Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Предпринимательство /

Cтановление предпринимательства в Украине

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 



Скачать реферат


прибыли и продаж. В настоящее же время предприятия классифицируют по количеству занятых в них человек.

Но часто, в зависимости от важности малого бизнеса в экономике страны, он самостоятельно разделяется на различные группы. В Германии, например, существует 4 категории:

- от 20 до 49;

- от 50 до 99;

- от 100 до199;

- от 200 до 499.

В Германии, чтобы фирму признали малой, ее годовой оборот должен составлять от 3,5 до 11,5 млн. DM, в США - 3-12 млн. $.

На Украине к малым предприятиям относят:

- в промышленности и строительстве до 200 человек;

- в других отраслях производственной сферы до 50;

- в науке до 100;

- в розничной торговле до 15;

- в других отраслях непроизводственной сферы до 50 человек.

Но в любом случае система градации фирм и их отнесение к разряду малых или средних является достаточно проблематичным, тем более, что малым предприятием быть выгоднее, так как для него осуществляется практика государственной поддержки посредством льготных кредитов и государственных заказов.

Малые предприятия как возникают, так и распадаются по многим причинам. Например, в Германии в1990 году более 14500 предприятий из числа малых потерпели крах, причем 40% из них просуществовали не более 5 лет. Доля банкротов среди предприятий малого бизнеса всегда выше, ибо, идя на риск, предприниматель решает сложную проблему конкурентоспособности выпускаемой продукции. Ведь начальная стоимость ставит основателей фирмы в невыгодное положение по сравнению с действующей фирмой. Новичку нужно в самом начале проводить свою работу при более высоких издержках, чем предпринимателю действующей фирмы. Поэтому начинающая фирма всегда имеет более высокую себестоимость продукции. Наиболее частые причины банкротства малых предприятий - это неудачи в сфере сбыта продукции, а также недостаточная компетентность и отсутствие опыта.

Но все же, несмотря ни на что, количество вновь создаваемых фирм превосходит число ликвидированных, что говорит об абсолютном увеличении числа предприятий малого и среднего бизнеса в экономике.

Причем достаточно важно то, что часто малое предприятие становится банкротом не полностью, а лишь выкупается более крупной фирмой или само становится таковой.

В 80-х годах обозначилась тенденция к увеличению числа малых предприятий в Германии. Поэтому правомерно утверждать, что в эти годы, одновременно с укреплением позиций верхушки монополистического капитала (данное утверждение ни у кого не вызывает сомнений) в экономике стран Запада наметился процесс возрастания значения мелких и средних фирм в ряде областей как материальной, так и нематериальной сферы производства. Относительно состояния промышленности Германии, хотелось бы привести следующие цифры. Доля 10 ведущих концернов в общем промышленном обороте со второй половины 70-х годов до середины 80-х не возрастала, а по экспорту даже несколько снижалась. Наиболее же наглядной эта тенденция была в США. Согласно официальным данным с 1980 по 1989 года доля фирм малого предпринимательства увеличилась с 18% до37%.

В общем, в 70-е - 80-е годы сначала наметилась, а затем еще очевидней стала проявляться тенденция, при которой доля крупнейших компаний в выпуске продукции, инвестициях, обороте и других показателях многих отраслей оставалась стабильной или даже несколько снижалась. Установилось сбалансированное состояние между мелким и средним бизнесом. Этот временный период можно считать звездным часом малого бизнеса, поскольку для предпринимательства все более важной становится быстрая, гибкая, инновационная адаптация внутренней среды и внешних взаимосвязей фирм к возрастающей неопределенности хозяйственной среды. Предприниматели все чаще осознают необходимость использовать не только преимущества специализации, особую атмосферу творчества и заинтересованности, традиционно царящую в малых фирмах, но и возможности, которые открываются при производственной кооперации: экономия на масштабах, совместные научно-исследовательские разработки, разделение риска.

2. Проблемы и перспективы украинского предпринимательства.

Рассмотрев опыт Германии и США, можно перейти к вопросу о том, какие же условия необходимы для развития малого предпринимательства в нашей стране.

Может ли малый бизнес стать основой экономики? Или в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий? Для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.

Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых в Украине экономических реформ, способных вывести страну из кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.

Сектор малого бизнеса формируется в Украине с 1986-1988 гг. после принятия постановления, а затем и закона о кооперативах. Тогда это была еще квазиформа малого частного бизнеса, но она положила начало развитию негосударственного малого и среднего предпринимательства и до 1992 года наблюдался бурный рост малых предприятий, который резко замедлился. в 1993 году

Потеря административного управления, экономический хаос и законодательная неразбериха привели к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.

Среди видов деятельности МП до сих пор преобладают розничная торговля (35 %), промышленность (15 %), строительство (16 %). Тенденции в отраслевом распределении малых предприятий и кооперативов таковы, что сокращается доля предприятий, занимающихся производством, а растет доля и , соответственно значение для нашей экономики, предприятий, занимающихся торговлей, посредническими услугами, финансовых и страховых компаний, в том числе бирж и брокеров. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг ), но тем не менее занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.

Достигнутый к 1997 г. уровень развития негосударственного частного предпринимательства можно оценить как недостаточный по следующим соображениям:

составляет 10—15 %, тогда как в развитых странах—от 50 до 80 %; — по объему деятельности (производство товаров и услуг) малый бизнес Украины настолько мал, что не может ни удовлетворить общественные потребности, ни играть роль полноценного рыночного фактора, то есть влиять на достижение рыночного баланса и составить конкуренцию крупным монопольным государственным предприятиям (по числу МП, приходящихся на 10 тыс. чел. населения, Украина в несколько раз отстает от стран Балтии и России, в 10 раз—от Румынии и Словении, в 50 раз— от Польши, Венгрии, Чехии);

— доля работающих в малом бизнесе Украины составляет около 8 % от численности всех работающих, тогда как в странах с рыночной экономикой—не менее 50 %;

— вклад малого бизнеса Украины в создание ВНП составляет 10—15 % по сравнению с 60—80 % в развитых странах.

Что касается внутреннего механизма жизнедеятельности, то малый бизнес не достиг порога «критической массы», при котором начинает действовать эффект саморегулирования и самовоспроизводства.

Рассмотрим причины сложившейся ситуации. В прессе, в кругу специалистов, изучающих малый бизнес, в среде предпринимателей фигурирует перечень, в который входит около двух десятков причин, препятствующих развитию малого бизнеса в Украине. Среди них — несовершенные законы и часто изменяющиеся правила; чрезмерные налоги; узость источников финансирования; неравные возможности в конкурировании с крупным номенклатурным бизнесом; всеобъемлющая коррупция и рэкет; отсутствие поддержки или же препятствование со стороны государства (его органов); неразвитость инфраструктуры (банки, связь, информация и т. п.); профессиональная неподготовленность самих предпринимателей и т. д. Из общих проблем, с которыми сталкиваются бизнесмены всех регионов Украины в своей повседневной деятельности, выделим следующие.

Трудности с регистрацией открытия собственного дела занимают в списках проблем последнее место. Это отнюдь не означает, что проблемы нет или что она незначительна. Конечно, за 5 лет массового развития малого бизнеса в Украине острота ее заметно уменьшилась. Многие желающие начать бизнес уже располагают необходимой информацией о процедуре регистрации, могут получить в органах регистрации, у консультантов-индивидуалов или в специализированных фирмах образцы документов и необходимые советы. Тем

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»