Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Маркетинг /

Рынок мяса и мясопродуктов Краснодарского края

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


Введение

Сегодня в России на долю пищевой и перерабатывающей промышленности приходится более половины продовольственного товарооборота страны. В состав этой отрасли входит более 30 подотраслей. Особое место среди них занимают мясная и мясоперерабатывающая отрасли, так как обеспечивают население страны одним из основных продуктов питания.

За период 1991 – 2000гг. наблюдался общий спад производства сельскохозяйственной продукции. Это характерно и для производства мяса, как в целом, так и по отдельным видам. Такая ситуация была вызвана рядом причин: диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, импорт дешевых мясопродуктов, переориентация на производство более рентабельной продукции растениеводства и резкое сокращение продукции животноводства, и т.д.

В 2000г. наметился рост отечественного производства мяса и мясопродуктов при значительном падении импорта. Это связано с кризисом 1998г., хотя его последствия для мясной промышленности были двояки:

1. резко возросли цен6ы на импортное сырье и продукцию;

2. повысилась конкурентоспособность российских производителей

В результате произошло уменьшение импорта и увеличение потребления отечественных продуктов (например, объем российского рынка колбасных изделий в 2000г. увеличился на 10%, что позволило полностью удовлетворить потребности населения в этом виде продукции).

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время производство мяса и мясопродуктов становится перспективным для инвесторов, а российские производители прочно закрепляются на внутреннем рынке, почти полностью вытеснив импортных производителей.

Но более успешное становление рынка мяса и мясопродуктов предполагает принятие государственных мер в двух направлениях:

1. целесообразно стимулировать производство мяса;

2. активизация платежеспособного спроса населения.

Цель данной работы:

1. дать оценку основным тенденциям развития рынка мясопродуктов;

2. выделить основные факторы, влияющие на производство и потребление мясопродуктов.

1 Производство мясопродуктов в России

1.1 Потребление мясопродуктов в стране и факторы на него влияющие

В настоящее время показатель потребления мяса и мясопродуктов в России на душу населения практически в 2 раза меньше научно обоснованной нормы, которая составляет около 80 кг в год. Средний россиянин потребляет мясопродуктов почти в 3 раза меньше, чем житель США, и в 2 раза меньше, чем граждане Франции и Германии.

Но такая ситуация наблюдается не во всех группах населения, например, показатель потребления мясопродуктов в наиболее зажиточных группах населения России (группы 8 –10) близок к западным. И, наоборот, в наиболее бедных группах населения (1 -3) потребление мяса сведено к минимуму,/ из списка литературы/

Таким образом, главным фактором, влияющим на потребление мясопродуктов, является фактор личного дохода. При росте личных доходах населения происходит изменение структуры питания, в пользу увеличения потребления более дорогих продуктов питания.

Другим фактором, влияющим на потребление данного вида продукции, является зависимость российского производителя от импортного сырья. Результатом этого становится то, что цены на мясопродукты зависят от валютного курса. Быстрый рост цен на продукты данной группы привел к их удорожанию, а, следовательно, и к постепенному вытеснению их из потребительского рациона, замене на относительно более дешевые продукты питания.

Еще одним фактором являются потребительские предпочтения, которые с 1998г. переориентировались на «русское, национальное». Это явилось следствием кризиса в августе этого года, а также пресыщение потребителя западными продуктами.

1.2 Производители мяса и мясопродуктов

Как и потребление, производство мяса и мясопродуктов в России постепенно снижалось до конца 1999г. Причинами этого стали:

1. снижение потребления, на которое, в свою очередь, влияли различные факторы (перечислить), рассмотренные выше (с );

2. 2.а также значительная доля импортных поставок, достигающая в некоторых видах продукции 30%.

В 2000г. значительно повышается конкурентоспособность продукции отечественных производителей. Во многом на это повлияло уделение особого внимания качеству производимых продуктов, а, следовательно, повышение престижа отечественных производителей. Некоторые предприятия, использующие высокотехнологичное оборудование, способны производить продукцию, соответствующую европейским стандартам. Продукция этих предприятий достаточно популярна среди населения: по данным журнала «Маркетинг в России и за рубежом» более 90% жителей страны доверяют отечественным производителям мясной продукции. В последнее время этим стали пользоваться иностранные производители (тактика «маскировки» своей продукции под российскую): на колбасу, производимую за границей, наносится этикетка с давно известными и привычными российскому потребителю названиями, что обеспечивает сбыт этой продукции.

Можно говорить о формировании группы лидеров российского рынка и появлении первых отечественных брендов на рынке мясопродуктов. Как правило, это московские предприятия: «Черкизовский», «КампоМос», «Микояновский». Стоит отметить, что предприятия «средней» группы также быстро развиваются и занимают сильные позиции на региональных рынках, что говорит о высокой инвестиционной привлекательности мясоперерабатывающей отрасли. Об этом также свидетельствует бурный рост числа мелких производителей.

1.3 Сырьевая база мясоперерабатывающей промышленности России

Одной из наиболее острых проблем в современной мясоперерабатывающей промышленности является проблема обеспечения сырьем предприятий данной отрасли. Отечественные сельскохозяйственные производители не могут обеспечить предприятия мясоперерабатывающей отрасли достаточным количеством качественного сырья. Поэтому возникает необходимость приобретения импортного сырья.

Основной причиной этого стала неприспособленность сельскохозяйственных предприятий России к новым условиям хозяйствования. С 1991г. были нарушены связи между поставщиками сырья и производителями готовой продукции, для восстановления которых требуется длительный период времени.

Использование импортного сырья ставит в зависимость предприятие, работающее на этом сырье, от колебания курса валют и способно снизить конкурентоспособность производимой продукции. Кроме того, сложившаяся ситуация угрожает экономической безопасности страны, так как допустимый 20%-ый порог импорта значительно превышен: почти половина необходимого мяса импортируется (47%), 63% составляет импорт птицы. Наиболее тяжелая ситуация сложилась в крупнейших городах страны: в Москве и Санкт-Петербурге-65 и 50% необходимого сырья соответственно.

По данным Госкомстата России, чтобы столицы смогли прожить без импорта, российские сельхозпроизводители должны одновременно увеличить производство мяса в 1,5-2 раза. Однако по приблизительным подсчетам объемы производства птицы можно увеличивать на 10%, свинины на 5%, говядины на 1-2% в год.

Следует добавить, что данная ситуация осложняется неспособностью отечественных сельскохозяйственных предприятий к сотрудничеству с мясоперерабатывающими заводами. Поставщики сырья не могут обеспечить ни постоянство качества сырья, ни требуемые условия и графики поставок.

Важной тенденцией является стремление предприятий обеспечить собственную сырьевую базу. По этому пути пошли, например, «Черкизовский», «Парнас» и т. д. Инвестиции в такие проекты рассчитаны «на перспективу», однако в случае удачной реализации их владельцы получат солидное конкурентное преимущество.

Учитывая глубину проблемы, можно предположить, что зависимость отечественных производителей мясопродуктов сохраниться как минимум на протяжении 3 – 5 лет.

1.4 Прогноз и возможности развития рынка мясопродуктов

Перспективы развития рынка мясной продукции связаны в основном с возможностью приспособления отечественных производителей к текущей ситуации, которая складывается в стране. Расширение производства мясопродуктов в России за счет вытеснения импорта невозможно, так как с 2000г. объем импорта составляет менее 2%. Таким образом, расширение производства возможно только за счет увеличения объемов потребления населением данной продукции.

Основными факторами, влияющими на потребление мяса и мясопродуктов являются:

1. Уровень жизни населения.

По прогнозам правительства, в ближайшее время будет наблюдаться рост доходов населения. В 2001г. рост реальной заработной платы составил 8%, таким образом, вероятным прогнозом будет умеренный рост потребления мясопродуктов. Но объем рынка будет расти более медленными темпами, чем потребление. Это связано с уменьшением численности населения. В такой ситуации потребление колбасных изделий будет расти быстрее, чем мяса в целом (это происходит вследствие изменения доходов и, соответственно, структуры потребления).

2. Колебания валютного курса

Предсказать динамику валютного курса в России практически невозможно. Можно только предположить, основываясь на относительной стабильности экономического роста, что резкие скачки валютного курса произойти не должны. Следовательно, потребление мясопродуктов

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»