Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Маркетинг /

Специфика маркетинга в лесном хозяйстве

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Скачать реферат


План:

1. Введение 2

2. Модель эффективного лесного хозяйства 3

3. Маркетинг, как один из рычагов ведения лесного хозяйства 4

4. Маркетинг дикорастущей продукции леса 8

5. Принципы и методы лесного попечительского совета 12

6. Заключение 20

Литература

Введение

Жизнь доказывает, что с точки зрения долгосрочного лесного бизнеса психология "руби - не думай" не эффективна, и сегодня многие российские лесопромышленники всерьез озабочены поисками грамотных моделей лесного хозяйствования. Именно такие модели разрабатывает и реализует крупнейшая в мире неправительственная природоохранная организация Всемирный Фонд дикой природы (WWF).

Приоритетным направлением работы, которая проводится Фондом более чем в 100 странах мира, является сохранение жизненно важных экосистем, в том числе лесных. В нашей стране Программу по устойчивому управлению и сохранению лесов осуществляет Российское представительство WWF. Совершенно очевидно, что программа эта своевременна, ведь в России, в результате рубок, пожаров, строительства дорог и прочих последствий хозяйственной деятельности человека, под угрозой исчезновения находятся последние крупные массивы девственных лесов европейской части, Дальнего Востока, Кавказа и Алтай-Саянской горной страны. По прогнозам, это может произойти уже через 10-20 лет.

Российская часть лесной программы WWF предусматривает сохранение биологического разнообразия лесов страны посредством реализации системы устойчивого управления лесами. Один из пунктов этой программы - построение модельных лесов в ключевых российских регионах. Демонстрация эффективности модельных лесов должна воздействовать на федеральную и региональную лесную политику, а в дальнейшем активизировать внедрение механизмов устойчивого управления лесами. Сейчас в стране действуют несколько таких проектов - в Республике Коми, на Дальнем Востоке, в Алтай-Саянской горной стране и, последний по времени реализации, - в Псковской области.

Территория псковского проекта WWF составляет около 46 000 га земель Струго-Красненского лесхоза Псковского управления лесами. Она разбросана участками различной величины по всему району, что, кстати сказать, имеет свои преимущества, поскольку позволяет охватить различные ландшафты и лесорастительные условия. Наибольшие лесные массивы находятся в Горском и Хрединском лесничествах, где проводятся более детальные работы.

Но даже если предположить, что управленческие вопросы будут так или иначе решены на государственном уровне, нам никак не обойти другой, не менее серьезный вопрос: позволяет ли российская нормативная база организовать такое эффективное лесное хозяйство, как, скажем, в Финляндии или в Швеции? К сожалению, ответ очевидный и резко отрицательный - не позволяет. Поэтому сегодня необходимо организовать всю нормативную базу, создать реальный инструмент для промышленника, который хочет работать на перспективу и готов вкладывать деньги в организацию лесного хозяйства, чтобы гарантировать свой бизнес. Решение этого вопроса является основной задачей проекта "Псковский модельный лес".

В настоящее время лесопромышленники могли бы стабилизировать ситуацию с лесными хозяйствами, но при организации долговременного бизнеса они сталкиваются с серьезными проблемами. Исторически сложилось так, что у нас действует очень жесткая схема принятия решения, во главе которой стоит план, регламентирующий обязанности лесопромышленника в той части, которая касается рубки, и лесхоза в части восстановления и рубок ухода. Функция контроля выполнения плана возложена на лесхоз. Так как наша система планирования построена на нормативах, усредненных для больших территорий, то план не помогает принимать конкретные решения в каждом конкретном случае. Он не дает лесопромышленнику внятного ответа на вопрос, куда ему вкладывать деньги, чтобы получить прибыль, какие шаги предпринимать, чтобы достичь положительного эффекта своей деятельности. Все это создает почву для довольно суровых отношений между лесозаготовителем и лесхозом, который может формально требовать все, что записано в плане, хотя иногда это просто противоречит здравому смыслу. В такой непростой ситуации многое зависит от людей, вовлеченных в конфликт.

Модель эффективного лесного хозяйства

С российской стороны партнерами и активными участниками проекта являются Министерство природных ресурсов РФ, Администрация и Комитет природных ресурсов Псковской области, органы местного самоуправления Струго-Красненского района, Струго-Красненский лесхоз, местные лесозаготовительные компании, Институт лесного хозяйства (СПбНИИЛХ), Северо-Западное государственное лесоустроительное предприятие, а со стороны международных организаций - Шведское агентство международного сотрудничества и развития (SIDA), компания StoraEnso, WWF Германии.

Псковский проект возник не на пустом месте. Несколько лет назад СпбНИИЛХ совместно с Управлением лесами Ленинградской области, крупным северо-западным предприятием и лесной службой Финляндии осуществило (не в рамках WWF) проектную работу по изменению системы планирования. Это был весьма сложный проект по Карельскому перешейку, который показал все "болевые" точки региона. Тогда была разработана и применена новая методика расчета нормы пользования, что по сути дела есть краеугольный камень экономического обоснования вырубки. Условно псковский проект можно считать продолжением карельского, здесь обозначаются и на более глубоком уровне решаются те же самые проблемы, одна из которых - управленческая.

Для нашей страны вопрос управления лесным хозяйством очень сложен, прежде всего из-за разорванности финансового потока между рубкой леса и его восстановлением. Действующая сейчас схема управления практически не работает, и это главная беда на сегодняшний день, когда капитал наконец сконцентрировался и лесопромышленники стали ориентироваться на долгосрочный бизнес. Промышленники всегда и везде исходят из экономических соображений, и, вкладывая свои финансовые средства в будущие леса, хотят быть уверенными, что те обеспечат им ощутимую прибыль. К сожалению, на настоящий момент лесхоз не является четким партнером российскому лесопромышленнику, поскольку выступает экономически незаинтересованной стороной, у него - лесхоза - свои проблемы выживания, мало связанные с эффективным использованием средств, которые он получает на поддержание лесного фонда. Поскольку вопрос управления лесным хозяйством целиком относится к сфере политики и принятию решений на государственном уровне, то в рамках проекта "Псковский модельный лес" может быть подготовлен лишь эффективный образец такого управления.

Совершенно очевидно, что существующая система планирования тормозит развитие лесного бизнеса в России, поэтому специалисты, ведущие проект "Псковский модельный лес", в первую очередь занялись изменением этой системы. Работа эта сложная, кропотливая, но на сегодняшний день имеются реальные результаты.

Уже в ходе работ по Карельскому перешейку была разработана принципиально новая методика расчета нормы пользования, это очень важно, поскольку действующая методика обладает всем давно известными органическими недостатками. Было сделано два проекта для двух лесничеств и один целиком для Карельского перешейка, проанализированы разные сценарии ведения лесного хозяйства и те последствия, к которым приводит нынешняя практика. Были выявлены очень опасные моменты, которые сейчас учитываются в проекте "Псковский модельный лес".

В карельском проекте собственно лесоустройства не было, тогда, по сути, проводилось дополнительное обследование, и расчеты базировались на использовании старой лесоустроительной информации. В псковском же проекте в течение этого лета проводится детальная инвентаризация лесов, собираются данные, необходимые для ландшафтного планирования и экономического обоснования будущего плана. Существующие нормативы по рубкам, возобновлению лесов изменяются, для того чтобы сделать их простыми, понятными и соответствующими местным условиям. Сейчас отрабатываются такие технологические цепочки и подбираются такие технологии, которые лесозаготовитель действительно сможет реализовать. В дальнейшем будет производиться расчет пользования по новой методике, будут рассчитываться разные сценарии ведения лесного хозяйства, отличающиеся набором экологических и экономических требований. Будет меняться процедура принятия решения, принятия плана. Когда различные варианты будут просчитаны, состоится их открытое обсуждение всеми заинтересованными сторонами - лесхозом, лесопромышленником, общественностью, "зелеными", администрацией, в результате будет принят компромиссный вариант. Сейчас в проекте участвует конкретный лесозаготовитель, который имеет аренду на 49 лет, а также лесхоз, управление и общественность, и новый план готовится с учетом пожеланий и оценки ситуации каждым участником проекта.

Необходимо отметить еще одну серьезную для лесного бизнеса России проблему. Дело в том, что вся наша нормативная база была подготовлена для экстенсивной

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»