←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
Тема 1: Стратегии сегментирования рынка.
1. Уровни и преимущества сегментирования.
2. Основы сегментирования потребителей и деловых рынков.
3. Критерии эффективного сегментирования.
4. Динамика целевых стратегий.
===1===
Сегментирование – это МА деятельность компании, на-правленная на наиболее точный выбор целевого сегмента.
В результате выявляются целевые рынки их уровней:
1) Сегменты
2) Ниши
3) Регионы
4) Индивиды
МА сегмента.
Сегмент – это большая идентифицированная по каким-либо признакам группа покупателей внутри рынка.
Компании стремятся выбрать несколько сегментов, кон-центрируя на них свое внимание.
МА сегмента занимает промежуточное положение между массовым и индивидуальным МА. МА сегмента в отличии от индивидуального МА не предполагает удовлетворение по-требностей конкретного потребителя, хотя и является более специализированным, чем массовый МА. Компании, его ис-пользующие, имеют возможность сделать более основанные предложения товаров и услуг, по приемлемой цене, облегчая себе выбор каналов распределения и средств коммуникации.
МА ниши.
Ниша – это более узкая группа покупателей, потребно-сти которых удовлетворяются конкурентами в недостаточной степени.
Чтобы выделить нишу достаточно разделить сегменты на более мелкие составляющие и определить группу покупателей, которых объединяет желание получить особое сочетание благ.
Поскольку рыночные сегменты достаточно обширны, их легко идентифицируют и конкурирующие компании. Интен-сивность конкуренции на нишах минимальная.
Привлекательную нишу можно описать:
1) Покупатели имеют определенный набор потреб-ностей;
2) Покупатели готовы заплатить высокую цену той компании, которая лучше других удовлетворит их потребителей.
3) Фирма, действующая в нише должна иметь высо-кую квалификацию;
4) Вследствие узкой специализации фирма получает экономию средств;
5) Вероятность того, что компании-конкуренты об-ратят внимание на ту нишу, невелика.
6) Ниша, имеющая достаточный размер и перспекти-вы роста приносит неплохую прибыль.
МА региона.
Целевой МА направлен на удовлетворение потребностей группы покупателей, определенного региона, приобретает чер-ты регионального МА.
Индивидуальный МА.
Каждый покупатель – это сегмент. Сегодня, благодаря современным средствам связи происходит массовая ориента-ция на индивидуальных покупателей, использование возмож-ностей массового производства для изготовления товаров для индивида.
Самостоятельный МА – покупатель принимает на себя ответственность за выбор товара или марки.
Преимущества сегментирования:
- эффективность удовлетворения потребностей;
- высокая прибыль; разделяя рынок на сегменты, компания получает возможность повысить сред-ние цены и значительно увеличить прибыль;
- возможность для роста; сегментирования ведет к увеличению объема продаж, а => прибыль растет.
- Постоянные потребители;
- Целенаправленные коммуникации;
- Стимулирование нововведений
- Доля рынка.
===2===
Чтобы определить потребности потребителей и провести сегментирование, необходимо провести МАИ.
Сегментирование осуществляется следующим образом:
1) Неформальный опрос потенциальных покупателей и обсуждение в группах с целью выяснения цен-ных различий в покупательских предпочтениях, в отношениях покупателей к благам, в их потребно-стях.
2) Разрабатывается формальная анкета для количест-венной оценки различий. При определении наибо-лее значимых переменных сегментации рынка ис-пользуют методы статистики.
3) Составляется общая характеристика выделенного сегмента, в которой указывается его профиль, особенности поведения, демографические, психо-графические характеристики. Каждому сегменту присваивают имя.
===3===
Рыночные сегменты должны отвечать следующим требо-ваниям:
1. Действительность: выделенный сегмент должен составлять отличную от других группу потреби-телей, характеризующейся однотипной реакцией на программу МА.
2. Измеряемость: фирма должна иметь возмож-ность оценить размеры, покупательскую способ-ность и другие характеристики сегмента.
3. Размер (прибыльность) сегмента: должен быть достаточно большим для обеспечения прибыли и покрытия расходов.
4. Доступность.
5. Активность: программа МА, разработанная для привлечения внимания потребителей и их обслу-живания должна восприниматься ими активно.
===4===
После разделения рынка на группы потребителей, п/п вы-бирает один или несколько сегментов для освоения.
Для оценки сегментов и решения вопросов стратегии ох-вата рынка используются факторы:
- Степень привлекательности сегмента
- Цели и ресурсы компании
Исходя из этих факторов принимается решение об охвате рынка.
1. Концентрация усилий на одном рынке (стратегия контрольного МА).
Преимущества: сокращение издержек, что способствует сокращению производства, позволяет повысить расходы на рекламу и мероприятия по продвижению товара. Заняв лидирующее положение на рынке, компания сокращает сроки окупаемости на рынке.
Недостатки: повышенная степень риска: неудачный выбор сегмента может не оправдать надежды; привлекательный сегмент может привлечь конкурентов, которые могут оказаться сильнее нас.
2. Избирательная специализация.
Компания выбирает несколько привлекательных сегментов. Это дает возможность распределить риски по нескольким направлениям. Сегменты как схожи, так и различны.
3. Товарная специализация.
Фирма концентрирует усилие на выпуске одного товара, который предлагает нескольким сегментам рынка. При таком подходе вероятен риск вытеснения фирмы с рынка в случае появления более совершенных товаров-конкурентов.
4. Рыночная специлизация.
Фирма специализируется на удовлетворении потребностей выбранной группы потребителей. Она занимает сильные позиции на выбранном рынке и становится каналом, через который поступают все товары, могущие понадобиться данному сегменту.
Риск данной стратегии: бюджет потребителей может быть сокращен и они откажутся от услуг поставщика.
5. Полный охват рынка.
Такую стратегию в состоянии реализовать только крупной компании. Возможны 2 стратегии: дифференцированный и недифференцированный МА.
Недифференцированный МА – это когда компания, пренебрегает различиями в сегментах, и выходит на рынок с единственным предложением.
Она сосредотачивает усилия на общих потребностях покупателей, а не на различиях. Разрабатывает товар и МА программу, привлекательные для всех покупателей, использует массовый сбыт и рекламу.
Преимущества: низкие издержки пр-ва, низкие затраты по
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
|
|