←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6
достижения других наук.
Раскрывая методологию стратегического планирования, надо ответить на вопросы:
а) Что служит методологической базой?
б) Каковы общие методы стратегического планирования?
в) Какова системная модель организации и как ее интерпретировать?
г) Каковы принципы стратегического планирования?
Методологической базой стратегического планирования является системный и ситуационный подходы. Согласно системному подходу любую организацию следует рассматривать как систему, состоящую из определенных взаимосвязанных элементов, обеспечивающих ее жизнедеятельность, и элементов более крупной системы, функционирование и развитие которой определяется экономическими законами и закономерностями, характерными для данного типа систем.
Для каждой конкретной организации системы более высокого порядка выступают в виде определенной среды, состоящих из хозяйственных и правительственных органов управления; рынка, отечественных и зарубежных конкурентов, средств информации и инфраструктуры.
Стратегическое планирование организациями основывается на следующих положениях:
Первое положение
Организации являются сложными социально-экономическими системами, которые характеризуются рядом особенностей:
а) Организации создаются для достижения определенных целей;
б) Наличие определенных ресурсов и их преобразование в материальные блага;
в) Соизмерение затрат на производство и использование товара с результатами деятельности;
г) Сложность внутренней среды организации;
д) Многокритериальность задач управления;
е) Большая динамичность протекающих в системе процессов;
ж) Необходимость управления организацией, для чего создается специальный орган управления, имеющий определенную функцию и организационную структуру. Систему утвержденных норм контроля за их соблюдением.
Второе положение
Организации являются открытыми системами, на которые воздействуют многочисленные факторы внешней среды. Поэтому эффективность организации, и ее стратегия, в значительной степени определяются ее адаптивными возможностями.
Третье положение
Стратегии организаций во многом уникальны, следовательно, универсальных решений на все случаи жизни нет, отсутствуют и стандартные наборы правил, и порядок решения стратегических задач.
Методология планирования базируется на следующих принципах:
• Обоснованный и сознательный выбор целей и стратегии развития организации;
• Постоянный поиск новых форм и видов деятельности, для повышения конкурентоспособности организации;
• Обеспечение соответствия между организацией и внешней средой, управляющей и управляемой подсистемами и элементами организации;
• Индивидуализация стратегии, где каждая организация имеет свои особенности, обусловленные сложившимся составом кадров, материально-технической базой, культурой и другими чертами, поэтому разработка стратегий должна производится с учетом этих особенностей;
• Четкое организационное разделение задач стратегического планирования от задач оперативного планирования.
5. Этапы планирования
Планирование состоит из следующих этапов:
1. Оценка экономической и политической обстановки, определяются возможности рынка, его ёмкость, рассматриваются позиции конкурентов, как на данном этапе, так и в перспективе, прогнозируются возможные результаты деятельности, определяется место и роль в отрасли, регионе или экономики в целом;
2. Происходит постановка конкретных задач, вытекающих из конечной цели деятельности, выделяются наиболее важные аспекты деятельности, конкретизируются желаемые результаты, уточняются сроки. К задачам предъявляются жесткие требования: задачи должны быть согласованы с подразделениями организации и должны быть реалистичными;
3. Происходит рассмотрение плановых предположений, т.е. той ситуации, в которой будет выполняться план. Предположения бывают внешними (политические и социальные условия, прогнозируемый уровень развития техники, науки, возможное состояние рынка) и внутренними (будущая структура организации, ее стратегия, политика в области конкретных вложений, деловой климат);
4. Исходя из имеющихся альтернатив, происходит выбор наиболее предпочтительного образа действия. Выбрав одну из альтернатив и скорректировав ее на момент неопределенности, организация приступает к следующему этапу разработки общих планов;
5. Общие планы, они формируются на уровне высшего руководства в виде системных целей и задач, далее они преобразуются в частично детализированные планы функциональных направлений. После разработки общих планов происходит их конкретизация и составляется основной документ – бюджет;
6. Рассматривается вопрос о реорганизации фирмы, если этого требуют обстоятельства или о перестройке управления ею.
Все этапы планирования находят свое отражение в плане.
6. Принципы стратегического планирования
Планирование опирается на ряд принципов:
• Участие в планировании как можно большего числа работников фирмы. Руководство определяет цель, концепцию, которые служат ориентиром для руководителей подразделений, которые в свою очередь, разрабатывают пути движения этих целей;
• Непрерывность, данный принцип выражается в преемственности планов, один из которых переходит в другой, а также корректирование планов в соответствии с внутренними или внешними условиями;
• Координация и интеграция, этот принцип обеспечивает комплексное планирование, координирует планы одного уровня, т.к. процессы протекающие в них связаны между собой. Интегрируется процесс управления на различных уровнях. В результате перечисленных действий достигается единство и взаимосвязанность планирования;
• Обеспечение достижимости поставленных целей и точное выполнение взятых на себя обязательств. Для этого реальные события регулярно сверяются с ожидаемыми, и осуществляется необходимая корректировка планов с учетом продвижения к цели;
• Предшествование планирования другим управленческим функциям, а именно, организации, мотивации и контролю;
• Экономичность, суть этого принципа – достижение поставленных целей наиболее рациональным способом, с учетом всех расходов, возможных потерь, непредвиденных ситуаций, последствий от неправильно принятых решений.
Основное условие планирования это гибкость, т.к. план в рыночной экономике должен своевременно пересматриваться и корректироваться.
7. Виды стратегического планирования
Существуют следующие виды стратегического планирования:
- Долгосрочное (перспективное) планирование. Поскольку при разработке планов идут от будущего к настоящему, планы, рассчитанные на более короткий срок, становятся составной частью перспективных. Перспективные планы отражаются долгосрочные цели и генеральную стратегию действий. Разрабатываемые альтернативные стратегии, в план не включается, а отражаются в специальных программах, содержащихся в приложениях. Перспективные планы включают в себя показатели и предложения, которые отражаются в обобщенных, чаще всего финансовых, показателях. Перспективные планы разрабатываются на срок от 5 до 10 лет.
- Среднесрочное планирование. В их основе лежит реальный спрос на продукцию организации, изменение ее характеристик в ближайшем будущем, перестройка технологии производства, финансовые ограничения, конъюнктура, риск потери партнера и др. Среднесрочные планы разрабатываются на срок от 1 до 5 лет.
- Краткосрочное планирование. Такое планирование охватывает период в несколько недель или месяцев. Оно нацелено на регулирование текущего использования ресурсов и реализуется через составление календарных программ производства и контроля за ним, управления материальными запасами и полученными кредитами.
- Оперативное планирование. В задачу оперативного планирования входит контроль за ежедневной загрузкой оборудования, последовательность операций, расстановка работников и др.
Схема планирования:
Формирование целей и определение
временных горизонтов
Сбор и обработка информации для
Обеспечения прогресса планирования
Выбор метода прогнозирования и разработка соответствующего ему алгоритму
Разработка процессов
Разработка возможных вариантов развития
Анализ плановых альтернатив
Выработка концепций развития
Принятие плановых решений
Разработка и выдача плановых документов
Контроль за ходом выполнения планов
Сбор информации для выработки новых
плановых решений
8. Планирование ресурсов
Общая схема планирования ресурсов:
определяется текущая и перспективная потребность;
происходит поиск источников для удовлетворения потребности;
сопоставляется то, что есть и то, что надо получить;
возможность ликвидации дефицита, если он имеет место;
распределение ресурсов между подразделениями.
Планирование материальных ресурсов
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6
|
|