←предыдущая следующая→
1 2
конкурентной
среды
Соперничество
между
существующими конкурирующими
системами
Конкурентный статус фирмы конкурента существенно
повысился; число конкурирующих фирм существенно
возросло; ценовая война началась
Конкурентные
силы, возника-
ющие вследствие
угрозы со
стороны товаров-заменителей
«Потолок цен» создаваемый товаром-заменителем, суще-
ственно снижает потен¬циальную прибыль; покупатели
охотно «переключаются» на товар-заменитель ввиду его
дешевизны
Конкурентные
силы,
возникающие
вслед¬ствие
угрозы
появления новых
конкурентов
Барьер для входа на рынок практически отсутствует;
фирмы, функционирующие на рынке, проявляют
лояльность к новым конкурен¬там
Конкурентные
силы, возника-
ющие вслед¬ствие экономических возмож-
ностей и
торговых
способно¬стей
поставщиков
Экономический потенциал поставщиков высок ввиду
существенной доли затрат на их продукцию в издержках
покупателя; поставщики — субъекты рынка совершенной конкуренции: основная масса покупателей; субъекты монополии
5.
Деятель¬ность
государ¬ственных властных
структур
Налоговая
политика
Повышение налоговых ставок; снятие налоговых льгот с
товаров фирмы; введение новых налогов; введение
налоговых льгот на субституты
Кредитно-
денежная
политика
Повышение учетной ставки Центрального
банка; неблагоприятное изменение валютного курса рубля;
жесткая политика финансовой стабилизации
Таможенная
политика
Неблагоприятное изменение экспортных и импортных
таможенных пошлин
Правовая среда
Изменчивое гражданское и коммерческое
законодательство; введение разрешительного порядка
Политика цен и
доходов
Введен контроль за ценами; введено налогообложение,
стимулирующее снижение доходов в зависимости от
динамики цен
6. Случайные
явления
Форс-мажорные обстоятельства
Стихийные бедствия и т. п.
Внешняя
Политика
Иностранных
государств —
партнеров по
бизнесу
Случайна и нестабильна; надежность инвестиций не
гарантируется
Научно-
технические
Новые изобретения и т. п.
Своевременное зарождение очередного цикла конкурентного преимущества по¬зволяет поддерживать живучесть фирмы. Это происходит в случае своевременного обнаружения сигналов утраты конкурентного преимущества фирмы и принятия адекватных мер противостояния этой угрозе.
3. Факторы внутренней среды, определяющие условия функционирования фир¬мы
Факторами внутренней среды, определяющей условия функционирования фир¬мы, являются:
1. Параметры технических ресурсов фирмы:
• средства технического оснащения;
• сырье, материалы, полуфабрикаты;
• энергия.
2. Параметры технологических ресурсов:
• НИОКР;
• технология изготовления товаров фирмы.
3. Параметры кадровых ресурсов:
• работники, определяющие цели фирмы;
• работники, разрабатывающие средства достижения целей фирмы;
• работники, организующие процесс создания средств достижения целей фирмы;
• работники, непосредственно создающие средства достижения целей фир¬мы;
• работники, обслуживающие процесс создания средств достижения це¬лей фирмы.
4. Параметры пространственных ресурсов:
• территория площадки фирмы;
• производственные здания;
• непроизводственные здания;
• сооружения и инженерные коммуникации.
5. Параметры ресурсов организационной структуры фирмы:
• степень адекватности и время прохождения управленческих воздействий по уровням иерархии;
• степень автономии, лиц принимающих решения (ЛПР), на каждом уров¬не иерархии управления фирмой;
• степень гибкости организационной структуры системы управления фир¬мой.
6. Параметры организационных ресурсов:
• информационное обеспечение производства;
• информационное обеспечение НИОКР;
• информационное обеспечение управления фирмой;
• научно-информационное обслуживание.
7. Параметры финансовых ресурсов:
• степень зависимости от привлекаемых источников финансирования. 8. Параметры стратегического потенциала фирмы:
• соответствие стратегического потенциала фирмы (СПФ) ее целям фор¬мирования конкурентного преимущества (КПФ).
В качестве просматривающей внешнюю и внутреннюю среды фирмы, должна выступать группа экспертов — специалистов в области маркетинга, стратегиче¬ского контроллинга и внутрифирменного экономического анализа, а также служ¬ба информационного обеспечения фирмы.
Сканирование осуществляется на основе предварительно разрабатываемых ме¬тодических материалов, перечисленных ниже:
• перечень подвергаемых наблюдению общих и специфических для каждой фирмы параметров внешней и внутренней среды;
• принципы количественной и качественной оценки внешних сигналов о со¬стоянии и динамике экономической конъюнктуры;
• принципы количественной и качественной оценки внутренних сигналов о состоянии и динамике стратегического потенциала и конкурентного стату¬са фирмы;
• периодичность наблюдения установленных параметров состояния внутрен¬ней и внешней сред фирмы;
• методы анализа возможных последствий, выявленных в процессе наблюде¬ния исходных экономических явлений, которые могут вызвать кризисное состояние фирмы;
• методы определения «контрольных точек» в цепочках» экономических яв¬лений;
• методы внутрифирменного экономического анализа, обобщающего резуль¬таты наблюдения динамики значений параметров внешней и внутренней среды фирмы и оценка результатов анализа;
• принципы выработки антикризисных управленческих решений на основе использования результатов наблюдений и внутрифирменного экономиче¬ского анализа.
Заключение.
В заключении можно сказать. Что при подробном анализе перечисленных выше внутренних и внешних факто¬ров представляется возможным заранее и определенно судить о возникновении в фирме кризисной ситуации.
Интенсивность противостояния утрате конкурентного преимущества, т. е. сте¬пень агрессивности маркетинговой стратегии, предопределяет продолжительность жизненного цикла существования фирмы с ее первоначальной миссией.
Кризисное состояние наступает только тогда, когда все возможности поддержа¬ния конкурентного преимущества в рамках первоначальной миссии исчерпаны.
Истинным сигналом о начинающемся движении к потенциальному кризисно¬му состоянию является начало роста величин отклонений тех или иных показате¬лей, характеризующих состояние внешней и внутренней сред фирмы. Точнее го¬воря, их выход за пределы долгосрочной тенденции изменения этих показателей. Следовательно, для раннего обнаружения подобных слабых сигналов необходи¬мо постоянное наблюдение (сканирование) состояния внешней и внутренней среды фирмы.
Список используемой литературы.
1. Крутик А. Б., Муравьев А. И. Антикризисный менеджмент. – СПб., 2001.
2. Ларионов И. К. Антикризисное упраление. – М., 2001.
3. Россия, ресурсы устойчивого развития / Под ред. Ю. В. Пискулова. - М., 1996.
4. Справочник кризисного управляющего./Под ред. Э. А. Уткина. – М., 1999.
5. Уткин Э. А. Управление фирмой. – М., 1996.
←предыдущая следующая→
1 2
|
|