Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Предпринимательство /

Cтановление предпринимательства в Украине

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 



Скачать реферат


Тем не менее, по затратам времени, денежных средств, нервных усилий действующая в Украине процедура регистрации предприятия все еще остается громоздкой и излишне усложненной, особенно по сравнению с той, что действует в развитых странах.

Опрос начинающих и уже действующих предпринимателей показал, что 75 % их не первое место среди других проблем ставят дефицит финансов. Собственных капиталов большинство не имеет, банковские кредиты даются на 2—3 месяца и с высокой процентной ставкой, а других массово доступных источников финансовой поддержки малого бизнеса в Украине нет. Частные благотворительные фонды отсутствуют, союзы и ассоциации предпринимателей не располагают средствами для кредитования малого бизнеса. Известны лишь четыре потенциально доступных источника выделения финансов: Украинский фонд поддержки предпринимательства; Государственный инновационный фонд; средства, выделяемые местными органами власти безработным для организации своего бизнеса; средства местных органов власти, которые образуются из отчислений от стоимости приватизированных объектов. Оба центральных фонда дислоцируются в Киеве, но имеют региональные отделения в областных городах (фонд поддержки предпринимательства—в 9, а инновационный фонд—в 19 областях). Первый фонд ежегодно получает из государственного бюджета установленную сумму для кредитования мелких частных предпринимателей; средства второго фонда образуются из фиксированного процента отчислений, производимых всеми предприятиями от объема реализации продукции (работ, услуг). Эти фонды выделяют кредиты предпринимателям как для начала своего дела, так и под текущее производство, на конкурсных принципах, путем оценки их бизнес-планов. Однако поступают средства в фонды в недостаточном объеме и нерегулярно. Инновационный фонд оказывает кредитную поддержку только проектам, реализующим новые технологии, но его возможности также невелики относительно потребностей малых предприятий.

В 1993 г. начало действовать положение о выделении ссуд безработным для того, чтобы они могли начать свое дело, но, во-первых, выделяемая сумма недостаточна для этого, а во-вторых, получить ее весьма трудно из-за сложной процедуры оформления.

Последний из четырех названных источников кредитования—средства местных властей, образуемые за счет отчислений от стоимости приватизируемых объектов, — также практически бездействует, поскольку не отработан механизм выделения средств предпринимателям.

Что касается получения кредитов в коммерческих банках, то в качестве их клиентов могут выступать лишь торговые и посреднические организации, но не производственные, а тем более не мелкие, потому что у них нет ни большого уставного капитала, ни дорогостоящих основных фондов и имущества, ни значительного личного имущества, которые могут служить залогом под кредиты. В последние годы расширяют масштабы деятельности в Украине зарубежные и международные финансовые фонды и программы, но они охватывают локальные зоны и поэтому не оказывают существенного влияния на поддержку малых предприятий.

Далее в порядке убывания трудностей назовем проблемы доступа к помещениям и оборудованию (55 % опрошенных), дефицита информации (50 %) и недостатка квалифицированного персонала (46 %). Этот набор проблем типичен для всей Украины.

Проблема помещения для малого бизнеса находится в одном ряду с проблемой финансирования. Уровень их сложности варьируется в зависимости от ситуации на местах. Так, ситуация в Киеве отличается парадоксальностью: с одной стороны, здесь выше, чем в других городах, уровень предложения кредитов и помещений, а с другой — намного выше и ценовой фактор (размер прямых и непрямых выплат). Первое понятно само собой (фактор концентрации деятельности в столице), а второе объясняется тем, что уровень цен на рынке кредитов и помещений определяется спросом не всей массы потенциальных клиентов, а верхушки самых платежеспособных из них. В спросе на помещения цена устанавливается в расчете на таких клиентов, как посольства, иностранные торговые палаты и представительства, совместные с иностранными партнерами предприятия, магазины и филиалы транснациональных фирм, представительства зарубежных и международных фондов и программ, банки, холдинговые, инвестиционные, страховые компании, рекламные и туристические агентства и т.п.

Действующие бизнесмены отмечают также проблемы с реализацией продукции и с доступом к сырью и материалам. Последнее не нуждается в объяснении, поскольку в Украине еще не создан механизм свободной рыночной реализации сырья и по-прежнему осуществляется его распределение между государственными предприятиями, доля которых по отраслям колеблется от 60 до 90 %. Крупные биржи с мелким бизнесом не работают, а мелкооптовая торговля решает вопросы снабжения предпринимателей через неформальные каналы. Частично этим объясняется такой феномен нынешней Украины, как расчеты между негосударственными предприятиями преимущественно в виде наличных денег.

Проблема реализации продукции имеет два аспекта — внутренний и внешний. Реализовать продукцию на внутреннем рынке Украины трудно не потому, что она не нужна: спрос есть, но у потребителей нет денег для расчетов. В многозвенной цепочке предприятий, поставляющих друг другу продукцию, ни у кого нет денег для оплаты. Эта ситуация длится уже не один год и известна как «кризис взаимных платежей».

Бизнесмены называют еще две проблемы, которые, по их мнению, имеют сугубо местное происхождение, но, как показали обследования по областям, достаточно типичны для Украины. Это отношения с налоговой администрацией (63 % ответов) и с банками (54 %). Речь идет о недоразумениях между клиентами, с одной стороны, и банками и налоговой администрацией — с другой. Бизнесмены отмечают некомпетентность служащих налоговой администрации и банков, порождающую необоснованные претензии, а также неправильное понимание служащими того, каким должен быть характер взаимоотношений с клиентами, из-за чего к клиенту относятся как к раздражающей помехе или же с готовым предубеждением как к субъекту с заранее предполагаемой презумпцией виновности.

Многие предприниматели среди проблем, затрудняющих развитие дела, выделяют недостаточную собственную подготовленность к бизнесу. Это и понятно: ведь сфера подготовки к предпринимательству находится в Украине в зародышевом состоянии. Бизнесмены жалуются на трудности получения информации (справок, консультаций), Отсутствие литературы по бизнесу применительно к нашим реальным условиям.

Немаловажным фактором развития малого бизнеса является участие государственных органов в создании благоприятных условий для него. В данном направлении государство сделало такие шаги. В конце 1991 г. был учрежден Государственный комитет по содействию малым предприятиям и предпринимательству (упразднен в 1994 г.). Тогда же образован Национальный фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции. В 1993 г. учреждается Государственный инновационный фонд и принимается долгосрочная программа государственной поддержки предпринимательства. Какова эффективность мер для развития малого бизнеса? Нулевая или ничтожно малая, — так следует из опросов предпринимателей и оценок экспертов. В составе местных органов власти (областных, городских, районов города) имеются департаменты, призванные осуществлять государственную политику поддержки предпринимательства, но из-за малочисленности персонала (1—-4 чел.), отсутствия оборудования и финансовых средств они занимаются только лишь подготовкой справок и помогают начинающим предпринимателям в процедуре регистрации. В целом же отношение местных властей к частному предпринимательству все еще остается или индифферентным, или скрыто негативным. Реальная помощь малому бизнесу на местах — явление настолько редкое, что о начале положительных изменений в стереотипах поведения массы чиновников говорить не приходится. Специальных консультационных пунктов, которые могли бы внести весомый вклад в дело поддержки предпринимателей, при местных органах государственной власти пока нет.

Программа государственной поддержки предпринимательства за последние годы, по оценке предпринимателей, не вышла за пределы бумаги, на которой она зафиксирована. Для многомиллионной страны ничтожно малы денежные средства, выделенные на реализацию программы,—250 млрд. крб. на 1993 г., или 0,02 % ВНП. Но основная причина бездействия программы, по нашему мнению, заключается в отсутствии механизма ее реализации, людей и структур, ее выполняющих.

В экономически развитых странах большое внимание уделяется сфере бизнес-услуг. В инфраструктуру бизнеса принято включать сервисные службы для начинающих и действующих предпринимателей (справочно-информационные, консалтинговые, учебные фирмы), ассоциации и союзы, помогающие малому бизнесу. В Украине до настоящего времени не создана сеть справочно-информационных и консалтинговых служб для малых предприятий, хотя процесс идет нарастающими темпами. К началу трансформации Украина не имела самостоятельно действующих сервисных служб. Все вновь созданные или преобразованные организации, пытающиеся работать в нынешних условиях, предоставляют платные услуги, а поэтому потенциально доступны малому числу бизнесменов и в принципе ориентированы на солидных клиентов в лице коммерческих структур (банки, биржи, инвестиционные и холдинговые компании, торговые фирмы, рекламные агентства, совместные предприятия с иностранным капиталом, филиалы зарубежных фирм и т. п.).

Особо следует упомянуть такую комплексную по услугам форму помощи малому бизнесу, как центры развития бизнеса. В развитом виде они оказывают консультационные услуги, ведут подготовку к бизнесу. Развитие сети таких центров позволило бы значительно повысить уровень бизнес-услуг и подготовки предпринимателей. Примером эффективной помощи такого рода может служить работа открывшегося в 1995 г. в Киеве Агентства по развитию предпринимательства

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»