Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Маркетинг /

Маркетинг товаров



Скачать реферат


ПЛАНИРОВАНИЕ ПОЛИТИКИ СБЫТА:

анализ доступности товара в каналах распределения

В г. Караганды имеется около 700 магазинов продовольственного назначения, из них около 520 реализуют продукты моря. В качестве основных поставщиков морепродуктов в соответствующие магазины выступают такие предприятия, как: ТОО "Морделикатес", ТОО "Балык", ТОО "Самал", ТОО "Бекон" и ЧП "Соммер".

Числовое распределение продукции ТОО "Морделикатес" составляет 80% и ТОО "Балык" - 72%, что говорит о достаточно интенсивном сбыте по сравнению с конкурентами, представленными на региональном рынке. Остальные конкуренты - ЧП "Соммер", ТОО "Самал", ТОО "Бекон" - используют селективный сбыт, числовое распределение у них соответственно 24%,16% и 12% .

Взвешенное распределение ТОО "Морделикатес", равное 88,9% , показывает, что торговые точки, с которыми работает эта фирма, имеют наибольшую долю в общем обороте по морепродуктам. Это говорит о том, что именно в данные торговые точки чаще и с большими разовыми закупками обращается конечный потребитель. Взвешенное распределение ТОО "Бекон" - 58,9%.

Индикатор выбора ТОО "Морделикатес" 1,11 говорит о том, что каналы распределения предприятием выбраны верно, т.е. достигается как эффективный количественный, так и качественный состав торговцев. ТОО "Самал" работающее с малым числом посредников, также работает с "верными" каналами (IСамал = 1,33). Индикаторы выбора для ТОО "Балык", ЧП "Соммер" и ТОО "Бекон" соответственно 0,82, 0,89, 0,87. Это говорит о том, что данные поставщики работают с торговыми точками, товарооборот которых по морепродуктам невысок.

Для ТОО "Морделикатес" доля продаж в общем товарообороте магазинов имеющих в своем ассортименте продукцию с маркой "Морделикатес", не высока и занимает примерно 1/3 продаж морепродуктов данных магазинов - 36,8% , что ниже доли ТОО "Балык" на 7,3%, ЧП "Соммер" - на 7,5% и ТОО "Бекон" - на 6,5%. Но наименьшую долю продаж (из основных конкурентов) имеет ТОО "Самал", она составляет - 19,7%.

На основе приведенных значений основных показателей рассчитаем долю рынка, показывающую степень доступности марки в каналах распределения.

Таким образом, наибольшую долю на рынке морепродуктов г. Караганды занимает ТОО "Морделикатес" - 32,7%. Этому способствует достаточно интенсивный сбыт - 80% торговых точек - и взвешенное распределение - 88,9%.

Доля рынка ТОО "Балык" составляет 26%, ЧП "Соммер" - 9,4%, ТОО "Самал" - 4,2% и ТОО "Бекон" - 4,5% (График 2.).

Тем не менее, являясь лидером, ТОО "Морделикатес" должно предпринимать меры для поддержания собственных позиций, т.к. ТОО "Балык", придерживающееся стратегии "следования за лидером", может активизировать свое присутствие на рынке. Укрепить свои позиции ТОО "Морделикатес" может за счет улучшения показателей средней доли в обороте (СДО). Поскольку числовое распределение (Ч.р.) и взвешенное распределение (В.р.) довольно высоки, то для увеличения доли рынка ТОО "Морделикатес" необходимо увеличивать долю продаж продукции ТОО "Морделикатес" в обороте магазинов, торгующих продукцией данного предприятия. Для определения уровня увеличения средней доли в обороте можно провести выборочное исследование магазинов с целью анализа структуры товарооборота по морепродуктам. (Объем выборки рассчитывается по следующей формуле:

N - количество магазинов (520), торгующих морепродуктами; z - нормированное отклонение (2); E - ошибка выборки (5%); s - среднеквадратичное отклонение по признаку "ежемесячный размер товарооборота по морепродуктам". Если средний размер товарооборота по морепродуктам в месяц на один магазин оценить как 68 тысяч тенге, то предположим, что среднеквадратическое отклонение составит 35% от этой средней величины, учитывая, что есть крупные, средние и мелкие магазины или ± 24 000. Е = ± 5% от средней величины товарооборота. Отсюда, выборка составит:

Таблица 1

Как видно из таблицы высокую долю в обороте (более 57,4 тыс. тенге - среднего объема реализации за месяц) занимают магазины 1, 3, 4, 9, 11, 12, 13, 14, 17, 21, 23, итого 11 магазинов. При этом наименьшая доля продукции ТОО "Морделикатес" наблюдается в 14-ом магазине: всего 8,3% реализуемого им объема рыбной продукции. Как видно, в магазинах под номерами 1, 2, 3, 4, 10, 11, 16, 17, 20, 23, 25 доля продаж продукции ТОО "Морделикатес" выше среднего уровня, равного 36,8%, а в магазинах под номерами 7, 9, 12, 13, 14, 19, 21, 22, 24 - ниже.

В такой ситуации одной из основных задач предприятия может быть задача повышения доли сбыта продукции ТОО "Морделикатес" в объеме реализации магазинов. Особое внимание следует уделить магазинам, доля продаж в которых по продукции ТОО "Морделикатес" ниже среднего уровня. С этими магазинами можно тесно сотрудничать и предлагать комплекс стимулирующих к активному продвижению на местах услуг, например, помощь в оформлении торгового оборудования; предоставление соответствующего оборудования для хранения; выгодные условия оплаты; доставка товара в срок (непосредственно сразу после заказа); обучение торгового персонала методам реализации товара и работе с товарным ассортиментом, работа над удобством и привлекательностью упаковки и т.д.

Разработка соответствующих стимулирующих программ и мероприятий поддержки позволит добиться увеличения доли продукции ТОО "Морделикатес"в обороте магазинов, в которых он значительно ниже - например, до уровня 36,8 %, а следовательно доля рынка ТОО "Морделикатес" соответственно увеличится на 5,5% и составит 38,2% (Таблица 2.).

Таблица 2

Как правило, рассмотренная методика оценки доступности товара в каналах распределения, применима для товаров, реализуемых через розничную сеть и должна сопровождаться анализом эффективности мероприятий мерчендайзинга, оценкой эффективности рекламы на местах продажи. Расчет основных показателей позволяет целенаправленно планировать работу с розничными посредниками и определять направления управления спросом на продукцию предприятия.

Планирование политики сбыта следует начинать с оценки потенциала сбыта рынка (сегмента рынка), на котором работает или собирается работать то или иное предприятие. Под потенциалом сбыта понимается размер рынка, а именно в таких терминах, как текущий потенциал рынка (сегмента рынка) и текущий спрос на данном рынке (сегменте рынка). Т.е. в ходе оценки потенциала сбыта необходимо дать ответы на следующие вопросы:

• каков текущий потенциал каждого идентифицированного сегмента рынка;

• каков общий объем текущего спроса в каждом сегменте рынка;

• каков масштаб маркетинговых возможностей каждого сегмента (расширяем или нерасширяем спрос в сегменте);

• каков вклад каждого из элементов комплекса маркетинга, в том числе каналов распределения, в расширение спроса или в увеличение доли рынка в сегменте, в случае если спрос нерасширяем.

Одной из стратегий развития спроса (увеличения объемов продаж компании, рост доли рынка компании) в сегменте может быть стратегия максимизации доступности товара в каналах распределения.

Оценка доступности товара в каналах распределения - методика, которая находит свою актуальность в процессе обоснования выбора компанией "стратегии охвата рынка: стратегия интенсивного - стратегия эксклюзивного сбыта". В конечном итоге доступность товара в каналах распределения характеризует долю товара на рынке, а следовательно, определяет ее качественную позицию в терминах продаж.

Для анализа доступности в каналах распределения необходимо произвести расчет следующих показателей:

1. Числового распределения;

2. Взвешенного распределения;

3. Индикатора выбора;

4. Средней доли в обороте;

5. Доли рынка марки.

Числовое распределение показывает интенсивность распределения. Чем ближе числовое распределение к 1, тем интенсивнее сбыт. Числовое распределение, равное 1, дает полное покрытие рынка или характеризует полный охват рынка.

Взвешенное распределение показывает какую долю в общем товарообороте занимают продажи торговых точек, включающих в свой ассортимент марку фирмы и характеризует относительное покрытие рынка.

Индикатор выбора ( I ) показывает: либо производитель работает с малым числом крупных посредником, но чьи продажи составляют большую долю в общем товарообороте (I>1), либо с большим количеством мелких торговых посредников, продажи которых составляют незначительную долю в общем товарообороте (I




Copyright © 2005—2007 «Mark5»