи, хранения, обработки и выдачи значительных объемов разнообразной по характеру информации. Поэтому маркетинговую деятельность следует рассматривать как часть объективно существующего и постоянно функционирующего информационного процесса.
Маркетинговая статистика формируется из вторичных источников информации. На первых этапах сбора данных логично сконцентрировать свое внимание на поиске вторич-ной информации, под которой понимается информация, собранная не для данного кон-кретного исследования, а для каких-то других целей в прошлом. В общем, вторичная ин-формация представляет собой данные, которые уже были собраны для каких-то других целей, и которые обычно изучают в первую очередь.
Работу с вторичной информацией называют кабинетными исследованиями. Начинаю-щий исследователь склонен недооценивать объем доступных вторичных данных. Напри-мер, в таблице№1 приведена некоторая информация о населении и домашних хозяйствах, которая уже собрана
Государственным бюро переписи населения и доступна для использования ее исследо-вателями.
Таблица 1.1 - Информация, доступная на основе переписи населения (2000)
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Состав семьи Количество квартир
пол Количество комнат в квартире
Расовая принадлежность Характер владения – собственность или аренда
возраст Условия аренды
Семейное положение Стоимость собственной квартиры или величина аренд-ной платы
ВЫБОРОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ
Образование – законченное и незаконченное Источник воды и способ избавления от нечистот
Место рождения, гражданство и год принятия Автомобили, легкие грузовики, микроавтобусы
происхождение Кухонная техника
На каком языке говорят дома Год постройки дома
Где жили раньше Когда въехали в этот дом
дееспособность Число спален
Способность иметь детей Наличие загородного дома
Ветеранский статус Затраты на содержание дома, включая плату за комму-нальные услуги
Из таблицы видно, что существуют две основные проблемы, которые возникают в связи с использованием вторичной информации:1-она не полностью соответствует задачам ис-следования, 2-она не является целиком достоверной.
Виды вторичной информации: внутренняя и внешняя.
Внутренней информацией считается та, которая получена в той самой организации, для которой проводится исследование, тогда как внешняя информация-это та, которая извле-чена из посторонних по отношению к ней источников. Внешние источники могут быть разбиты на те, которые регулярно публикуют статистическую информацию и предостав-ляют её заинтересованным лицам бесплатно, и на коммерческие организации, которые продают свои информационные услуги различным пользователям.
Внутренние данные, которые собрались для каких-то целей, отличающихся от задач проводимого исследования, являются внутренней вторичной информацией. Например, сведения об объёме продаж и издержках, накопленные в процессе обычной бухгалтерской работы, представляют собой интересную внутреннюю информацию для многих исследо-вательских задач, таких как оценка прошлой маркетинговой стратегии или определение конкурентной позиции фирмы в своей отрасли.
Внутренние источники информации охватывают следующие области деятельности фирмы:
- закупки
- производство
- кадры
-маркетинг
-финансы
-продажи
-данные посредников и торговых агентов.
Все внешние источники вторичной информации подразделяются на группы:
1)материалы правительственных учреждений местных и зарубежных (законы, акты, ин-струкции, информация о рынках и о внешних рынках)
2)издания университетов и некоммерческих исследовательских организаций (исследо-вание рынков, сосредоточенное в бюллетенях ,научных отчётах ,поступающих в библиоте-ку)
3)публикации торговых и промышленных ассоциаций (на добровольных началах, ис-следование рынка), например, Британская ассоциация промышленников при Британском университете, ассоциация маркетинга Украины.
4)периодика и различные книги, монографии и т.д. (разведывательные управления, ЦРУ, бюро вырезок)
5)доклады коммерческих исследовательских организаций.
Вторичная информация имеет следующие достоинства:
1.Многие её виды недороги, поскольку не нужен сбор новых данных (это относится в частности к материалам фирм, отраслевым публикациям, правительственным изданиям,, периодической печати)
2.Информация обычно собирается быстро (материалы фирм, отраслевые и правительст-венные издания, монографии)
3.Часто меняется несколько источников информации, что позволяет выявлять различ-ные подходы, получать большие объёмы информации и сопоставлять данные. А используя первичные данные можно обычно получить лишь ограниченный объём сведений.
4.Источники информации (например, правительственные) могут содержать данные, ко-торые фирма не может сама получить.
5.Информация, собранная из независимых источников, как правило, весьма достоверна.
6.Она помогает в ситуациях, когда требуется предварительный анализ (поиск вторичной информации также часто позволяет исследователю конкретизировать задачи перед сбором первичных данных и может быть получено более комплексное представление о рассмат-риваемых проблемах),
Вторичная информация обладает и рядом общих недостатков:
1.Имеющаяся информация может не подходить для целей проводимого исследования в силу своей неполноты, слишком общего характера и т.д. Это объясняется тем, что она пер-воначально собиралась для других целей.
2.Вторичная информация может быть старой или устаревшей. В силу того, что инфор-мация собиралась ранее для других целей, она уже может пережить срок своей значимо-сти, статистические данные, собранные несколько лет назад, и выводы из них уже могут быть недостоверными.
3.Методология, лежавшая в основе сбора данных (например, размер выборки, срок вы-полнения исследования), может быть неизвестной.
4.Могут публиковаться не все результаты исследования. Часто это связано с нежеланием дать информацию конкурентам.
5.Могут существовать противоречивые данные.
6.Поскольку многие исследовательские проекты не могут быть повторены, то надёж-ность информации не всегда известна.
Принимая во внимание значительные количества времени и денег, уходящих на подоб-ную работу, мы даём настоятельный совет: не бросайтесь вторичной информацией! Всегда начинайте с вторичной информации, и только когда она исчерпана или отдача от её ис-пользования сокращается, переходите к первичным данным.
Статистику рынка интересует изучение ряда факторов:
-демографическое распределение,
-социографическое распределение,
-территориальное распределение,
-структура народонаселения (половозрастной состав, плотность населения и т.д.)
-сегментация рынков, (например, конъюнктура рынка)
-многие другие факторы.
Приведём некоторые данные, которыми интересуется статистика.
Геополитическая характеристика:
Украина-государство в восточной Европе, с юга омывается Чёрным и Азовскими моря-ми. Территория-603,7 тысяч квадратных километров. Население-50,1 миллион человек (на 1 января 1999 года). Протяжённость территории с запада на восток-1316 километров, с се-вера на юг-893 километра, границ-6500 километров.
СТРУКТУРА НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ.
Таблица 1.2 - Территория и количество населения по регионам на 1 января 1999 года
Террито-рия, тыс. км2 Количество населения, тыс.
чел. В том числе % го-родско-го насе-ления Плот-ность
Населе-ния на 1 км2.
чел.
городское сельское
Украина 603,7 50105,6 34017,4 16088,2 67,9 83
Автономная
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7
|
|