Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Предпринимательство /

Безопасность бизнеса в странах Северной Европы

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


КОММЕРЧЕСКИЕ И ПРОМЫШЛЕННЫЕ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ

В Швеции контрразведывательную работу в отношении совместных шведско-иностранных обществ и защиту государственных промышленных и коммерческих секре-тов осуществляет шведская полиция безопасности – СЕПО, которая стремится тесно взаимодействовать в этом вопросе с частными промышленными службами безопасности.

2.1. Особенности работы промышленных служб безопасности. В странах Северной Европы местные правоохранительные органы весьма активно действуют через влия-тельные национальные союзы предпринимателей, а также самостоятельно в крупных фирмах. Уполномоченные сотрудники спецслужб на предприятиях совместно с кадровым аппаратом и службой промышленной безопасности обязаны:

• проводить квалифицированную спецпроверку лиц, допускаемых к работе с сек-ретными документами и материалами;

• создавать агентурно-осведомительную сеть;

• распространять среди персонала служб промышленной безопасности опыт контрразведывательного обеспечения закрепленных за ними объектов.

В Швеции и Норвегии частными службами безопасности введен строгий контроль за технической и коммерческой документацией, передаваемой местными фирмами ино-странным специалистам, которых разрешено знакомить лишь с материалами, имеющими особую отметку. Сотрудникам ряда шведских фирм вменено в обязанность под угрозой увольнения после любых контактов с иностранными гражданами представлять в админи-страцию письменные отчеты о характере имевших место бесед.

Выявлена тенденция к расширению функций государственных и ведомственных спецслужб по обеспечению безопасности коммерческой деятельности за рубежом част-нопредпринимательских организаций и содействию в формировании в них собственных групп и служб безопасности. В 90-е годы на некоторые государственные спецслужбы стран Северной Европы возложены определенные задачи по защите интересов и обес-печению безопасности национальных корпораций за рубежом.

В одной из инструкций СЕПО об агентурно-оперативной работе и контактах со слу-жащими шведских фирм за границей органам контрразведки прямо предписывается ус-танавливать агентурные отношения с представителями «восточных» отделов, регулярно выезжающими в Россию, страны СНГ и Прибалтику. Выполнение отдельных оперативных заданий поручается без разглашения существа всей операции сотрудникам служб про-мышленной безопасности крупных фирм.

2.2. Меры общей профилактики экономической преступности. С целью проведения общепрофилактических мероприятий в частном секторе сотрудниками СЕПО подготовлен в начале 90-х годов и настойчиво распространялся в среде деловых кругов страны мемо-рандум на тему: «Промышленный шпионаж – угроза национальной безопасности Шве-ции», в котором приведены некоторые, правда, довольно устаревшие, данные о добыва-нии в Швеции некоторыми иностранными спецорганами промышленных и экономических секретов.

2.3. Режимные меры. Несмотря на определенное улучшение военно-стратегической обстановки в мире, спецслужбы стран Северной Европы продолжают уделять пристальное внимание борьбе с утечкой информации. В частности, осуществля-ются дорогостоящие мероприятия по обеспечению секретности всех важных переговоров в государственных учреждениях и частных фирмах и банках, выявлению подслушиваю-щих устройств криминальных структур и иностранных разведок.

При этом государственные спецслужбы и службы безопасности в частном секторе придерживаются концепции создания так называемой «чистой зоны», в соответствии с которой место, отведенное для секретных переговоров, оборудуется специальными уст-ройствами, поглощающими электромагнитные излучения.

К каждому предмету интерьера помещения, в котором происходит секретное сове-щание, прикрепляется трудноснимаемый датчик (так называемое «охранное кольцо»), способный обнаруживать подслушивающие устройства и передавать соответствующий сигнал на контрольный пункт.

По заключению экспертов, однако, указанная аппаратура не может по техническим причинам быть использована для обеспечения секретности выездных совещаний. В этой связи специалистами частных фирм ведутся работы по модификации всего комплекса охранных средств и мер для таких совещаний. Предполагаемые расходы на осуществле-ние подобных мер безопасности составят около 270 тыс. дол.

В целях повышения бдительности и ограничения контактов секретоносителей с иностранными гражданами СЕПО в последние годы резко усилила работу с промышлен-ными службами безопасности, созданными на предприятиях и в фирмах, являющихся подрядчиками Министерства обороны. Разработаны и внедрены комплексные и много-ступенчатые процедуры проверки и оценки контактов шведских бизнесменов с иностран-ными представителями.

По некоторым данным, СЕПО ежегодно по запросам государственных органов, ча-стных организаций, фирм и банков выдает более 100 тыс. справок относительно полити-ческой благонадежности отдельных граждан.

2.4. Функции офицера безопасности в промышленной фирме (банке). Во многих шведских фирмах, предприятиях, учреждениях, выполняющих государственные заказы, официально введены должности офицеров безопасности. Повышенное внимание уделя-ется упорядочению контактов государственных служащих и сотрудников частнопредпри-нимательских структур, связанных с секретными работами, иностранными представите-лями:

• введены дополнительные ограничения в передвижении, в том числе при выез-дах за рубеж;

• усилены режимные меры в работе с документами;

• разработаны и внедрены новые правила и инструкции поддержания контактов и отчетности о них.

2.5. Роль общественных организаций и союзов предпринимателей в предупрежде-нии утечки из страны научно-технических секретов. Значительное место в воспитательно-профилактической работе, направленной на предупреждение несанкционированного раз-глашения важных для экономики страны научно-технических сведений, занимают некото-рые шведские организации предпринимателей. Например, специалистами Союза швед-ских промышленников в начале 90-х годов подготовлены рекомендации по защите на-циональных научно-технических секретов и обеспечению безопасности шведских пред-приятий в связи с резким расширением их деловых контактов со странами Восточной Ев-ропы.

В рекомендациях союза, подготовленных совместно со шведской контрразведкой и некоторыми военными контрразведывательными органами НАТО, отмечалось, что «раз-ведывательная деятельность в сфере науки, техники и экономики осуществляется стра-нами Восточной Европы в «децентрализованном варианте», но тем не менее достаточно смело и агрессивно».

Это, по мнению шведских экспертов, объясняется, во-первых, потребностью дан-ных стран в создании достаточно конкурентных производств, что весьма затруднительно без регулярного доступа к новинкам западной техники и технологии, во-вторых, массовым переходом кадровых офицеров разведки и контрразведки в частнопредпринимательский сектор.

В результате активизировались вербовочные подходы к шведским коммерсантам с явно разведывательными целями со стороны бизнесменов из стран Восточной Европы.

В качестве наиболее характерных методов работы иностранных государственных спецслужб и частных разведывательно-информационных органов шведские эксперты на-зывают следующие:

• внедрение в исследовательские отделы шведских фирм через многочисленные совместные предприятия;

• получение информации методами выведывания, опроса, интервьюирования, анкетирования, собеседования, наблюдения;

• проведение прямых вербовочных бесед с предложе¬нием о сотрудничестве на материальной основе.

В рекомендациях особо подчеркивается, что при дальнейшем продвижении стран Восточной Европы к рыночной экономике потребуются значительные усилия для повы-шения конкурентоспособности практически всех видов производимой в этих странах про-дукции, но особенно машинотехнических товаров. Это, естественно, обернется для стран Общего рынка и Западной Европы в целом «шквалом промышленного шпионажа с Восто-ка».

В качестве меры защиты эксперты по безопасности рекомендуют:

• усиление профилактической работы с персоналом шведских компаний;

• расширение использования услуг детективно-охранных агентств, специализи-рующихся в вопросах промышленной безопасности.

Анализ свидетельствует о значительной информированности за рубежом относи-тельно усилий некоторых российских предпринимателей ликвидировать техническое от-ставание в промышленности посредством якобы форсирования разведывательной дея-тельности.

Такая осведомленность и практически уже разработанная программа профилакти-ческих мероприятий (в программе не упомянуто, кстати, совсем о мерах пресечения такой деятельности), во-первых, настораживают, во-вторых, однозначно указывают на источник ее происхождения – специальные службы. Составителям таких программ, безусловно, хотелось бы затормозить деловое сотрудничество, сохранить за своими ведущими про-изводителями многие сегменты мирового рынка товаров и услуг.

Такой подход, однако, сегодня встречает на Западе довольно резкий отпор самих предпринимателей, воспринимается ими как анахронизм прежних лет, как атавистическое мышление периода холодной войны.

2.6. Административные меры контроля за экспортом технологий «двойного» назна-чения. Шведское правительство еще в начале 80-х годов уполномочило Управление ма-териально-технического обеспечения Швеции оказывать национальным фирмам, импор-тирующим американскую технологию «двойного» использования, помощь в усилении ре-жима секретности, осуществлять периодические инспекции и выдавать им свидетельства об уровне безопасности. С середины 80-х годов только при предъявлении такого свиде-тельства Министерство торговли США разрешает американской

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»